Культура Древнего Рима. Религия. Обычаи. Нравы

Содержание

Слайд 2

Географическое положение Под древним Римом подразумевается не только Рим античной эпохи, но

Географическое положение Под древним Римом подразумевается не только Рим античной эпохи, но
и все завоеванные им страны и народы , входившие в состав колоссальной Римской державы- от Британских острова до Египта. Римское искусство- высшее достижение и итог развития древнего искусства. Его создавали не только древние Римляне , или италики, но и древние Египтяне, греки, сирийцы, жители Пиренейского полуострова, Галлии, древней Германии и другие народы.

Слайд 3

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего

История римской культуры делится на следующие периоды, соответствующие основным этапам истории Древнего
Рима:

1.Ранний, или царский, Рим (VIII-VI вв. до н.э.).
2.Ранняя Римская республика (V-IV вв. до н.э.).
3.Римская республика (III-I вв. до н.э.).
4.Расцвет Римской империи (I-II вв. н.э.).
5.Упадок Римской империи (III-V вв. н.э.).

Слайд 4

История Древнего Рима делится на два этапа

Эпоха республики , наступивший в

История Древнего Рима делится на два этапа Эпоха республики , наступивший в
конце VI в. до н.э. , когда из Рима были изгнаны этрусские цари, и длившийся до середины I до н.э.
Императорский – начался правлением Октавиана Августа, перешедшего к единовластию и продлившегося до IVв. Н.э.
С художественной точки зрения – этот чрезвычайно разные эпохи. Первая сравнительно бедна произведениями искусства , большинство которых известны со II – I до н.э. Вероятно, сведения древних авторов о том, что первые храмы для римлян возводили их соседи, более цивилизованные этруски, верны.
Именно этруски создали для Капитолия, главного из семи холмов , на котором расположен Рим, символ легендарной прародительницы римлян- статую Капитолийской волчицы.

Слайд 5

Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров. Около 500 г. до н.э. ( фигуры

Капитолийская волчица. Работа этрусских мастеров. Около 500 г. до н.э. ( фигуры
Ромула и Рема выполнены в эпоху Возрождения)

Слайд 6

Религия и верования

Древнеримская религия имеет ряд общих черт с древнегреческим, что

Религия и верования Древнеримская религия имеет ряд общих черт с древнегреческим, что
обусловлено частично похожими историческими условиями и прямым воздействием, в то же время отличалась определенным своеобразием.
древним истоком религиозных верований и обрядов римлян была семейно-родовая религия. Римляне верили в души умерших - маны, которые считались покровителями семьи и рода, в пенаты (от penus - провизия, запасы пищи) - домашних духов-оберегов, в ларов-духов-покровителей (lares familiaris - духи семьи, lares регшагипи-духи мореплавания, lares militares - духи военных)
У каждого члена семьи был свой гений считавшийся выражением силы данного человека, его энергии и способностей Всеми домашними почитался гений отца - genius domus Семейно-родовой культ был связан у римлян также архаичным чествованием огня, который позже получил общегосударственную форму.

Слайд 7

Таблица соответствия греческих и римских богов

Таблица соответствия греческих и римских богов

Слайд 8

Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х. Марс был один из

Бог Марс, римская статуя I в. по Р. Х. Марс был один
главных богов и у латинов; но этот народ, у которого преобладающее значение имели земледельческие интересы, чтил в нем не столько бога войны, сколько бога природы

Слайд 9

Арес (Марс). Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.

Арес (Марс). Римская копия с греческого оригинала V в. до н. э.

Слайд 10

Римская религия. Богиня Веста Реконструкция храма Весты.

Римская религия. Богиня Веста Реконструкция храма Весты.

Слайд 11

Флора Афродита (Венера), так называемая «Афродита в садах».

Флора Афродита (Венера), так называемая «Афродита в садах».

Слайд 12

Юпитер, посылающий дождь римской армии. Рельеф с колонны Антонина. Юпитер в виде крылатого

Юпитер, посылающий дождь римской армии. Рельеф с колонны Антонина. Юпитер в виде
старца, распростершего свои длинные руки, с которых льются потоки воды, легионеры собирают ее в шлемы и щиты, а варвары лежат на земле, сраженные молниями

Слайд 13

Бог Юпитер, статуя I в. по Р. Х.

