Слайд 2Церковь Вознесения Господня в Коломенском
православный храм Даниловского благочиния Московской епархии.
Храм расположен в
![Церковь Вознесения Господня в Коломенском православный храм Даниловского благочиния Московской епархии. Храм](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-1.jpg)
районе Нагатинский Затон, Южного административного округа города Москвы, в бывшем подмосковном селе Коломенское. Храм является шедевром мировой архитектуры, первым каменным шатровым храмом в России.
Слайд 3Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом,
![Возведена в Коломенском в 1528—1532 годах (предположительно итальянским архитектором Петром Францизском Ганнибалом,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-2.jpg)
по русским летописям Петром Фрязином или Петроком Малым) на правом берегу Москвы-реки.
Ктитор храма — великий князь Московский Василий III.
Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана IV
Слайд 4При Иване III
Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на Соборной площади
![При Иване III Успенский собор Московского Кремля — православный храм, расположенный на](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-3.jpg)
Московского Кремля, Патриарший кафедральный собор Патриарха Московского и всея Руси (с 1991 года).
Сооружён в 1475—1479 годах под руководством итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти. Главный храм Русского государства. Старейшее полностью сохранившееся здание Москвы.
Слайд 516 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония
![16 января 1547 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-4.jpg)
венчания, чин которой был составлен самим митрополитом. Митрополит возложил на него знаки царского достоинства — крест Животворящего Древа, бармы и шапку Мономаха; Иван Васильевич был помазан мирром, а затем митрополит благословил царя.
Слайд 6Оружейный приказ (так первоначально именовалась Оружейная палата) упоминается впервые в 1547 году
![Оружейный приказ (так первоначально именовалась Оружейная палата) упоминается впервые в 1547 году](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-5.jpg)
только как хранилище оружия в Московском Кремле. (При этом хранилище, по-видимому, уже имелись производственные мастерские оружия и знамен). С 1560-х годов окончательно входит в употребление название «Оружейная палата».
Оружейная палата — московский музей-сокровищница — является частью комплекса Большого Кремлевского дворца. Она размещается в здании, построенном в 1851 году архитектором Константином Тоном.
Основу музейного собрания составили веками хранившиеся в царской казне и патриаршей ризнице драгоценные предметы, выполненные в кремлёвских мастерских, а также полученные в дар от посольств иностранных государств. Своим названием музей обязан одному из древнейших кремлёвских казнохранилищ.
С 1960 года Оружейная палата входит в состав Государственных музеев Московского Кремля, её филиал — Музей прикладного искусства и быта России XVII в. (открыт в 1962 году) — в бывших Патриарших палатах.
Слайд 7Александровская слобода известна с середины XIV века. К 11 декабря 1513 здесь
![Александровская слобода известна с середины XIV века. К 11 декабря 1513 здесь](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-6.jpg)
был построен загородный дворец великого князя Василия III — он приезжал сюда с семьёй и двором. Остатки дворцовых сооружений ныне известны под именем Александровского кремля.
В 1513 году в Слободе был освящён Покровский собор, позднее переосвящённый как Троицкий. В наше время он выглядит немного по-другому, нежели в XVI веке: некоторые архитектурные изменения
Царская резиденция в Александровской слободе (также Александровский кремль) — древнерусская крепость, фактическая столица опричнины Русского царства в 1564—1581 годах. Располагалась на территории нынешнего города Александрова (Владимирская область).
Слайд 8Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого
![Казанский кремль расположен на мысу высокой террасы левого берега Волги и левого](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-7.jpg)
берега Казанки. Казанский кремль представляет собой комплекс архитектурных, исторических и археологических памятников, раскрывающих его многовековую историю: археологические остатки первого (XII—XIII вв.), второго (XIV—XV вв.) и третьего городищ (XV—XVI вв.); белокаменный кремль, ряд храмов и зданий, имеющих большую историко-архитектурную и культурную ценность. Территория кремля представляет в плане неправильный многоугольник, повторяющий очертания кремлевского холма, вытянутый с северо-запада, от реки Казанки, на юго-восток, к Площади 1 мая. Общая площадь кремля составляет 150 000 квадратных метров, окружность 1800 м. Объект Всемирного наследия ЮНЕСКО с 2000 года.
