Искусство Византии

Содержание

Слайд 2

Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века)
Большое место занимает скульптура, раннехристианское искусство сосуществует

Раннехристианский или предвизантийский (III-VI века) Большое место занимает скульптура, раннехристианское искусство сосуществует
с позднеримским. До 4 в оно было часть, но в 4-5 в стало главным, хотя и не вытеснило позднеримское (главная форма римской скульптуры того времени – портрет). При столь тесном соприкосновении, христианское искусство использовало все традиционные формы пластики для выражения своих идей. Для изображения христианских сюжетов широко используется рельеф на саркофагах (скульптурные мраморные позволяли себе только богатые, они все подписаны).

Искусство Византии традиционно принято разделять на следующие основные периоды:

Слайд 3

Ранневизантийский (VI-VIII века) С V века начинается ранневизантийский этап в искусстве, после

Ранневизантийский (VI-VIII века) С V века начинается ранневизантийский этап в искусстве, после
чего наступает век иконоборчества (VIII в.). IX-XII века можно обозначить как период средневизантийского искусства, который продлился до падения Константинополя в борьбе с крестоносцами в 1204 году.

Слайд 4

Иконоборческий (VIII — начало IX века)
Иконоборчество — религиозно-политическое движение в Византии в

Иконоборческий (VIII — начало IX века) Иконоборчество — религиозно-политическое движение в Византии
VIII — начале IX веков, направленное против почитания икон.
Иконоборцы считали священные изображения идолами, а культ почитания икон — идолопоклонством, ссылаясь на ветхозаветные заповеди ( «не сотвори себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху… не поклоняйся им и не служи им»

Слайд 5

Македонское возрождение (начало IX — середина XI века) Македонское Возрождение - это

Македонское возрождение (начало IX — середина XI века) Македонское Возрождение - это
историографический термин, используемый для обозначения расцвета византийской культуры в IX – XI веках при одноименной Македонской династии (867–1056), после потрясений и преобразований VII – VIII веков, также известных как «Византийская тьма».

Слайд 6

Комниновское возрождение (середина XI века — конец XII века) Комниновское возрождение —

Комниновское возрождение (середина XI века — конец XII века) Комниновское возрождение —
термин, используемый историками для описания военного, финансового и территориального восстановления Византийской империи во время правления династии Комнинов, начиная с воцарения Алексея I Комнина в 1081, заканчивая смертью Мануила I Комнина в 1180. Комниновское возрождение также тесно связано с основанием Комниновской армии. Хотя название «Византия» стало общепринятым термином для обозначения поздней Восточной Римской империи, столица которой был «Новый Рим», основанный Константином Великим на месте древнего города Византий, позднее известного как Константинополь, важно помнить, что обитатели и правители этой империи, хотя и говорили в основном на греческом языке и часто именовались греками, сами называли себя ромеями, а страну называли «Римской империей»

Слайд 7

Палеологовское возрождение (конец XII века — середина XV века) Палеолóговское возрождение, Палеолóговский

Палеологовское возрождение (конец XII века — середина XV века) Палеолóговское возрождение, Палеолóговский
ренессанс — период в истории византийского искусства с 1261 по 1453 год, времени правления династии Палеологов. Последний взлёт культуры в истории Византии. Характеризуется усилением антикизирующих тенденций и возрождением эллинистических традиций.

Слайд 8

Культовая архитектура Византии VI - VII века. Архитектура как инструмент утверждения идеи

Культовая архитектура Византии VI - VII века. Архитектура как инструмент утверждения идеи
иерархии светской и духовной власти. Символическая связь архитектурного образа с образом Вселенной. Основные типы культового здания (церковь Сергия и Вакха, собор св. Софии, церковь Двенадцати апостолов в Константинополе и церковь Сан Витале в Равенне).