Бог Юпитер, статуя I в. по Р. Х.

Слайд 14

Богиня Юнона

Богиня Юнона

Слайд 15

Римская религия. Бог Янус

Римская религия. Бог Янус

Слайд 16

  Богиня Рома, покровительница города Рима. Статуя в Капитолии, Рим

Богиня Рома, покровительница города Рима. Статуя в Капитолии, Рим

Слайд 17

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме. Ок. 100—80 гг. до н.

Храм Фортуны Вирилис на Бычьем форуме в Риме. Ок. 100—80 гг. до н. э.
э.

Слайд 18

Круглый храм на Бычьем форуме в Риме. Ок. 120 г. до н.

Круглый храм на Бычьем форуме в Риме. Ок. 120 г. до н. э.
э.

Слайд 19

Хозяйственное развитие Римского государства было значительно более сложным, чем в Греции, которая

Хозяйственное развитие Римского государства было значительно более сложным, чем в Греции, которая
хотя и состояла из множества весьма различных с экономической точки зрения областей, однако не расширяла своих границ так, как это делал Рим.

Пахарь. Прорисовка с античной геммы
Кузнец с клещами и двуручным молотом. Каменотесы.

Слайд 20

Римский землемер (менсор), занимавшийся межеванием полей. Рисунок

Римский землемер (менсор), занимавшийся межеванием полей. Рисунок

Слайд 21

Римская водяная мельница. Реконструкция

Римская водяная мельница. Реконструкция

Слайд 22

План Древнего Рима

План Древнего Рима

Слайд 23

Макет Рима

Макет Рима

Слайд 24

Улица в Помпеях. Современное фото

Улица в Помпеях. Современное фото

Слайд 25

План Пантеона в Риме «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры

План Пантеона в Риме «храм всех богов» в Риме, памятник центрическо-купольной архитектуры
периода расцвета архитектуры Древнего Рима, построенный в 126 году н. э. при императоре Адриане на месте предыдущего Пантеона, выстроенного за два века до того Марком Випсанием Агриппой.

Слайд 26

Римский Форум. Реконструкция

Римский Форум. Реконструкция

Слайд 27

Рим. Форум Романум. Реконструкция: Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана.

Рим. Форум Романум. Реконструкция: Храм Сатурна. 2. Священная дорога. 3. Храм Веспасиана.
4. Ростры. 5. Арка Септимия Севера. 6. Курия. 7. Базилика Эмилия. 8. Базилика Максенция. 9. Храм Антонина и Фаустины. 10. Колизей. 11. Круглый храм Ромула. 12. Колонна Фокаса

Слайд 28

Предметы, найденные в погребениях на Форуме

Предметы, найденные в погребениях на Форуме

Слайд 29

Триумфальное шествие

Триумфальное шествие

Слайд 30

Арка Константина в Риме. 312—315 гг

Арка Константина в Риме. 312—315 гг

Слайд 31

Римское зодчество

Римское зодчество

Слайд 32

РИМСКОЕ ЗОДЧЕСТВО II. 1. Фригидарий терм Каракаллы в Риме. Реставрация Виолле-де-Дюка. 2.

РИМСКОЕ ЗОДЧЕСТВО II. 1. Фригидарий терм Каракаллы в Риме. Реставрация Виолле-де-Дюка. 2.
Колонна Марка Аврелия в Риме. 3. Пантеон Агриппы в Риме. 4. Колонна в честь Траяна в Риме. 5. Триумфальная арка Константина в Риме. 6. План Пантеона Агриппы в Риме. 7. Триумфальная арка Мария в Оранже.

Слайд 33

Коринфские колонны и пилястра храма Бахуса в Баальбеке.

Коринфские колонны и пилястра храма Бахуса в Баальбеке.

Слайд 34

РИМСКОЕ ЗОДЧЕСТВО III. 1. Храм Fortunae virilis в Риме (отчасти реставрирован). 2.

