Картографические шрифты и надписи на карте

Содержание

Слайд 2

Большинство надписей, помещаемых на картах и планах – это собственные названия географических

Большинство надписей, помещаемых на картах и планах – это собственные названия географических
объектов (рек, озер, населенных пунктов, гор и др.) или пояснительные подписи (различные характеристики, повышающие информативность карт). Кроме того, иногда подписи выполняют функции условных знаков. Так, например, по виду шрифта и высоте букв на карте можно определить политико-административное значение или число жителей в населенных пунктах.
Применение специальных картографических шрифтов для надписей на картах и планах вызвано особыми условиями их чтения. Как правило, надписи выполняются в несколько цветов, располагаются на цветном фоне в сочетании с различными штриховыми и условными обозначениями. Кроме того, многие подписи объектов располагаются по дугами и вразрядку. Вот почему к картографическим шрифтам предъявляются особые требования:
1) Хорошая читаемость;
2) Четкая различимость букв внутри одного шрифта и разных шрифтов между собой;
3) Экономичность (шрифты должны занимать как можно меньше места на карте, но не в ущерб читаемости);
4) Высокое качество воспроизведения (полиграфического и/или экранного): отсутствие в рисунке букв слишком тонких элементов, узких сочленений и т.п.
5) Красивый рисунок букв шрифта.
Удачный подбор шрифта и технически грамотное его исполнение придают картографическим произведениям законченность и выразительность, способствуя лучшему его восприятию.

ЗНАЧЕНИЕ НАДПИСЕЙ НА КАРТАХ. ТРЕБОВАНИЯ, ПРЕДЪЯВЛЯЕМЫЕ
К КАРТОГРАФИЧЕСКИМ ШРИФТАМ

Слайд 3

Рисунок букв каждого шрифта имеет характерные элементы, отличающиеся индивидуальной схемой построения (графемой).

Рисунок букв каждого шрифта имеет характерные элементы, отличающиеся индивидуальной схемой построения (графемой).
Наливные шрифты (т.е. выполненные с утолщением, в отличие от остовных) имеют следующие элементы (рис. 1):

основные;
дополнительные (вспомогательные и соединительные);
подсечки, или засечки;
округлые элементы, наплывы;
ножки;
выносные элементы (верхние, или надстрочные, и нижние, или подстрочные);
концевые элементы (каплеобразные, или точки, угловые элементы, стрелки и др.);
внутри- и межбуквенные просветы.
Рассмотрим подробнее каждый из них.

Рис. 1 - Графические элементы шрифта

ГРАФИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ ШРИФТА И ЕГО ХАРАКТЕРИСТИКИ

Слайд 4

Обратите внимание на то, что каждый элемент шрифта имеет несколько названий. Это

Обратите внимание на то, что каждый элемент шрифта имеет несколько названий. Это
обусловлено тем, что у картографов и полиграфистов терминология различна. Далее в скобках будем указывать термины, употребляемые в полиграфии и издательском деле.
Основной элемент – преобладающий вертикальный или наклонный штрих буквы, составляющий основу ее рисунка.
Дополнительный элемент, вспомогательный или соединительный, – горизонтальный, наклонный или округлый штрих, соединяющий основные элементы между собой.
Подсечка (засечка) – короткий, обычно перпендикулярный штрих, которым заканчивается основной штрих в некоторых шрифтах. Имеет форму двустороннего или одностороннего штриха – тонкого или утолщенного, горизонтального, вертикального или наклонного. Может плавно соединяться с основным элементом или не иметь плавного соединения. Частными случаями подсечек являются стрелки и угловые элементы, в полиграфии называемые вертикальными засечками.
Округлый элемент (овал, полуовал) – изогнутый штрих, образующий овал или его часть.
Каплеобразный элемент (капля, точка) – круглое, овальное или каплевидное окончание штриха в рисунке буквы.
Концевой элемент – окончание элемента без подсечки.
Наплыв – максимальное утолщение в основных элементах округлых букв или округлых частей букв.
Внутрибуквенный просвет – внутренняя часть буквы, находящаяся между основными элементами.