Слайд 9

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и

Стиль византийской архитектуры складывался постепенно, в нем органично совмещались элементы античного и
восточного зодчества. Главное архитектурное сооружение - это храм построенный по типу БАЗИЛИКИ. Базилика ( от греч. яз. "царский дом" ),
Если египетский храм предназначен для проведения жрецами торжественных церемоний и не допускал человека в святилище, а греческий и римский храмы служили местопребывания божества, то византийские стали тем местом, где верующие собирались на богослужение, т.е. храмы были рассчитаны на пребывание в них человека.

Слайд 10

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока

Архитектурный тип христианского храма, сформировавшийся в Византии и в странах христианского Востока
в V-VIII веках. Стал господствующим в архитектуре Византии с IX века и был принят христианскими странами православного исповедания в качестве основной формы храма. В классическом варианте представляет собой прямоугольный объём, центр которого разделен четырьмя столбами на девять ячеек. Перекрытием служат крестообразно расположенные цилиндрические своды, а над центральной ячейкой, на подпружных арках, возвышается барабан с куполом.

Слайд 11

Первый высокий расцвет собственно византийского искусства приходится на 6 в. При Юстиниане

Первый высокий расцвет собственно византийского искусства приходится на 6 в. При Юстиниане
I Византия на недолгое время почти достигла размеров величия Римской империи. В тот период велись войны против персов, вандалов, готов и др., жестоко подавлялись народные восстания. Упрочилась государственная власть, тесно связанная с властью церковной, развился сложный бюрократический аппарат. Отражая эти явления, на первый план выступало искусство, прославлявшее императора, подчиненное религиозно-государственным требованиям.

Храм св. Софии в Константинополе. 532-537 гг. Общий вид с юга.

Слайд 12

В основу храма положен план трехнефной базилики. Боковые нефы имеют по два

В основу храма положен план трехнефной базилики. Боковые нефы имеют по два
этажа; средний, более широкий и высокий, перекрыт посередине куполом. Таким образом, перед архитекторами встала сложнейшая задача сооружения круглого купола над базиликой, имеющей прямолинейные очертания.

Храм св. Софии в Константинополе. Внутренний вид.

Слайд 13

Важным центром византийского искусства этого времени стала Равенна, сохранившая значительное число памятников

Важным центром византийского искусства этого времени стала Равенна, сохранившая значительное число памятников
архитектуры 6 столетия. Исключительно интенсивным было строительство в первой четверти 6 в., когда Равенна была столицей остготского государства Теодориха (умер в 526 г.).

Слайд 14

Константинополь. Столица Византийской, а затем Османской империи, «Второй Рим», сыгравший важную роль

Константинополь. Столица Византийской, а затем Османской империи, «Второй Рим», сыгравший важную роль
в истории русской культуры. В 330 году император Константин Великий переносит столицу Римской империи в город на Босфоре.

Слайд 15

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία

Собо́р Свято́й Софи́и — Прему́дрости Бо́жией, Святая София Константинопольская, Айя-София (греч. Ἁγία
Σοφία, полностью: Ναός τῆς Ἁγίας τοῦ Θεοῦ Σοφίας; тур. Ayasofya) — бывший патриарший православный собор, находящийся в историческом центре современного Стамбула (ранее Константинополь), район Султанахмет. Всемирно известный памятник византийского зодчества, символ «золотого века» Византии. Официальное название на сегодня — Большая мечеть Айя-София

Слайд 16

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах

Первая христианская церковь была построена на рыночной площади Августеон в 324—337 годах
при императоре Константине I. У Сократа Схоластика строительство первого храма, называемого Софией, относится к правлению императора Констанция II. По мнению Н. П. Кондакова, Констанций лишь расширил постройку Константина.

Слайд 17

Купольный, практически квадратный в плане собор произвёл революцию в христианской храмовой архитектуре.

Купольный, практически квадратный в плане собор произвёл революцию в христианской храмовой архитектуре.
На постройку был употреблён лучший строительный материал. Мрамор привозили из Проконниса, Нумидии, Кариста и Иераполя.

