Презентация на тему Школа наука университет

Содержание

Слайд 2

Ученики и учителя.

Редкий человек в средние века мог похвастаться тем, что

Ученики и учителя. Редкий человек в средние века мог похвастаться тем, что
он в детстве ходил в школу.
Неграмотных было во много раз больше, чем грамотных, считать умели тоже далеко не все.
Число учеников, однако, пусть и медленно, но росло, да и школ открывалось все больше.
Сначала существовали только монастырские школы.
В XIII—XIV вв. ученики занимались уже в школах при:
больших соборах,
городских советах
крупных ремесленных цехах.

Образование было платным.
Четкого разделения на ступени обучения средневековье не знало.
Обычно два-три года уходило на изучение молитв, азбуки, приобретение навыков письма, пения и устного счета.
Лучшие продолжали учиться дальше, приступая к освоению доставшихся от античности «путей» к знанию.

Слайд 3

Сначала было «трехпутье» (по-латыни — тривиум): грамматика, риторика и диалектика.
На уроках

Сначала было «трехпутье» (по-латыни — тривиум): грамматика, риторика и диалектика. На уроках
грамматики заучивали сложнейшие правила латинских склонений, читали тексты древних авторов, переписывали большие отрывки из их сочинений.
Занятия риторикой состояли в овладении приемами устной и письменной речи.
Для этих целей часто использовали книги вроде «письмовников» с образцами писем или проповедей, которые требовалось знать наизусть.

Диалектика знакомила с искусством спора и теорией доказательств, особенно необходимых для будущих богословов.
Потом наступал черед «четырехпутья» (квадрйви-ума).
Приемы умножения, деления, возведения в сте­пень входили в курс арифметики.
Теоремы о прямых, углах, фигурах разбирались на занятиях по геометрии.
Еще были астрономия (сведения о небесных све­тилах, влиянии звезд на жизнь людей) и музыка — сложный учебный предмет о звуковых соотношениях, музыкальных тонах, созвучиях и интервалах.

Слайд 4

Учиться было нелегко.
Почти все нужно было учить наизусть.
О поддержании интереса

Учиться было нелегко. Почти все нужно было учить наизусть. О поддержании интереса
к учебе задумывались мало.
Палка или розга были в глазах учителя основным средством заставить детей прилежно заниматься.
Родители учеников даже специально вносили деньги на покупку розог.

Жалоб на грубость учителей дошло до нас немало. Однако, если на исповеди в церкви ребенок признавался, что затаил обиду на учителя, ему полагалось раскаяться. Обида на педагога считалась грехом.
Среди учителей преобладали люди духовного звания:
диаконы,
священники.
Были те, кто жил за счет платы, взимаемой за обучение. Этим обычно жилось несладко, на жизнь заработанного едва хватало.

Слайд 5

Университеты.

Уже в XI в. появились новые школы для тех, кто хотел

Университеты. Уже в XI в. появились новые школы для тех, кто хотел
посвятить себя праву, медицине или богословию.
Через сто лет, в середине XII в., в итальянском городе Болонья произошло ничем внешне не примечательное событие.
Местные школяры (мы назвали бы их студентами) объединились для защиты своих интересов.
Чуть позже в Париже преподаватели нескольких школ поступили точно так же.

Эти сообщества получили название университетов.
К началу XIII в. студенты и профессора объединились.
Университеты стали сообществами школяров и учителей, связанных общими интересами и их отстаивающих.
Их, скажем, не устраивали высокие цены на квартиры или тяжелые подати.
Обычно при помощи городских советов эти воп­росы удавалось решить в пользу университета.

Слайд 6

Учебная жизнь средневекового университета имела много общего с современной.
То же деление

Учебная жизнь средневекового университета имела много общего с современной. То же деление
на факультеты (в Парижском их было четыре — подготовительный, где изучались «семь свободных искусств», юридический, медицинский и богословский), которые возглавляли деканы.
Лекции, на которых преподавателю предписывалось не диктовать материал, а свободно рассуждать.
Семинары, называвшиеся тогда репетициями (если отрабатывали лекцию профессора) и диспутами (на них обсуждали наиболее важные вопросы).
Даже подобие нынешних общежитий тоже было — коллегии, как говорили в Париже.
Именно из такой коллегии, построенной на деньги священника Робёра де Сорбонна, выросла парижская Сорбонна.