Слайд 5

Базовая линия – воображаемая горизонтальная линия, на которой располагаются буквы. Большинство

Базовая линия – воображаемая горизонтальная линия, на которой располагаются буквы. Большинство букв
букв полностью расположено над базовой линией, но некоторые имеют надстрочные или подстрочные выносные элементы (например, буква р на рис. 1). Необходимо помнить, что округлые и острые элементы букв, зрительно оканчивающиеся на базовой линии или касающиеся ее, на самом деле расположены немного ниже ее.
Верхняя линия шрифта – воображаемая линия, проходящая через верхние окончания букв, не считая верхних выносных элементов. Очевидно, что верхняя линия разная у строчных и заглавных (прописных) букв.
Выносные элементы – части букв, которые находятся выше верхней линии строчных знаков (только для строчных букв) или ниже базовой линии. В русском алфавите нижние выносные элементы имеют буквы Д, д, р, у, ф, Ц, ц, Щ, щ прямого и Д, р, у, ф, Ц, ц, Щ, щ курсивного начертания, а также запятая и точка с запятой. Верхние выносные элементы есть у букв б, ф прямого и б, д, ф курсивного начертания.
Акценты, диакритические знаки – дополнительные знаки, употребляемые над или под буквами, уточняющие передачу буквой того или иного звучания. В русском алфавите диакритические знаки есть у букв Й, й, Ё, ё.

Слайд 6

Рис. 2 – Различные по контрастности типы шрифтов

ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ШРИФТОВ

Контрастность (контраст)

Рис. 2 – Различные по контрастности типы шрифтов ХАРАКТЕРИСТИКИ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ШРИФТОВ Контрастность
шрифта – отношение толщины основного элемента знака к дополнительному. Чем больше эта величина, тем контрастней шрифт. Различают шрифты малоконтрастные (а), среднеконтрастные (б) и контрастные (в). Кроме того, выделяют шрифты прозрачные (г) и прозрачные с оттенком (д) (рис. 2).

Жирность шрифта – отношение толщины основного элемента к внутрибуквенному просвету. Насыщенность шрифта – отношение толщины основного элемента к высоте буквы. По насыщенности различают шрифты остовные (а), светлые (б), полужирные (в) и жирные (г) (рис. 3). Кроме того, выделяют сверхсветлые или сверхжирные шрифты.

Рис. 3 – Виды шрифтов различной жирности

Слайд 7

Плотность шрифта – отношение ширины заглавной буквы к ее высоте. Согласно этому

Плотность шрифта – отношение ширины заглавной буквы к ее высоте. Согласно этому
признаку, различают шрифты узкие (менее 2/3), нормальные (от 2/3 до 1) и широкие (больше 1). Кроме того, выделяют суженные и расширенные шрифты.
Начертание шрифта – печатное или курсивное. В шрифтах, имеющих печатное начертание, большинство заглавных и строчных букв имеют одинаковый рисунок. Исключение составляют буквы Аа, Бб, Ее, Рр, Уу, Фф. В курсивных шрифтах, как правило, все заглавные и строчные буквы (исключение – буква Оо) различаются по рисунку букв: Аа, Бб, Вв, Гг, Дд, Ее и т.д.
На рисунке ниже – две пары букв а – заглавная и строчная: первая – печатного начертания, вторая – курсивного. При этом оба шрифта прямые. Таким образом, не стоит путать начертание и наклон шрифта.

Гарнитура шрифта – совокупность шрифтов одного рисунка во всех начертаниях и кеглях (размерах). Известны шрифты рубленой гарнитуры (Древней, Журнальной, Букварной и др.), Литературной, Академической и др.
Наклон шрифта:
а) прямой шрифт (оси букв перпендикулярны строке);
б) наклонный шрифт (с наклоном вправо или с наклоном влево).