Согласно Иоанну Малале, храм сгорел 13 января, по «Пасхальной хронике» — 14—15 января 532 года во время восстания «Ника». Спустя сорок дней после пожара император Юстиниан I повелел на его месте построить новую церковь того же имени, которая должна была стать по его замыслу украшением столицы и служить выражением величия империи. По мнению С. А. Иванова, храм строился по обету, чтобы искупить убийство 30 тысяч людей при подавлении восстания против императора Юстиниана.

Слайд 18

Равенна, небольшой городок на севере Италии, находится на отшибе от основных туристических

Равенна, небольшой городок на севере Италии, находится на отшибе от основных туристических
маршрутов; даже море отступило далеко от города, некогда располагавшегося на побережье Адриатики.

В Равенне сохранился уникальный комплекс византийских церковных зданий V-VII вв. с великолепными мозаиками, свидетельствующими о становлении христианской иконографии в первые века существования Византийской империи.

Слайд 19

Ещё до разделения Римской империи на Западную и Восточную, в период т.н.

Ещё до разделения Римской империи на Западную и Восточную, в период т.н.
«домината», государством управляло сразу несколько императоров. При этом, Рим (а позже – Константинополь) считался «общей столицей», а фактические резиденции римские государи имели в других городах. Выбор этих резиденций был обусловлен политической и военной целесообразностью. Как бы то ни было, но сам тот факт, что император живет не в Риме, в то время никого не удивлял. И после того, как император Феодосий Великий разделил Империю между двумя своими сыновьями (в 395 году) Аркадием и Гонорием, последний, став Западным императором, уже традиционно поселился не в Риме, а в Медиолане (современный Милан). Однако, в виду постоянных вторжений варваров, Медиолан перестал быть безопасным местом и даже подвергся осаде, потому императорский двор в 402 году переехал в более защищенную Равенну, которая с этого момента в течение более 70-ти лет до самого падения Западной Римской империи фактически оставалась столицей.

Слайд 20

С переездом двора в Равенну потянулись не только вельможи и торговцы, но

С переездом двора в Равенну потянулись не только вельможи и торговцы, но
и лучшие художники западной части римского мира. Ими был воздвигнут ряд памятников, отличающийся изысканным убранством. Дворцовая базилика Святого Креста не сохранилась до наших дней, но сохранился находящийся при ней так называемый «мавзолей Галлы Плацидии», сестры императора Гонория, жены императора Констанция III и матери императора Валентиниана III, воздвигнутый в последней четверти V века. Достоверно неизвестно, была ли похоронена императрица Галла именно в этом месте, но находящиеся в нем саркофаги и характер некоторых изображений свидетельствуют в пользу того, что это была не просто дворцовая капелла, а скорее всего — усыпальница императорской семьи. Сама же капелла-мавзолей была посвящена святому Лаврентию.

Слайд 21

Храм — сравнительно небольшой, выстроен в форме креста. Весьма скромный снаружи, внутри

Храм — сравнительно небольшой, выстроен в форме креста. Весьма скромный снаружи, внутри
он обильно украшен. Нижняя зона капеллы облицована узорным мрамором, а верхняя сплошь покрыта роскошными мозаиками. По сравнению с римскими мозаиками того же периода (о них мы рассказывали ранее), равеннские выполнены на более высоком уровне. Скорее всего, над ними трудились мастера из Константинополя (стоит отметить, что к этому времени Западная Римская империя по сравнению с Восточной выглядела провинцией как в политическом и экономическом, так и в культурном смысле).

Слайд 22

Центр купола капеллы украшен золотым крестом, который окружают восемьсот золотых звёзд, расположенных

Центр купола капеллы украшен золотым крестом, который окружают восемьсот золотых звёзд, расположенных
по окружности в несколько рядов. Все это выполнено на темно-синем фоне.

Слайд 23

По углам этой композиции находятся символы Евангелистов: ангел, орел, вол и лев,

По углам этой композиции находятся символы Евангелистов: ангел, орел, вол и лев,
— они выдержаны в тех же тонах, что и звезды. И все это вместе создает впечатление некого ночного видения.

