Нововавилонское царство как центр месопотамской культуры. Искусство Персии. История искусства

Содержание

Слайд 3

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и

В 605 г. до н.э. Ассирия была завоевана и уничтожена Мидией и
Вавилонией. Период расцвета Вавилона наступил в правление Навуходоносора II (605— 562 гг. до н. э.). Вавилон стал одним из самых богатых и своеобразных городов в регионе, политическим и духовным центром: в нём было пятьдесят три храма.
В вавилонской культуре видели прямую наследницу шумеро-аккадских традиций, которые в то время почитались.
Благодаря раскопкам мы хорошо знаем, как выглядел Вавилон VII — VI вв. до н. э. Город был обнесен высокой зубчатой стеной с башнями и воротами.

Главные ворота богини Иштар
в виде арки облицованы глазурованными кирпичами (музей, Берлин).
На синем фоне изображены фантастические белые и желтые драконы и быки. Краски глазури сверкают до сих пор.

Слайд 4

Изразцы- кирпичи,
покрытые
цветной глазурью.

Новый Вавилон.
Ворота богини Иштар.
Фрагменты декора.

Изразцы- кирпичи, покрытые цветной глазурью. Новый Вавилон. Ворота богини Иштар. Фрагменты декора.

Слайд 5

Вавилон.

За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней — зиккуратом. Высота

Вавилон. За воротами находился храм бога Мардука с семиэтажной башней — зиккуратом.
ее 90 м, основание нижнего этажа 90x90 м. Каждый следующий этаж был меньше предыдущего и окрашен в другой цвет. Построена при царе Нимроде. Ассирийским зодчим Арадахдешу.

Слайд 6

Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище

Святилище посвящалось главному богу Мардуку. Было скорее всего увенчано золочеными рогами. Святилище
сверкало голубовато-лиловыми глазурованными кирпичами. По описаниям Геродота внутри была установлена статуя божества из золота весом ок. 2,5 т. 
О высоком искусстве вавилонских архитекторов свидетельствуют развалины висячих садов, украшавших дворец царя Навуходоносора (VI в. до н. э.). Он велел соорудить их для своей любимейшей жены, которая была родом из гористой страны Мидии, чтобы на плоских равнинах Вавилонии создать хотя бы подобие родных ей лесистых гор.

Реконструкция начала XX века висячих садов Семирамиды. 
На высоких сводчатых арках из кирпича были расположены террасы. Поверх кирпичей залит асфальт, на нем — свинцовые плиты, а на них насыпана земля и посажены деревья и кусты. В безлесной Вавилонии висячие сады производили необыкновенное впечатление. Недаром древние греки считали их одним из «семи чудес света».

Слайд 7

К началу нового тысячелетия от Вавилона остались лишь развалины и библейское сказание

К началу нового тысячелетия от Вавилона остались лишь развалины и библейское сказание
о том , что после Всемирного потопа жители города пытались построить башню высотой до небес, но разгневанный Бог смешал их языки так, что люди перестали понимать друг друга и были вынуждены бросить постройку, а сами рассеялись по всей Земле (с тех пор выражение "Вавилонское столпотворение" стало синонимом всеобщей сумятицы и смятения).
Искусство Империи Ахеменидов
Персы и мидяне — племена индоевропейского происхождения, населявшие Древний Иран, — впервые упоминаются в ассирийских хрониках IX в. до н. э.
В 550 г. до н. э. персидский царь Кир II Великий (558— 530 гг. до н. э.), происходивший из династии Ахеменидов, сверг мидийского царя и присоединил Мидию к своему государству.
В 539 г. до н. э. Персидское царство подчинило Вавилонию, в 525 г. до н. э. Египет, затем распространило своё влияние на города Сирии, Финикии, Малой Азии и превратилось в гигантскую империю. Ахеменидские цари проводили гибкую и дальновидную политику по отношению к завоёванным государствам. Каждое из них объявлялось сатрапией (провинцией) Персии и должно было платить дань.

