Содержание
- 2. Понятие “литература” В широком смысле под “литературой” (от лат. lit(t)eratura “написанное”) понимают совокупность письменных текстов на
- 3. Понятие “древняя литература” В настоящее время следует говорить о древних литературах Азии и Африки в двух
- 4. С.С.Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная словесность (1971) «Существенно, что в обоих культурных мирах — ближневосточном и
- 5. Словесность и литература Под «словесностью” мы далее будем понимать художественные произведения анонимного творчества. Одни из них
- 6. Два этапа истории древнего Востока по И.М. Дьяконову В 1994 году крупнейший историк Древнего Востока Игорь
- 7. Особенности литератур эпохи бронзы 1. Эпиграфика (глина, камень), реже папирус. 2. Словесно-слоговое письмо. 3. Анонимность. 4.
- 8. Особенности литератур эпохи железа 1. Мягкие материалы (папирус, кожа). 2. Алфавит. 3. Появление индивидуального авторства и
- 9. Литературы стран древнего Востока Шумеро-аккадская (шумерская, вавилонская, ассирийская) литература. Шумеро-аккадская литература Месопотамии и сиро-палестинской периферии. Литературы
- 11. Скачать презентацию
Слайд 2Понятие “литература”
В широком смысле под “литературой” (от лат. lit(t)eratura “написанное”) понимают совокупность
Понятие “литература”
В широком смысле под “литературой” (от лат. lit(t)eratura “написанное”) понимают совокупность
Слайд 3Понятие “древняя литература”
В настоящее время следует говорить о древних литературах Азии и
Понятие “древняя литература”
В настоящее время следует говорить о древних литературах Азии и
Слайд 4С.С.Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная словесность (1971)
«Существенно, что в обоих культурных мирах
С.С.Аверинцев. Греческая литература и ближневосточная словесность (1971)
«Существенно, что в обоих культурных мирах
Слайд 5Словесность и литература
Под «словесностью” мы далее будем понимать художественные произведения анонимного творчества.
Словесность и литература
Под «словесностью” мы далее будем понимать художественные произведения анонимного творчества.
Второй этап в развитии любой художественной литературы мы будем, следуя терминологии Аверинцева, называть «литература”, имея в виду основные черты этого этапа: появление литературной традиции, авторского начала, индивидуальных художественных приемов, перекличек между авторами, упоминания литературных произведений в письменных памятниках других видов. На этом этапе неизбежна и связь с религиозно-философской традицией, что приводит к появлению поэтики и литературной критики.
Слайд 6Два этапа истории древнего Востока по И.М. Дьяконову
В 1994 году крупнейший историк
Два этапа истории древнего Востока по И.М. Дьяконову
В 1994 году крупнейший историк
Первую эпоху Дьяконов назвал Ранняя Древность (это время с конца IV до середины II тысячелетия до н.э.). Ранняя Древность, по Дьяконову, это, прежде всего, преобладание бронзового оружия и бронзовых орудий труда в технике, города-государства в политике, политеистические верования в религии. В эпоху Ранней Древности человечество пользуется словесно-слоговым письмом (это египетская иероглифика и шумеро-вавилонская клинопись – два основных вида письма).
Второй этап в развитии государств Древнего Востока И.М.Дьяконов назвал Имперская Древность (это период с середины II тысячелетия до н.э. по 4 век до н.э.) На Древнем Востоке Имперская Древность продлилась до завоеваний Александра Македонского, после чего уже следует говорить об Эллинистической Имперской Древности. В технологическом отношении для Имперской Древности характерно использование железа (переход от бронзы к железу: это железные орудия труда, железное оружие); в политическом отношении Имперская Древность - это постепенный переход от ранних государств к территориальным государствам и от территориальных государств к империям; в религиозном отношении — это переход от политеизма к монотеизму, почитание единого Бога, и к так называемым “религиям спасения” (или сотериологическим религиям; сотериология – это учение о спасении). И, наконец, в области письменности именно в эпоху Имперской Древности происходит переход от словесно-слогового письма к алфавитному.
Слайд 7Особенности литератур эпохи бронзы
1. Эпиграфика (глина, камень), реже папирус.
2. Словесно-слоговое письмо.
3. Анонимность.
4.
Особенности литератур эпохи бронзы
1. Эпиграфика (глина, камень), реже папирус.
2. Словесно-слоговое письмо.
3. Анонимность.
4.
5. Взаимное влияние нелитературных и литературных текстов.
6. Отсутствие прозы.
7. Героем в ту пору считается деятель, возобновляющий или поддерживающий вечный порядок вещей.
Слайд 8Особенности литератур эпохи железа
1. Мягкие материалы (папирус, кожа).
2. Алфавит.
3. Появление индивидуального авторства
Особенности литератур эпохи железа
1. Мягкие материалы (папирус, кожа).
2. Алфавит.
3. Появление индивидуального авторства
4. Появление текстовых серий и литературной традиции.
5. Возникновение комментаторской традиции.
6. Появление прозаической литературной речи.
7. Два героя – нарушитель порядка и невинный страдалец.
Слайд 9Литературы стран древнего Востока
Шумеро-аккадская (шумерская, вавилонская, ассирийская) литература. Шумеро-аккадская литература Месопотамии и
Литературы стран древнего Востока
Шумеро-аккадская (шумерская, вавилонская, ассирийская) литература. Шумеро-аккадская литература Месопотамии и
Литературы древней Малой Азии (хеттская, хурритская).
Литературы древней Сирии и Палестины (эблаитская, угаритская, древнееврейская, арамейская, финикийская).
Египетская литература.
Литература древнего Ирана (эламская, древнеперсидская, авестийская).
Древнеиндийская литература.
Древнекитайская литература.