Слайд 2XVIIIстолетие часто называют веком портрета. Художник и искусствовед И.Э.Грабарь писал: « Одним
из самых главных факторов, решивших судьбу русской живописи, было появление портрета…
Портрет- единственная область живописи, в которой Россия…временами шла в уровень с Европой».
Слайд 3В это время особенно усилился интерес к человеческой личности. Ее ценность во
многом определялась интеллектуальными и душевными качествами, а не титулами, чинами и званиями.
Именно в портретном жанре, занявшем ведущее место в искусстве, были достигнуты подлинные вершины художественности.
Слайд 4Мастера живописного портрета
С наибольшей силой и убедительностью образ человека Нового времени был
воплощен в живописном портрете.
Далеко не сразу были найдены новые приемы изображения, отличные от парсунной живописи, решена проблема сходства и индивидуализации в парадном портрете.
Эти поиски успешно осуществили талантливые художник, среди которых в первую очередь следует назвать имена
И.Н. Никитин( 1690-1742),
А.М. Матвеев ( 17001- 1738),
А.П. Антропов (1716-1795),
Иван Петрович Аргунов( 1729-1802).
Слайд 5Иван Никитич Никитин (около 1690, Москва — не ранее 1742) — русский живописец-портретист, основатель
русской портретной школы XVIII века.
(Великая княгиня Наталья Алексеевна)
Слайд 6Иван Никитич Никитин
Портрет напольного гетмана
Слайд 8Иван Никитич Никитин
Портрет Петра I в круге
Слайд 9Портрет Петр Великого
Портрет Петра Первого 1717 год
Портрет Петра Первого 1725 год(
Слайд 13Алексей Петрович Антропов,
портрет Екатерины II в профиль.
Слайд 14Иван Петрович Аргунов
предполагаемый автопортрет
Слайд 15Антропов, портрет Петра Великого
Слайд 16 Александр Матвеев , портрет с женой.
Слайд 19Портрет Елизаветы Петровны в детстве
Слайд 20Иван Петрович Аргунов
портрет неизвестной крестьянки
Слайд 21Новые жанры в живописи
Во второй половине XVIII века появились новые жанры в
живописи- бытовой, исторический, пейзажный. Однако самые значительные произведения по-прежнему создавались в жанре портрета, существенной чертой которого явилось соединение общественно значимых проблем с высокохудожественными достоинствами.
Слайд 22Что изменилось в портретном жанре?
Разнообразились жанры парадного портрета: портреты в домашней обстановке,
репрезентабельные портреты-картины.
Значительные перемены коснулись и камерного портрета.
Портреты решали не только сословные задачи, а воплощение внутреннего мира, качества личности.
Слайд 23Федор Степанович Рокотов
Один из самых изысканных и тонких живописцев в европейском искусстве
XVIII века.
Его работы отличаются необыкновенной поэтичностью, одухотворенностью образов. Рокотов избегал торжественных, парадных портретов, эффектных и пышных композиций.
Его главная заслуга- создание камерного портрета, максимально раскрывающего внутренний мир человека, его мысли и чувства.
Слайд 24Федор Степанович Рокотов
Блистательный мастер светотени и колорита.
В его портретах нет единообразия.
Слайд 28Левицкий Дмитрий Григорьевич
Парадный и камерный портрет.
С одинаковым мастерством работал в жанре парадного
и камерного портрета, создавал костюмированные, детские, семейные портреты своих современников- вельмож. Философов, купцов, промышленников.
Слайд 29Левицкий Дмитрий Григорьевич
Мастерски передавал материальную красоту вещей6 шуршащий атлас, золото парчи, легкость
кружевов.
Слайд 32.
Портрет
П.А Демидова,
1773 год, Государственная Третьяковская галерея
Слайд 33Д.Г. Левицкий
Портрет Е.Н. Хованской
и
Е.Н. Хрущевой,
1773 год.
Слайд 34Владимир Лукич Боровиковский
Славу русского портрета приумножил талантливейший живописец конца XVIII века Владимир
Лукич Боровиковский.
Если в произведениях Рокотова И Левицкого нашли отражение черты рококо и Боровиковского в большей степени связано с сентиментализмом.
Слайд 35Владимир Лукич Боровиковский
Созданная им галерея глубоко поэтичных женских образов –это то
лучшее, что до сих пор остается в русском портретном искусстве.
Художник не стремится к разнообразию композиционных приемов: его героини часто на фоне паровых ландшафтов, опирающимися на какой-либо постамент. Главное внимание автор сосредотачивает на лицах своих моделей, передавая юный веселье, задор и веселье, строгость, доброту, задумчивость и мечтательность.
Слайд 36Владимир Лукич Боровиковский
Одним из самых поэтических произведений является портрет М. И. Лопухиной.
С большой любовью и задушевностью представлен образ молодой мечтательной женщины. Томный, немного грустный взгляд, нежная улыбка, свободная непринужденность позы прекрасно переданы художником.
Слайд 38Портрет М.И. Лопухиной
Ее лицо далеко от идеала классической красоты, но в то
же время исполнено очарования и душевной прелести. Плавные линии, мягкие округлые формы, нежнее тона создают особую атмосферу покоя и гармонии . Воздушная дымка и изысканные сочетания цветов белого платья, нежно-голубого пояса, сиреневого шарфа, розы, пепельного цвета волосы, зеленого фона древесной листвы усиливают впечатление меланхоличного раздумья молодой девушки.
На этом портрете Марии Ивановне 18 лет,в 24 года она ушла из жизни…