РИМСКОЕ ЗОДЧЕСТВО III. 1. Храм Fortunae virilis в Риме (отчасти реставрирован). 2.
Капитель с триумфальной арки Тита. 3. Круглый храм в Тиволи.

Слайд 35

На основе многочисленных каналов, в том числе подземных, и в самой Греции,

На основе многочисленных каналов, в том числе подземных, и в самой Греции,
и на островах возникали первые водопроводы. Однако подлинно великим достижением древних в этой области явились римские акведуки и виадуки. Мост Мульвия в Риме. Конец II в. до н. э.

Слайд 36

Акведук близ Нима, так называемый Гарский мост. Конец I в. до н. э.

Акведук близ Нима, так называемый Гарский мост. Конец I в. до н.
— начало I в. Акведук Александра Севера (Aqua Alexandrina).

Слайд 37

Римский мост

Римский мост

Слайд 38

Аппиева дорога. Реконструкция Жанина

Аппиева дорога. Реконструкция Жанина

Слайд 39

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую роль в

Одним из наиболее замечательных римских сооружений являются термы (бани), которые играли большую
повседневной жизни римлян. Римские термы прошли долгий путь от республиканской простоты к роскоши и излишествам императорской эпохи. Они принадлежали и частным лицам, и государству; последние предназначались для общественных нужд.

Слайд 40

Двор жилого дома в Помпеях.

Двор жилого дома в Помпеях.

Слайд 41

Прилавок харчевни в Помпеях.

Прилавок харчевни в Помпеях.

Слайд 42

Римский дом

Римский дом

Слайд 43

Интерьер дома богатого римлянина Интерьер римского дома

Интерьер дома богатого римлянина Интерьер римского дома

Слайд 44

Соседки. Сцена из римской жизни. Художник Стефан Бакалович. 1885 год

Соседки. Сцена из римской жизни. Художник Стефан Бакалович. 1885 год

Слайд 45

Интерьер римского здания

Интерьер римского здания

Слайд 46

Римский дом. Реконструкция. Релендера.

Римский дом. Реконструкция. Релендера.

Слайд 47

Интерьер римского дома. Реконструкция.

Интерьер римского дома. Реконструкция.

Слайд 48

Римский пир

Римский пир

Слайд 49

Мозаичный пол виллы Адриана в Тиволи.

Мозаичный пол виллы Адриана в Тиволи.

Слайд 50

Атриум дома Веттиев в Помпеях.

Атриум дома Веттиев в Помпеях.

Слайд 51

Обед в римском доме. Стол окружали три ложа, и римляне принимали пищу

Обед в римском доме. Стол окружали три ложа, и римляне принимали пищу
лежа, опираясь на левую руку.

Слайд 52

Интерьер римской виллы. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема

Интерьер римской виллы. Английский художник Лоуренс Альма-Тадема

Слайд 53

Гипокауст – отопительная система в домах Древнего Рима

Гипокауст – отопительная система в домах Древнего Рима

Слайд 54

Термы Каракаллы. Внутренний вид. Реконструкция.

Термы Каракаллы. Внутренний вид. Реконструкция.

Слайд 55

Банные принадлежности.

Банные принадлежности.

Слайд 56

Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник;

Освещение в домах римлян: 1 – серебряные подсвечники; 2 – бронзовый светильник;
3 – керамические лампы; 4 – подвесная лампа

Слайд 57

Жаровни

Жаровни

Слайд 58

Серебряная посуда из Боскореале

Серебряная посуда из Боскореале

Слайд 59

Серебряный сосуд из Хильдесхаймского клада.

Серебряный сосуд из Хильдесхаймского клада.

Слайд 60

Продукты, подаваемые на стол в Древнем Риме. Мозаика.

Продукты, подаваемые на стол в Древнем Риме. Мозаика.

Слайд 61

Напольная мозаика из триклиния с изображением остатков пищи.

Напольная мозаика из триклиния с изображением остатков пищи.

Слайд 62

Изображение из гробницы Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал какой-нибудь друг,

Изображение из гробницы Вестория Приска в Помпеях. «Когда римлянина навещал какой-нибудь друг,
правила хорошего тона требовали, чтобы хозяин дома показывал ему самые красивые вещи из своей серебряной посуды».

