Слайд 2Истоки древнерусского искусства восходят к искусству восточных славян, населявших в 1 тысячелетии
н. э. европейскую территорию России. Искусство это было связано с языческим культом, носило магически-анимистический характер и широко входило в повседневный быт древних славян.
Слайд 3Архитектура
История домонгольской Руси отмечена стремительным развитием зодчества. Строили деревянные и каменные
храмы, избы, грандиозные оборонительные стены на насыпных валах, деревянные мостовые, мосты, богатые хоромы и терема знати, гридницы . Предполагают, что они были ярко раскрашены, с затейливыми кровлями, сложными резными украшениями.
Слайд 4Архитектура
Особый интерес представляет храмовое строительство. Православный храм мыслился кораблем, с помощью которого
человек попадал в мир горний, олицетворял связь мира земного с миром небесным.
Слайд 5Архитектура
Каменное строительство поначалу велось либо византийскими мастерами, либо при их непосредственном участии.
Зодчие из Византии привезли с собой четырехстолпную, крестовокупольную конструкцию православного храма. Интерьер делится столбами или колоннами на продольные части – нефы; на четырех центральных опорах на высоком барабане находится купол; центральное пространство образует крест. С восточной стороны располагались алтарные помещения – абсиды, полукружьями выступавшие на внешней стороне.
Слайд 6Архитектура
XI-XII века - время бурного храмового строительства на Руси. Киев становится главным
художественным центром, влияние киевской художественной школы прослеживается во всех городах. Особого расцвета Киев достигает при Ярославе Мудром, превращается в один из крупнейших городов Европы, соперничает с Константинополем. По дошедшим свидетельствам, здесь было построено около 400 церквей, 8 рынков, Золотые ворота - парадный въезд в столицу Древней Руси.
Слайд 7Изобразительное искусство
Особое внимание уделялось оформлению интерьеров церквей. Божий дом должен быть
не только особенно красив, но и создавать впечатление ирреального, божественного мира. Высокие иконостасы появились не сразу, поэтому вошедший мог свободно видеть все обширное пространство храма. Интерьеры украшались золотыми и серебряными сосудами, богатыми византийскими тканями. Со сводов свисали большие хоросы-люстры. Особую роль в создании ощущения мира горнего играла живопись.
Слайд 8Изобразительное искусство
В Софийском соборе Киева центральный купол и арки, а также полы покрывала
мозаика. Из разноцветных, тщательно подобранных кубиков смальты были выложены канонические сюжеты из православной литературы. Стены собора расписаны фресками.