Советская живопись 20-х гг.: ОСТ

Содержание

Слайд 2

ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в

ОСТ, ОХСТ, Общество художников-станковистов — художественная группировка, основанная в 1925 году в
Москве группой выпускников ВХУТЕМАСа во главе с Давидом Штеренбергом.
Характерной чертой творчества ОСТа является воспевание советской действительности (индустриализации, спорта, проч.) с использованием приемов современного европейского экспрессионизма. Существовало до 1931 года.

Само же объединение в первоначальном составе просуществовало недолго. Уже в 1928 г. внутри него четко определились две группы художников, отличающиеся своими творческими позициями:
Одна из групп (в неё входили Вильямс, Дейнека, Лучишкин, Пименов и др.) тяготела к изображению городской жизни, новой техники, индустриального пейзажа, спорта, молодых, физически развитых людей. Их работы отличала динамичность, четкость композиции, графичность в передаче форм.
Другая группа, объединявшаяся вокруг Штеренберга (Купреянов, Гончаров, Лабас, Тышлер, Шифрин и др.), работала в более свободной манере предпочтя лиричность и живописность рациональной организации произведений.

Слайд 3

Основные идеи остовцев:
предпочитали мирные, светлые темы, « приметы XX столетия » -

Основные идеи остовцев: предпочитали мирные, светлые темы, « приметы XX столетия »
жизнь города и городского человека XX века ; индустриализацию России, стремление показать динамику взаимоотношений современного производства и человека; массовый спорт ( футбол, теннис, спортивные соревнования и кроссы, гимнастика ), который также стал характерной особенностью жизни советского общества.
В воспитательном плане определялась « ориентация на художественную молодежь ». Они стремились отразить в отдельных фактах новые качества современной им эпохи
Укрупняются и выдвигаются на первый план силуэты людей. Изображая их контрастно и цветом, и размером по отношению ко всему остальному, художники подчеркивают их динамическую мощь.

Слайд 4

«Автопробег» 1930 г.

«Гамбургское восстание» 1933 г.

Пётр Владимирович Вильямс (1902—1947)

«Автопробег» 1930 г. «Гамбургское восстание» 1933 г. Пётр Владимирович Вильямс (1902—1947)

Слайд 5

«Старик (Старое)» (1925)

Давид Петрович Штеренберг (1881 – 1948 гг.)

«Аниська» (1926)

«Старик (Старое)» (1925) Давид Петрович Штеренберг (1881 – 1948 гг.) «Аниська» (1926)

Слайд 6

«На стройке новых цехов» (1926)

Александр Александрович Дейнека (1899 – 1969 гг.)

«Перед

«На стройке новых цехов» (1926) Александр Александрович Дейнека (1899 – 1969 гг.)
спуском в шахту» (1924)

Слайд 7

«Оборона Петрограда» (1928).

«Оборона Петрограда» (1928).

Слайд 8

«Оборона Севастополя» 1944 г.

«Оборона Севастополя» 1944 г.

Слайд 9

«Первый советский дирижабль» (1931)

Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983 гг)

«Первый

«Первый советский дирижабль» (1931) Александр Аркадьевич Лабас (1900 – 1983 гг) «Первый паровоз на Турксибе» (1931)
паровоз на Турксибе» (1931)

Слайд 10

«Даёшь тяжелую индустрию!» (1927 г.)

Юрий(Георгий) Иванович Пименов (1903 – 1977 гг.)

«Даёшь тяжелую индустрию!» (1927 г.) Юрий(Георгий) Иванович Пименов (1903 – 1977 гг.)

Слайд 11

«Новая Москва» (1937)

Картины после роспуска объединения:

«Свадьба на завтрашней улице» (1962).

«Новая Москва» (1937) Картины после роспуска объединения: «Свадьба на завтрашней улице» (1962).

Слайд 12

Плакатная графика 20-х гг. Конструктивизм в рекламе и дизайне.

Плакатная графика 20-х гг. Конструктивизм в рекламе и дизайне.

Слайд 13

Одним из оригинальных явлений советского искусства 20-х - 30-х гг. был конструктивизм,

Одним из оригинальных явлений советского искусства 20-х - 30-х гг. был конструктивизм,
выдвинувший задачу переустройства, «переконструирования» окружающей среды посредством создания ясных, лаконичных, функционально оправданных форм, а через изменение среды - и человека.

Наиболее яркой картиной обновленного социального пространства представлялся современный город, который конструктивисты стремились преобразить средствами массовой агитации и монументальной пропаганды - как политической, так и экономической, то есть рекламы.

Распространению новых политических и эстетических идей способствовало не только соответствующее оформление улиц и праздников, но и такие привычные реалии, как книги, конфетные обертки, упаковка товаров повседневного спроса и, конечно, плакаты и рекламные тексты.

Одним из основателей конструктивизма и инициатором реализации его принципов в рекламной графике был А.М. Родченко.

Слайд 14

В. В. Маяковский, А. М. Родченко, «Читайте журнал «Молодая гвардия»»
(1924).

В. В. Маяковский, А. М. Родченко, «Читайте журнал «Молодая гвардия»» (1924).

Слайд 15

Отечественный плакат в начале 1920 -х годов стремительно обрел оригинальный облик, выделивший

Отечественный плакат в начале 1920 -х годов стремительно обрел оригинальный облик, выделивший
его среди плакатного искусства западноевропейских стран. Композиционные эксперименты с блоками текста, шрифтами, цветом, геометрическими фигурами и фотографическими изображениями подвели художников к созданию плаката новой «конструкции» .
В графических видах творчества конструктивизм характеризовался применением фотомонтажа вместо рисованной иллюстрации, предельной геометризацией, подчинением композиции прямоугольным ритмам. Стабильной была и цветовая гамма: чёрный, красный, белый, серый с добавлением синего и жёлтого.

