Слайд 2Принцип историзма
научный метод, принцип рассмотрения мира, природных и социально-культурных явлений в динамике
их изменения, становления во времени, в закономерном историческом развитии, предполагающий анализ объектов исследования в связи с конкретно-историческими условиями их существования.
Слайд 3Ценностный подход
Объектом исторического исследования выступает прошлое человеческого общества, поэтому научное его изучение
будет включать в себя определенное отношение ученого к предмету исследования. Идея о том, что историк обладает определенными пристрастиями, и в связи с ними пишет свои работы, утвердилась еще в античности.
«Партийность» – принадлежность трудов историков к определенному воззрению.
Ф. Шлоссер отмечал, что из истории неустраним моральный компонент.
Один из принципов: представление всех позиций и соблюдение принципов сообщества
Слайд 4Предмет исторического познания
История может рассматриваться как действительность и как повествование о действительности.
Объект
науки – определённая область реальности, на которую направлен процесс научного познания.
Предмет науки – наиболее значимые свойства, характеристики, особенности объекта, которые подлежат непосредственному изучению. Их познание важно для решения той или иной проблемы.
***
Объект – процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и взятое исследователем для изучения. Предмет – то, что находится в границах объекта.
***
Объект познания – фрагменты бытия, подвергающиеся исследованию. Предмет – конкретные аспекты, на которые направлено исследование.
Слайд 5Происхождение термина
История – греческое слово. Впервые возникает в сочинениях греческих философов Милетской
школы (г. Милет, Малая Азия). Представители - Анаксимандр, Фалес.
Слово история по своему содержанию означало «узнавание» (т.е. понимание сути происходящего). В этот момент данное понятие можно отнести ко всякой интеллектуальной условно научной деятельности. Научная деятельность только начинает обосабливаться.
В дальнейшем слово история активно употребляют логографы (греческие авторы, писавшие о местности, в которой они живут). Первым крупным историком в более традиционном представлении можно назвать Геродота (всемирная история с европоцентристской точки зрения). Исторические сюжеты сочетаются с географией, этнологией (много баек и мифотворчества, т.к. ориентация на устный рассказ). Основной метод - расспрос.
Слайд 7Предмет истории постепенно сужался. Уже Аристотель начал связывать его с человеческим прошлым.
Таким образом, в античности появилось представление об истории как о том, что было (и повествовании о том, что было).
Важная ступень – XIX век (развитие позитивизма). Гуманитарное познание было ориентировано на естественнонаучные образцы. История стремится стать такой же наукой, как и другие. Появление редукционизма (редукция – сведение одного к другому). Возникает идея о том, что можно докопаться до главного фактора, определяющего ход истории.
XIX век – время политической истории (войны, договоры, взаимоотношение политических партий, законы, реформы, вопросы престолонаследия). Погружение в сферу экономики (появление марксизма). На исходе XIX столетия в сфере интересов историков всё больше оказывается психология (В.Дильтей). Развивается социальная история.
Слайд 8«Тотальная история» (histoire totale)
Конечной целью историка является познание жизни людей во всем
ее разнообразии.
Пример: Фернан Бродель, «Средиземноморье и средиземноморский мир в эпоху Филиппа II» (подробно осветил физическую географию и демографию, экономическую и социальную жизнь, политические структуры и политику Филиппа II и его соперников в Средиземноморье)
Слайд 9Концепции линейного прогресса
и локальной замкнутости
Прогресс (от лат. progressus - успех, движение
вперёд) - тип развития, для которого характерно движение от простого к более сложному, от менее совершенного к более совершенному. С точки зрения прогресса история может быть понята как единый, целостный всемирный процесс, обоснованный всеобщими законами.
Любая концепция прогресса основывается на понимании времени как линейного процесса, направленного из прошлого в будущее. В наиболее последовательном виде линейная концепция времени представлена в христианской религии и теологии. В эпоху Возрождения и Нового времени христианская трактовка времени утрачивает чисто религиозный смысл и становится философским обоснованием эволюционистских концепций в науке и философии истории.