Слайд 9Мечеть Кул Шариф — главная джума-мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005 года);
![Мечеть Кул Шариф — главная джума-мечеть республики Татарстан и Казани (с 2005](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-8.jpg)
расположена на территории Казанского кремля.
Строительство храма было начато в 1996 году как воссоздание легендарной многоминаретной мечети столицы Казанского ханства, центра религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья XVI столетия. Мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного. Названа в честь её последнего имама сеида Кул-Шарифа, одного из предводителей обороны Казани.
Купол высотой 36 м декорирован формами, ассоциирующимися с образом и декоративными деталями «Казанской шапки». Высота каждого из четырёх основных минаретов 58 метров. Архитектурно-художественное восьмиминаретное решение внешнего облика мечети достигнуто благодаря разработке смысловых элементов, сближающих архитектуру мечети с местными традициями. Сооружена из белого мрамора и гранита, купол и минареты бирюзового цвета.
Слайд 10Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (И. Репин,
![Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года (И. Репин, 1885 г.)](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-9.jpg)
1885 г.)
Слайд 11Иван IV был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной
![Иван IV был одним из самых образованных людей своего времени, обладал феноменальной памятью, богословской эрудицией.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-10.jpg)
памятью, богословской эрудицией.
Слайд 12Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому, Елизавете I, Стефану
![Он автор многочисленных посланий (в том числе к Курбскому, Елизавете I, Стефану](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-11.jpg)
Баторию, Юхану III, Василию Грязному, Яну Ходкевичу, Яну Роките, князю Полубенскому, в Кирилло-Белозерский монастырь), стихир на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, на преставление Петра митрополита Московского и всея Руси, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом Парфений Уродивый).
Слайд 13Основав Печатный двор, царь способствовал организации книгопечатания в Москве
Московский печатный двор — первая
![Основав Печатный двор, царь способствовал организации книгопечатания в Москве Московский печатный двор](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-12.jpg)
в России типография. Основана при Иване Грозном в 1553 году. Традиционно располагалась в Китай-городе на Никольской улице, по соседству с Николо-Греческим монастырём. В 1909 году перед фасадом Печатного двора был установлен памятник первопечатнику Ивану Фёдорову (в советское время перемещён к Третьяковскому проезду).
Слайд 14Памятник первопеча́тнику Ивану Фёдорову — московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной печатной
![Памятник первопеча́тнику Ивану Фёдорову — московский скульптурный памятник создателю первой русской датированной](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-13.jpg)
книги; один из самых известных в городе. Установлен в 1909 году перед зданием Синодальной типографии; скульптор С. М. Волнухин, архитектурное оформление И. П. Машкова.
Слайд 15Печатный двор упоминается в записках Генриха фон Штадена «О Москве Ивана Грозного».
![Печатный двор упоминается в записках Генриха фон Штадена «О Москве Ивана Грозного».](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-14.jpg)
В 1564 году Иван Фёдоров и Пётр Мстиславец издали здесь первую датированную книгу «Апостол».
Слайд 16Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного —
![Собор Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву, также называемый Собор Василия Блаженного](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-15.jpg)
православный храм, расположенный на Красной площади в Москве. Широко известный памятник русской архитектуры. До XVII века обычно назывался Троицким, так как первоначальный деревянный храм был посвящён Святой Троице; был также известен как «иерусалимский», что связано как с посвящением одного из приделов, так и с совершавшимся в Вербное воскресенье крестным ходом к нему из Успенского собора с «шествием на осляти» Патриарха.
Слайд 17Библиотека Ивана Грозного (также используются названия Либерея) — легендарная коллекция книг и документов,
![Библиотека Ивана Грозного (также используются названия Либерея) — легендарная коллекция книг и](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-16.jpg)
последним владельцем которой предположительно был царь Иван IV Грозный. Считается, что она была утрачена или спрятана Грозным. Поиски библиотеки с перерывами ведутся уже несколько столетий, однако она по сей день не найдена. Неоднократно высказывались сомнения в самом существовании царского книгохранилища. Многие из исследователей этого вопроса пришли к выводу, что оно, скорее всего, погибло в результате пожаров или во времена Смуты.
Согласно легенде, библиотека изначально принадлежала византийским императорам и собиралась на протяжении многих веков. Последним из императоров, владевших библиотекой, называют Константина XI. После падения Константинополя книжное собрание было вывезено в Рим, а затем переместилось в Москву в качестве приданого византийской царевны Софьи Палеолог, выданной замуж за московского князя Ивана III.