Слайд 63

Великолепная нимфа с печалью смотрящая на погибшего Икара. Фрагмент фрески Имперской виллы

Великолепная нимфа с печалью смотрящая на погибшего Икара. Фрагмент фрески Имперской виллы
Помпей, 10 г. до н.э.

Слайд 64

Сцена пира. Фреска из Геркуланума.

Сцена пира. Фреска из Геркуланума.

Слайд 65

Птицы и цветы на фресках

Птицы и цветы на фресках

Слайд 69

ПЕРЕПИСАТЬ ТАБЛИЦУ СООТВЕТСТВИЯ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ БОГОВ

Домашняя работа

ПЕРЕПИСАТЬ ТАБЛИЦУ СООТВЕТСТВИЯ ГРЕЧЕСКИХ И РИМСКИХ БОГОВ Домашняя работа

Слайд 70

Второй урок

Культура Древнего Рима

Второй урок Культура Древнего Рима

Слайд 71

История Древнего Рима

Одежда, украшения
Положение женщин в обществе
Воспитание детей
Скульптура

История Древнего Рима Одежда, украшения Положение женщин в обществе Воспитание детей Скульптура

Слайд 72

Положение женщин

Глава семьи назывался домовладыка: в его власти находились дети, жена

Положение женщин Глава семьи назывался домовладыка: в его власти находились дети, жена
и другие родственники (в семьях высшего класса к семье также относились рабы и прислуга). Власть отца заключалась в том, что он мог выдать по своему желанию дочь замуж или развести, продать детей в рабство, он мог также признать или не признать своего ребёнка. Patria potestas также распространялась на взрослых сыновей и их семью, со смертью отца сыновья становились полноправными гражданами и главами своих семейств.
Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.
Римская женщина свободно появлялась в обществе, ездила в гости, бывала на торжественных приёмах. Но занятие политикой не было женским делом, ей не полагалось присутствовать на собраниях народа.
Важно отметить, что римляне заботились и о том, чтобы женщины получили образование в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девушка.

Слайд 73

Женские портреты из Фаюма.

Женские портреты из Фаюма.

Слайд 75

Прически знатных римлянок. Справа — Ливия, жена Августа.

Прически знатных римлянок. Справа — Ливия, жена Августа.

Слайд 76

Юлия Флавия, дочь императора Тита.
Мрамор. 80—90-е гг. н. э.
Рим, Капитолийские музеи, Новый

Юлия Флавия, дочь императора Тита. Мрамор. 80—90-е гг. н. э. Рим, Капитолийские
дворец, Зал императоров.

Слайд 77

Женские украшения.

Женские украшения.

Слайд 78

Женские аксессуары: корзина для шитья, веретено, ваза, тазик, туалетный столик, игольник, ларец.

Женские аксессуары: корзина для шитья, веретено, ваза, тазик, туалетный столик, игольник, ларец.

Слайд 79

Золотой браслет из Помпей.

Золотой браслет из Помпей.

Слайд 80

Ювелирные украшения

Ювелирные украшения

Слайд 81

украшения

украшения

Слайд 82

Женские сандалии и сумочка.

Женские сандалии и сумочка.

Слайд 83

Женщины-гимнастки

Женщины-гимнастки

Слайд 87

 Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному

Туника и тога - основа древнеримского мужского костюма - по своему художественному
и конструктивному решению отличались от греческого хитона и гиматия, хотя имели общие черты.

Слайд 88

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит легкий плащ, напоминающий греческую

Чуть позднее на смену этим громоздким тяжелым тогам приходит легкий плащ, напоминающий
хламиду, которая скреплялась не на плече, как у греков , а на середине груди под шеей. Носили также лацерну – плащ похожий на хламиду, но из более дорогих тканей, затканных золотыми и серебряными нитями. 

Слайд 89

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая и

Стола (лат. stola) являлась особой формой женской туники с короткими рукавами, широкая
со множеством складок, доходившая до щиколоток, внизу которой пришивалась пурпурная лента или оборка (лат. instita).