Слайд 8

Кегль - размер шрифта, зависящий от высоты заглавной буквы и выраженный в

Кегль - размер шрифта, зависящий от высоты заглавной буквы и выраженный в
типометрических единицах (типографских пунктах или квадратах). Типографский пункт – основная единица измерения, – равен 1/72 дюйма, или 0,376 мм (французская система, которая была принята в докомпьютерный период). В настоящее время 1пт=0,535мм (англо-американская система). Типографский квадрат равен 48 пунктам.
Шрифты кеглем до 20 пунктов имеют собственные названия:
3 pt – бриллиант,
4 pt – диамант (фр. diamand – алмаз),
5 pt – перл (фр. perle – жемчужина),
5.5 pt – агат,
6 pt – нонпарель (фр. nonpareil – не имеющий себе подобных),
7 pt – миньон (фр. mignon – милый, прелестный),
8 pt – петит (фр. petit – малый),
9 pt – боргес (итал. borghese – городской),
10 pt – корпус (им впервые был набран свод законов византийского императора Юстиниана «Корпус юрис цивилис»),
12 pt – цицеро,
14 pt – миттель (нем. mittel – средний),
16 pt – терция (1/3 квадрата),
18 pt – парангон (фр. parangon – образец добродетели),
20 pt – текст.
Шрифты кеглем более 20 пунктов не имеют названий и поэтому задаются величиной, а более 48 пунктов – в типографских квадратах.

Слайд 9

КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ШРИФТОВ

В основу классификации картографических шрифтов положены принципы, принятые

КЛАССИФИКАЦИЯ И ИНДЕКСАЦИЯ КАРТОГРАФИЧЕСКИХ ШРИФТОВ В основу классификации картографических шрифтов положены принципы,
при классификации типографских шрифтов, с некоторыми изменениями и дополнениями.
Картографические шрифты подразделены в зависимости от важнейших графических признаков: контрастности, наличия и формы подсечек, характерных особенностей начертания отдельных букв на пять основных групп и одну дополнительную (рис. 4).

Рис. 4 – Групповые признаки шрифтов

Слайд 10

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры, объединенные общим характером их рисунка.

Внутри каждой группы шрифты делятся на гарнитуры, объединенные общим характером их рисунка.
В свою очередь, каждая гарнитура подразделяется по следующим показателям: жирности, ширине (плотности), начертанию и наклону (рис. 5).

Рис. 5 – Классификация картографических шрифтов ЦНИИГАиК

Слайд 11

В зависимости от указанных выше признаков каждому шрифту присваивается соответствующее название. При

В зависимости от указанных выше признаков каждому шрифту присваивается соответствующее название. При
этом в целях достижения краткости для печатных шрифтов опускаются слова: печатный, прямой, вправо, нормальный, светлый, а для курсивных шрифтов – с наклоном вправо, нормальный, светлый.

Таблица 1 – Индексация картографических шрифтов

Слайд 12

Для сокращенного и однозначного наименования каждому шрифту присваивается индекс, состоящий из одной

Для сокращенного и однозначного наименования каждому шрифту присваивается индекс, состоящий из одной
или двух начальных букв названия гарнитуры и трехзначного числа. Первая цифра обозначает начертание и наклон, причем печатные шрифты обозначены нечетные, а курсивные – четными цифрами. Вторая цифра указывает на плотность шрифта, третья – на его жирность (таблица 1).
В докомпьютерный период индексы шрифтов применялись в альбомах и каталогах; при пересылке между картографическими ведомствами; при оформлении заказов на изготовление надписей картографическими шрифтами.
В настоящее время в связи с широким внедрением компьютерных технологий появилось множество новых шрифтов. Приведенная выше классификация не охватывает всего диапазона шрифтов, используемых при создании картографических произведений. Вместе с тем, классические картографические шрифты вошли в библиотеки шрифтов некоторых современных программных картографических продуктов, а их индексы звучат в названии гарнитур. Так, например, Р-152 – шрифт Рубленый широкий полужирный, Т-132 – Топографический полужирный и т.д.

Литература:
Альбом картографических шрифтов. – Труды ЦНИИГАиК, 1956, вып. 109.
Топографическое черчение под ред. Лосякова Н.Н.- М., Недра, 1986.
Шрифты для проектов, планов и карт. – М., Недра, 1987.

Имя файла: Картографические-шрифты-и-надписи-на-карте.pptx
Количество просмотров: 39
Количество скачиваний: 0