По прибытии в Москву в 1472 году Софья Палеолог увидела последствия пожара Москвы 1470 года. Поняв, что книги могут стать лёгкой добычей огня, Софья распорядилась хранить их в подвале под церковью Рождества Богородицы в Кремле. Строителем тайника был итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, специально приглашённый для этой цели в Москву. Однако уже в апреле 1473 года случился новый опустошительный пожар: выгорел весь Кремль, и книги лишь чудом уцелели. Москва действительно в те времена множество раз горела: сообщается о десятках крупных пожаров.
Утверждается, что к переводу книг Либереи сын Ивана III Василий III привлёк известного учёного Максима Грека.
Слайд 18Свидетельства современников о внешности Ивана Грозного весьма скудны. Все имеющиеся его портреты
![Свидетельства современников о внешности Ивана Грозного весьма скудны. Все имеющиеся его портреты](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-17.jpg)
имеют сомнительную подлинность. По отзывам современников, он был сухощав, имел высокий рост и хорошее телосложение. Глаза Ивана были голубые с проницательным взглядом, хотя во второй половине его царствования отмечают уже мрачное и угрюмое лицо. Царь брил голову, носил большие усы и густую рыжеватую бороду, которая сильно поседела к концу его царствования
Слайд 19Виктор Михайлович Васнецов
(1848 — 1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер исторической и
![Виктор Михайлович Васнецов (1848 — 1926) — русский художник-живописец и архитектор, мастер](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-18.jpg)
фольклорной живописи. Старший брат художника Аполлинария Васнецова.
Слайд 20Заметной фигурой был Иван Пересветов, автор нескольких публицистических повестей («Сказание о царе
![Заметной фигурой был Иван Пересветов, автор нескольких публицистических повестей («Сказание о царе](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-19.jpg)
Константине», «Сказание о Магомет-салтане» и др.) и челобитных к Ивану Грозному. Он выступает как апологет самодержавного Московского государства и выразитель интересов дворянства. Боярская партия выдвигает незаурядного публициста, плодовитого писателя - князя и царского воеводу Андрея Курбского. Он автор писем к Грозному и «Истории князя великого Московского», написанных им в Литве, куда он бежал в 1564 г., опасаясь гнева царя после проигранного сражения в Ливонии. В первом своем послании царю Курбский обвинил его в жестокости, убийстве безвинных жертв, упрекнул за отказ советоваться с боярами и призвал Бога рассудить его с царем-злодеем на Страшном суде.
Слайд 21Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны) — русский философ, писатель-публицист,
![Иван Семёнович Пересветов (годы рождения и смерти неизвестны) — русский философ, писатель-публицист,](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-20.jpg)
один из самых ярких представителей русской общественно-политической мысли середины XVI века. Идеолог дворянства; известен сочинениями против старой наследственной аристократии (бояр). Некоторые историки (С. Л. Авалиани, М. Г. Худяков, И. И. Полосин, Д. Н. Альшиц) считали фигуру Пересветова фиктивной, а действительными авторами приписываемых ему сочинений А. Ф. Адашева и Ивана Грозного.
Слайд 22«Домострой»
Созданные в середине XVI в. «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник» также находились в тесной
![«Домострой» Созданные в середине XVI в. «Домострой», «Стоглав», «Азбуковник» также находились в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/932116/slide-21.jpg)
связи с официальной идеологией. «Азбуковник», написанный в форме энциклопедического словаря излагает систему знаний и воззрений, обязательных для благомыслящего читателя. «Стоглав» заключает свод постановлений церковного Стоглавого собора 1551 г. по разным религиозным и житейским вопросам.
«Домострой» ставит цель до мелочей регламентировать поведение состоятельного благонамеренного горожанина в религиозной, общественной и семейной сферах. Он состоит из трех частей: о поклонении церкви и царской власти, о внутрисемейных отношениях («мирское строение») и ведении хозяйства («домовое строение»). В малейших деталях предстает здесь бытовой уклад, которым должна руководствоваться благочестивая семья, возглавляемая домовладыкой — мужем и отцом. В "Домострое» отчетливо заметна ориентация на монастырский устав.