Искусство Древней Руси XIV-XV веков

Слайд 2

Церковь Феодора Стратилата на Ручью

Церковь Феодора Стратилата на Ручью

Слайд 3

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на

Церковь заложена в 1360 году по указу новгородского посадника Семёна Андреевича на
берегу ручья. Ручей упоминается в летописи под 6613 [1105] как Плотницкий. Позднее стал Фёдоровским. Строительство закончено в течение года. На протяжении нескольких веков церковь была приходской для Федоровой улицы Плотницкого конца. В 1950-х годах Л. М. Шуляк проведена полная реставрация фасадов с восстановлением трёхлопастного завершения и первоначального декора.
Храм представляет из себя классический памятник новгородского зодчества того времени и является одним из выдающихся памятников архитектуры средневекового Новгорода.

Слайд 4

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно

Здание церкви — это четырёхстолпная одноглавая постройка кубического типа. На фасаде, особенно
на барабане и апсидах, немало декоративных элементов. Некоторые ниши фасада ранее были украшены фресками. По замыслу Семёна Андреевича, постройка должна была служить ещё и как каменный сундук-сейф. С западной стороны к церкви примыкает пристройка и колокольня, построенные в XVII веке.
Церковь Феодора Стратилата на Ручью стала эталоном для новгородских зодчих последующих поколений.

Слайд 5

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть

Фресковая роспись церкви датируется примерно второй половиной XIV века. Она сохранилась, хоть
и фрагментарно, но на всех стенах, сводах и арках храма. В 1910 году роспись была освобождена от побелки. Её художественное значение исключительно. От традиционного новгородского стиля она отличается тем, что выполнена в красно-коричневых тонах.

Фреска на северной стене.

Слайд 6

Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на

Многие персонажи стратилатовских фресок имеют сходство с персонажами живописи церкви Спаса на
Ильине. Некоторые второстепенные детали буквально повторяются в росписях этих церквей.

Крестный путь и Голгофа

Слайд 7

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского

В композиции и отдельных фигурах росписи Федора Стратилата чувствуется значительное влияние византийского
искусства XIII—XIV веков.

Введение во храм Богоматери