Слайд 24

Мозаики верхних люнетов. Апостолы.

Мозаики верхних люнетов. Апостолы.

Слайд 25

И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи,

И́конопись (от икона и писа́ть) — иконописание, иконное писание, вид средневековой живописи,
религиозной по темам и сюжетам, культовой по назначению. В наиболее общем смысле — создание священных изображений, предназначенных быть посредником между миром Божественным и земным при индивидуальной молитве или в ходе христианского богослужения, одна из форм проявления Божественной истины.

Слайд 26

Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к

Иконография основных образов, как и приемы и методы иконописи сложились уже к
концу иконоборческих времён. В византийскую эпоху выделяют несколько периодов, отличающихся стилем изображений: «Македонский ренессанс» X — первой половины XI века, иконопись Комниновского периода 1059—1204 годов, «Палеологовский ренессанс» раннего XIV века.
Иконопись вместе с христианством приходит сперва в Болгарию, затем в Сербию и Русь. Первый известный по имени русский иконописец — святой Алипий (Алимпий) (Киев, ? — 1114 год). Самые ранние русские иконы сохранились не в древнейших храмах юга, подвергшихся разорению во время татарских нашествий, а в соборе Святой Софии в Новгороде Великом. В Древней Руси роль иконы в храме необычайно возросла (по сравнению с традиционной для Византии мозаикой и фреской). Именно на русской почве постепенно складывается многоярусный иконостас. Иконопись Древней Руси отличается выразительностью силуэта и ясностью сочетаний больших цветовых плоскостей, большей открытостью к предстоящему перед иконой.

Слайд 27

Восстановленное на Седьмом Вселенском соборе иконопочитание сохранялось в империи в период правления

Восстановленное на Седьмом Вселенском соборе иконопочитание сохранялось в империи в период правления
Константина VI и Ирины. Занявший в 802 году престол император Никифор I также придерживался иконопочитания и при этом терпимо относился к иконоборцам и павликианам, что вызывало недовольство православной партии и особенно монахов. Только лишь в короткое царствование императора Михаила I (811—813 годы), находившегося под сильным влиянием духовенства, иконоборцы (и павликиане) стали подвергаться гонениям. В 813 году Михаил был низвергнут солдатами. Недовольные поражением в войне с болгарами солдаты, всё ещё разделявшие идеи иконоборчества, ворвались к гробнице Константина Копронима и вскрыли её со словами «Восстань и помоги гибнущему государству!»[50]. Михаила заставили отречься от престола и уйти в монастырь, на его место возвели энергичного и популярного полководца Льва V Армянина (813—820 годы). Этот восточный по происхождению император снова встал на сторону иконоборчества.

Иоанн Грамматик под ливанским кедром с торчащими дыбом волосами с кошельком и дьяволом

Слайд 28

Искусство Византии было распространено и за ее пределами, в государствах, окружавших Византию,

Искусство Византии было распространено и за ее пределами, в государствах, окружавших Византию,
торговавших с ней и так или иначе подпадавших под ее художественное влияние. Оно оказало огромное воздействие на художественную культуру стран Балканского полуострова, Южной Италии, Венеции, Армении, Грузии. Плодотворную роль сыграла Византия в развитии художественной культуры Древней Руси.

Слайд 29

Византийское искусство, пустившее глубокие корни, не погибло и после уничтожения Византийской империи

Византийское искусство, пустившее глубокие корни, не погибло и после уничтожения Византийской империи
турками. Византийский стиль оказал влияние как на развитие православной архитектуры в Сербии, Болгарии и России, так и магометанской в Сербии и Турции.
В архитектуре восточных славян, которые позже образовали Русское государство, первоначально использовалось дерево. В конце X в. князь Владимир принял христианство и провозгласил его государственной религией. Вместе с христианством в Киевскую Русь проникают и новые способы строительства. С самого начала церковное искусство здесь имеет византийский характер
Имя файла: Искусство-Византии.pptx
Количество просмотров: 38
Количество скачиваний: 0