Слайд 8

При этом завоеватели не разрушали города, постоянно подчёркивали свою терпимость к традициям,

При этом завоеватели не разрушали города, постоянно подчёркивали свою терпимость к традициям,
религии и культуре покорённых народов: например, устраивали символические коронования на царство по местным обычаям, участвовали в церемониях поклонения местным божествам.
Господство Персии на Востоке длилось около двухсот лет и было сокрушено только в 331 г. до н. э. во время восточного похода Александра Македонского.
Мидийским и персидским мастерам нелегко было найти самостоятельный путь в искусстве, поскольку их окружали памятники более древних и ярких культур, чем их собственная. И всё же, изучая и перенимая чужие традиции, они сумели создать собственную художественную систему, так называемый «имперский стиль». Ему присущи торжественность, масштабность и в то же время тщательность в отделке деталей.
Художественными центрами империи Ахеменидов были царские резиденции. В их сооружении участвовало огромное количество людей, пригнанных с захваченных территорий. Каждая из резиденций представляла собой грандиозный архитектурно-скульптурный комплекс, в котором всё подчинялось главной идее — прославлению власти царя.

Слайд 9

Наибольший интерес и историко-культурное значение имеют постройки дворцового типа в Персеполе, ставшем

Наибольший интерес и историко-культурное значение имеют постройки дворцового типа в Персеполе, ставшем
царской резиденцией со времён Дария I.

Персепольские дворцы расположены на искусственно приподнятой платформе и представляют при всём разнообразии архитектурных форм единый ансамбль.

Слайд 10

Все здания, кроме одного, возведённого во второй половине
IV в., построены по

Все здания, кроме одного, возведённого во второй половине IV в., построены по
приказу Дария I и Ксеркса I (начало V в.) по единому плану. Они дают нам представление о стиле архитектуры периода расцвета державы Ахеменидов.
В Персеполе хорошо представлены два типа дворцовых построек: один — жилой зимний дворец (так называемая тачара), другой - парадный открытый зал с покоящимся на высоких тонких коленках деревянным перекрытием (ападана). К этому же типу примыкает так называемый стоколонный зал, построенный при Ксерксе.
Совсем иного типа сооружением является дворец Дария в другой царской резиденции - древней эламской столице Сузах. Там дворцовые постройки сгруппированы вокруг центрального двора по принципам древней архитектуры Двуречья.
Все эти архитектурные сооружения разных типов свидетельствуют о том, что стиль времени Ахеменидов сложился из многих элементов. Эти постройки возводились, как говорят древнеперсидские надписи, мастерами разных народов и племён. Поэтому в них, наряду с несомненно местными иранскими элементами, запечатлелись элементы месопотамские, египетские, греческие.

Слайд 11

Персеполь. Дворец царя Дария. Реконструкция.

Персеполь. Дворец царя Дария. Реконструкция.

Слайд 12

Персеполь. Дворец царя Дария. Современное состояние.
Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая над террасой на

Персеполь. Дворец царя Дария. Современное состояние. Центром комплекса является Ападана Дария, приподнятая
высоту 4 метра. К ней ведут две парадные лестницы, настолько пологие, что по ним можно было проехать на колесницах. Главную же ценность этих лестниц и всей террасы Ападаны составляют рельефы, высеченные на каменных плитах. По внешней стороне лестницы они изображают торжественное шествие царской гвардии, а по внутренней — шествие слуг, несущих баранов, сосуды, бурдюки с вином. Такое же действие запечатлено и на рельефах самой Ападаны: здесь в процессию выстроены представители покорённых народов.

Слайд 13

Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят

Многие исследователи давно считают, что процессии данников, украшающие лестницы Ападаны, буквально воспроизводят
некое ежегодное мероприятие, возможно, приуроченное к празднованию Нового года. У восточной двери Ападаны изображён восседающий на троне царь царей Дарий I, за ним стоит наследник престола Ксеркс.
Сама ападана представляла собой большой зал, окружённый вестибюлями. Крыша сооружения, вероятно, была деревянной и поддерживалась семьюдесятью двумя каменными колоннами, тринадцать из которых сохранились.

Слайд 14

Скульптурные фризы из дворца Дария.

Скульптурные фризы из дворца Дария.

Слайд 15

Великий и богатый город-дворец Персеполь не донес до наших дней былого величия

Великий и богатый город-дворец Персеполь не донес до наших дней былого величия
— от него остались только одни руины. Стоит он под открытым небом, храня следы прошлого могущества. О величии Персеполя сохранились лишь упоминания в древних рукописях, например, о том, как завоевывал этот город Александр Великий (чтобы вывести все сокровища, которые хранились за его стенами, понадобилось 5 000 верблюдов и 10 000 мулов).

Персеполь. Рельеф

Рельеф, изображающий
царя Дария I.

Имя файла: Нововавилонское-царство-как-центр-месопотамской-культуры.-Искусство-Персии.-История-искусства.pptx
Количество просмотров: 58
Количество скачиваний: 1