Слайд 7

Скрип перьев, шуршание страниц рукописных книг, звуки латинской речи...
Не по ним

Скрип перьев, шуршание страниц рукописных книг, звуки латинской речи... Не по ним
узнавали горожане о жизни школяров.
Веселые песни, задиристые шутки, стук стаканов в трактирах, вечные споры и перебранки — вот чем «славились» университетские кварталы.
Школяры были беспокойными соседями.

Горожане жаловались на драки и грабежи, кроме того, студенты часто не отдавали взятого в долг и скандалили из-за слишком высоких цен в городских лавках.
Но закрыть университет городские власти ни за что бы не согласились.
Бродячие школяры-ваганты, подчас невыносимо ехидные, но всегда веселые и талантливые, разносили славу о городе.

Слайд 8

«Вся мудрость мира».

В университетах читали лекции самые знаменитые ученые средневековья.
Философию,

«Вся мудрость мира». В университетах читали лекции самые знаменитые ученые средневековья. Философию,
вмещавшую, по выражению современника,
«всю мудрость мира», называли тогда «школьной нау­кой» — схоластикой.
Именовали ее также и «служанкой богословия».
Титула этого она не стыдилась.
Напротив, философы-схоласты видели свою основную задачу в том, чтобы доводами разума подкрепить то, что Бог открывает душе человека через веру.
Такое знание возникает не из наблюдений над природой, химических или физических опытов.
Оно получается путем строгих и точных рассуждений.

Слайд 9

Философия, полагали схоласты, не может противоречить вере.
Она не должна ставить перед

Философия, полагали схоласты, не может противоречить вере. Она не должна ставить перед
собой задачу проверить истинность положений церковного вероучения.
Ее цель важнее:
примирить веру и разум, показать, что они друзья, а не враги.
Не все принимали эту позицию схоластов.
Одним казалась ошибочной сама попытка поставить разум на службу вере.

Другим не нравилось, что в споре веры и разума схоласты всегда признавали неправоту знания.
Труды Аристотеля (попавшие в XIII в. в Европу через арабскую Испанию), считали они, помогают понять:
вера существует сама по себе, разум — сам по себе.
То, что истинно для разума, ложно для веры.
Но это не значит, что разум ошибается.

Слайд 10

В борьбе с этими учениями и расцвела схоластика.
XIII век был веком

В борьбе с этими учениями и расцвела схоластика. XIII век был веком
Фомы Аквинского, «ангельского доктора», как его называли.
«Вся мудрость мира» действительно отразилась в его грандиозной «Сумме теологии».
Разрозненные факты и положения были объединены им в стройную систему, объяснявшую Бога, мир, человека.
Так из отдельных кирпичиков выросло грандиозное здание, в котором всему было найдено свое место.

Слайд 11

Опытное знание.

«Школьная наука» не признавала значение опытов, изучения природных явлений.
Средневековью

Опытное знание. «Школьная наука» не признавала значение опытов, изучения природных явлений. Средневековью
вообще было свойственно пренебрегать точностью практических знаний об окружающем мире.
Совершенно фантастические представления о людях с собачьими головами уживались с довольно точными сведениями об изготовлении серной кислоты.
Землю продолжали помещать в центр Вселенной.
Считали, что звезды, Солнце, закрепленные на небесных дисках, вращаются вокруг Земли.
При этом высказывали догадки о причинах падения тел.
Все своеобразие средневековой опытной науки отразилось в алхимии.
Искали «философский камень», с помощью которого любые металлы можно превратить в золото.

Слайд 12

А научились получать сложные химические вещества, кислоты, зажигательные составы для фейерверков, порох

А научились получать сложные химические вещества, кислоты, зажигательные составы для фейерверков, порох
и краски.
Алхимиком был и профессор Оксфордского университета Роджер Бэкон, монах-францисканец.
Как мучился он невозможностью приобрести необходимое для физических и химических опытов оборудование!
В нем видели сумасброда, опасного колдуна, даже еретика.

Тому были основания.
Предложения о создании летательных аппаратов и строительстве морских судов, лишенных парусов, должны были казаться его современникам безумством.
В средневековой науке на первом месте стояла схоластика.
Выработанные ею правила и процедуры поиска истины при помощи разума внесли свой вклад в европейскую философскую мысль.