Слайд 16

А. М. Родченко, «Кино-глаз» (1924)

А. М. Лавинский, «Экспорт-импорт СССР» (1926).

А. М. Родченко, «Кино-глаз» (1924) А. М. Лавинский, «Экспорт-импорт СССР» (1926).

Слайд 17

Язык плаката был сродни языку архитектурных и книжных экспериментов, литературных и театральных

Язык плаката был сродни языку архитектурных и книжных экспериментов, литературных и театральных
новаций, кинематографического монтажа тех лет. Первый опыт динамического образного воплощения идеи революционной борьбы продемонстрировал плакат Л. Лисицкого «Клином красным бей белых!» , отпечатанный в Витебске в 1920 году.

Слайд 18

В 20-е - 30-е гг. реклама была вовлечена в единый поток развития

В 20-е - 30-е гг. реклама была вовлечена в единый поток развития
всего искусства, представляя вместе с ним единый стиль - стиль агитискусства, искусства, для которого его пропагандистские функции и формы агитации приобретали приоритетное значение.

Слайд 19

Вершиной лаконичного воплощения рекламной идеи стал «Ленгиз» А. Родченко с фотопортретом Лили

Вершиной лаконичного воплощения рекламной идеи стал «Ленгиз» А. Родченко с фотопортретом Лили Брик (1925).
Брик (1925).

Слайд 20

Советский агитационный и супрематический фарфор 20-х гг.

Советский агитационный и супрематический фарфор 20-х гг.

Слайд 21

В первые месяцы после революции на Государственный фарфоровый завод в Петрограде (в

В первые месяцы после революции на Государственный фарфоровый завод в Петрограде (в
спешном порядке переименованный из Императорского; в 2005 году это название было ему возвращено) пришла новая команда художников во главе с Сергеем Чехониным.
В 1918 году «чехонинцы» получили от большевистского правительства свой первый заказ — изготовить «бюсты деятелей революции и утилитарно-декоративные предметы с революционными лозунгами». Согласно ленинскому плану пропаганды символы новой власти следовало размещать повсюду.

Слайд 22

Даже спичечные коробки и тарелки должны были рассказывать победившему пролетариату о свершениях

Даже спичечные коробки и тарелки должны были рассказывать победившему пролетариату о свершениях
революции. Что и в каком стиле рисовать, власти не уточняли.

Агитфарфор никогда не был доступен тем, к кому непосредственно обращался. Для простого рабочего или крестьянина он был слишком дорог и из мастерских завода отправлялся на европейские выставки и аукционы, в частные коллекции. С 1921 года вся продукция ЛФЗ шла исключительно на экспорт.

Слайд 23

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные живописцы — П.

Разработкой эскизов для росписей агитационного фарфора занимались известные живописцы — П. В.
В. Кузнецов, К. С. Петров-Водкин, М. В. Добужинский, Н. И. Альтман. Их произведения отличаются высочайшим графическим мастерством. Уже в первых работах, появилась символика юной Русской Республики: серп и молот.

Слайд 24

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки обычного народного быта

Сюжетами росписей художницы Александры Васильевны Щекатихиной-Потоцкой (1892-1967) стали сценки обычного народного быта
и персонажи российских сказок. В 1921 г. колоритными красками, широкой энергичной кистью художница писала героев уже мирной жизни — матроса и его подружку на праздничке Первомая, комиссара, сменившего винтовку на папку с документами, парня, поющего “Интернационал”.

Слайд 25

Главной задачей ГФЗ “помочь преобразить обстановку жизни людей”. Пересоздавать окружающие вещи должна

Главной задачей ГФЗ “помочь преобразить обстановку жизни людей”. Пересоздавать окружающие вещи должна
была художественная индустрия, потому её организации и уделяли такое огромное внимание. Перед агитационным фарфором ставили задачи и возлагали надежды :
1) преобразить жилье рабочего, 2) сделать из жилья – очередной монумент системе и, 3) может даже приучить рабочего есть с таких тарелок.

Слайд 26

Влияние агитационного фарфора сказалось в том, что и левые художники-беспредметники, которые обратились

Влияние агитационного фарфора сказалось в том, что и левые художники-беспредметники, которые обратились
к фарфору, главное внимание уделяли росписи. Это видно в эскизах Кандинского, Поповой и Родченко. Так восприняли свои художественные задачи и ученики Малевича – Суетин и Чашник, с увлечением переносившие цветовые супрематические композиции на белый фарфор.

Фарфор привлекал Малевича и его учеников, с одной стороны, как пластический материал, в котором можно создавать объемные супрематические композиции, а с другой, как изделия, дающие идеальное белое поле с иллюзией глубины для цветовых супрематических композиций.

Белизна фарфора и его сверкающая совершенная чистота отвечали стремлению супрематистов к абсолютному.

Слайд 27

Художник Казимир Малевич

Художник
Николай
Суетин

Художник Казимир Малевич Художник Николай Суетин

Слайд 28

Большинство супрематических росписей Малевича, Суетина и Чашника сохраняют строгую прямоугольность или, наоборот,

Большинство супрематических росписей Малевича, Суетина и Чашника сохраняют строгую прямоугольность или, наоборот,
свободу композиции. Супрематизм в фарфоре вышел за пределы собственно посуды – создавались чернильницы, вазы для цветов, пепельницы и т.д.

Чернильницы Николая Суетина

Имя файла: Советская-живопись-20-х-гг.:-ОСТ.pptx
Количество просмотров: 84
Количество скачиваний: 0