Искусство Византии

Содержание

Слайд 2

История Византии
Император Юстиан
Архитектура Византии
Периодизация
Строительные материалы
Внешний облик зданий
Оформление интерьера

Содержание :

История Византии Император Юстиан Архитектура Византии Периодизация Строительные материалы Внешний облик зданий Оформление интерьера Содержание :

Слайд 3

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства,

В художественном творчестве Византия дала средневековому миру высокие образы литературы и искусства,
которые отличались благородным изяществом форм, образным видением мысли, утонченностью эстетического мышления, глубиной философской мысли. Прямая наследница греко-римского мира и эллинистического Востока, по силе выразительности и глубокой одухотворенности Византия многие столетия стояла впереди всех стран средневековой Европы. Уже с VI века  Константинополь превращается в прославленный художественный центр средневекового мира, в "палладиум наук и искусств". За ним следуют Равенна, Рим, Никея, Фессалоника, также ставшие средоточием византийского художественного стиля.

История Византии.

Слайд 4

Император Юстиан

в 527 году императором стал Юстиниан - бедный иллирийский крестьянин, солдат,

Император Юстиан в 527 году императором стал Юстиниан - бедный иллирийский крестьянин,
достигший вершины власти благодаря удаче и решительности, редкому сочетанию властолюбия и личного аскетизма, великодушия и коварства. Человек чрезвычайно честолюбивый, умный и образованный, он остался в истории христианства властителем, в значительной мере повлиявшим на судьбы Церкви.

Слайд 5

 При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней - Собор

При Юстиниане были построены замечательные храмы, дошедшие до наших дней - Собор
Святой Софии в Константинополе и церковь Сан-Витале в Равенне. 

Собор Святой Софии

церковь Сан-Витале

Слайд 6

первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся

первый в истории великий стиль купольной архитектуры, существовавший на огромной территории, находившейся
под властью Византийской империи, а также в сфере ее политического и культурного влияния. Период активного развития византийской архитектуры продолжался с 6 по 15 вв., в 4–6 вв. ему предшествовал этап становления, а с середины 15 в. начался период развития производных стилей. Вопрос о происхождении византийского архитектурного стиля является предметом ожесточенных споров.

Архитектура Византии

Византийский стиль – первый и единственный среди западных стилей, в котором удалось соединить полноту цветового богатства с мощными и рационально выверенными конструктивными формами, обладающими высокой степенью функциональной цельности. 

Слайд 7

Периодизация

История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное экспериментирование

Периодизация История византийской архитектуры распадается на семь периодов: созревание (395–527), ранневизантийское архитектурное
в Италии, Египте, Сирии, Малой Азии и Македонии; первый расцвет (527–726), эпоха политического могущества и активного строительства; иконоборчество (726–867), время внутренних беспорядков, политической нестабильности и упадка строительства; второй расцвет (867–1204), новая фаза могущества власти и размаха строительства; Латинская империя (1204–1261), период национальной катастрофы, утраты независимости, полной остановки строительства; т.н. палеологовское возрождение (1261–1453), время упадка внешнего могущества и величественного культурного расцвета, когда строительство велось главным образом на Балканах; эпоха производных стилей (с 1453 до настоящего времени), наступившая с падением Византийской империи, после которого, однако, влияние ее архитектурного стиля сохранялось в России, на Балканах и в регионах с сильным исламским влиянием. 

Слайд 8

Строительные материалы

При кладке использовался очень густой цемяночный (с добавлением измельченной обожженной глины

Строительные материалы При кладке использовался очень густой цемяночный (с добавлением измельченной обожженной
и толченого кирпича) раствор, что давало возможность делать швы равными кирпичу по толщине и при этом не опасаться за прочность кладки. Чтобы подкрепить конструкцию или усилить декоративный эффект, три-четыре ряда кирпичной кладки нередко перемежали рядом из тесаного камня или мрамора.

Слайд 9

Архитектурные детали – такие, как колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен,

Архитектурные детали – такие, как колонны, капители, вставные панели, решетки, облицовка стен,
полы, – изготавливались из разных видов мрамора и из порфира. Все своды, а также верхнюю часть стен, как правило, покрывали роскошными цветными мозаиками из ценных стеклянных кубиков смальты, тщательно закрепленных в слое специально приготовленного раствора.

Слайд 10

Своды и купола сооружали главным образом из кирпича, который укладывали рядами, причем

Своды и купола сооружали главным образом из кирпича, который укладывали рядами, причем
так, чтобы каждый кирпич лежал своей плоской стороной на линии, исходящей из противолежащей точки основания свода, а не из его центра, в результате ряды становились не такими крутыми. Использование раствора повышенной вязкости делало необязательным возведение деревянных кружал, применявшихся римлянами. Этот раствор даже позволял, уложив ряд, не дожидаться окончательного схватывания и твердения, а начинать укладывать по нему следующий. В результате боковой распор значительно уменьшался и после завершения строительства купол приобретал характер монолита.

Слайд 11

Главную роль в византийских строениях играют купол или купола, возвышающиеся над массивным

Главную роль в византийских строениях играют купол или купола, возвышающиеся над массивным
объемом самой церкви, который завершается с восточной стороны одной или большим числом увенчанных полукуполами апсид и имеет по бокам перекрытые сводами нефы в один или два яруса. Оконные проемы чаще всего увенчаны аркой (или арками) и снабжены решетками или каменными плитами с крупными отверстиями. Двери часто делали из бронзы, украшая их накладными рельефами, орнаментальными розетками и бордюрами, которые придавали им массивность.

Внешний облик зданий

Слайд 12

В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность парящей легкости готического

В результате возникает впечатление мощи и силы, в противоположность парящей легкости готического
собора, чьи аркбутаны и целые витражные «стены» столь резко отличаются от сплошных, непроницаемых стен византийских храмов из комбинации кирпича и камня (либо полностью каменных – там, где было вдоволь строительного камня). На ранних этапах византийской архитектуры наружные украшения применялись мало, а купола обычно возводили низкими, сливающимися с объемом здания. Позже купол часто устанавливали на барабане с окнами по периметру, но окна могли прорезать также и основание самого купола. Позднее строились более высокие храмы, вертикаль в них усилилась, снаружи появилось больше украшений, узорная кирпичная кладка, мраморная облицовка, глухие и сквозные аркады, пилястры, группы сложных окон, ниши, профилированные пояса и карнизы. В более поздних зданиях, меньших по размеру, но превосходных в мастерстве пластической и ритмической разработки проекта, нередки выступающие портики и пристроенные приделы.

Слайд 13

Интерьер в целом отличает эстетическое совершенство. При всей важности конструктивных достижений византийской

Интерьер в целом отличает эстетическое совершенство. При всей важности конструктивных достижений византийской
архитектуры главное ее достоинство состоит в величии продуманного до мелочей и функционально обусловленного убранства, высшей степени логичного и одновременно трепетно-эмоционального.
В том, как византийцы переносили едва не все убранство внутрь здания, проглядывает склонность к уходу в себя, чуть ли не восточный примат внутренней жизни над внешней. Именно тогда был получен первый великий опыт осмысленного применения декоративных элементов. Эта система конструктивно заданного убранства образована четырьмя главными составляющими: (1) мозаики или написанные темперой фрески; (2) разнообразная мраморная облицовка, колонны, резные капители, резные или инкрустированные фризы, панели и т.д.; (3) обладающие собственной пластической выразительностью архитектурные формы, которым подчинены первые два момента; (4) тщательно выверенное использование света как деятельного элемента в создании общего декоративного эффекта.

Оформление интерьера