Слайд 90

В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной

В период расцвета Римского государства его границы очень расширились, включив территорию современной
Англии, Франции, Испании, Голландии и других стран. Рим стал огромной мировой державой, которая вела бесконечные войны и обширную торговлю. Награбленное богатство, множество рабов, выполнявших всю работу, вели к роскоши даже в обыденной жизни. Все это отразилось и в характере древнеримского костюма. Римляне одевались в одежды ярких цветов: красные, пурпурные, фиолетовые, желтые, коричневые. Костюм белого цвета считался парадным, его надевали для торжественных выходов.

Слайд 91

Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм

Быт римлян в республиканский период оставался еще довольно строгим. Римский костюм походил
походил на греческий, он также был драпированным, но эстетическим идеалом древних римлян было не прекрасное человеческое тело, а суровые мужественные воины и величественные женщины. Поэтому сложный римский костюм, который первоначально изготовлялся из шерсти, а позже и из льняного полотна, придавал фигуре статичность, величественность, некую театральность. В императорский период одежды становятся богаче и пышнее. Появляются привозные шелковые ткани.

Слайд 92

Одежда римских патрициев: на мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь - кальцеус. На

Одежда римских патрициев: на мужчине - туника с вышивкой, тога, обувь -
женщине - стола и пеплум. Причёска с начёсом и накладными локонами.

Слайд 93

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мужучине: кожаный панцирь с

На женщине: плащ-пенула на подкладке, туника с каймой На мужучине: кожаный панцирь с надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус
надплечниками, плащ-сагум, сапоги-кальцеус

Слайд 94

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на

Настенная живопись в Помпеях. Женщина одета в столу голубого цвета, которая на плече скреплена фибулой.
плече скреплена фибулой.

Слайд 95

обувь

обувь

Слайд 96

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла

Калиги. Сапоги, которые носились крестьянами, извозчиками и прежде всего солдатами. Калига состояла
из толстой подошвы (около 8 мм.) с 80-90 острыми железными гвоздями; к подошве пришивался кусок кожи, вырезанный полосами, образуя нечто вроде сетки вокруг пятки и ступни: пальцы оставались открытыми

Слайд 97

Сандалии. Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом

Сандалии. Состояли из подошвы, которая закреплялась на ноге мягкими ремешками, при этом
большая часть ступни оставалась открытой.  Сандалии были разных цветов, подошва разной высоты, в зимнее время также с шерстью. Их носили как домашнюю обувь. ношение сандалий в общественных местах считалось нарушением хорошего тона. Садившиеся за стол снимали сандалии или им их снимал раб.

Слайд 98

Головные уборы. Прически

Головные уборы. Прически

Слайд 99

 Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги,

Основные римские элементы орнаментики — это листья аканта, дуба, лавра, вьющиеся побеги,
колосья, фрукты, цветы, фигурки людей и зверей, маски, черепа, сфинксы, грифоны и др. Наряду с ними изображались вазы, военные трофеи, развевающиеся ленты и т. д. Орнаментика несла в себе и определенные символы, аллегорию: дуб считался символом высшего небесного божества, орел — символом Юпитера и т. д. Греки ценили искусство из любви к прекрасному, римляне — из любви к роскоши. В позднеримском орнаменте постепенно усиливаются восточные влияния. В нем намечаются черты будущего стиля византийской культуры, ставшей преемницей античности.

Слайд 100

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и военизированный

Идеал красоты. Римский идеал красоты весьма отличен от греческого. Захватническая политика и
образ жизни мужского населения Рима создал очень определённый идеал мужчины: сурового, выносливого, крепкого, спортивного телосложения. Женщина считалась красивой, если была дородной, величавой, имела плавную, полную достоинства, походку. Небольшая грудь и широкие бёдра были идеальными признаками её будущего многодетного материнства. Черты лица римской красавицы не должны были быть мелкими: большие глаза с крупными веками, правильной миндалевидной формы, высокая переносица, прихотливой формы рот, напоминающий охотничий лук.

Слайд 101

Воспитание

Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные на

Воспитание Рождение ребенка было праздником, о котором оповещали всех соседей венки, повешенные
дверях. Отец поднимал младенца, которого кла­ли перед ним на землю; это значило, что он признавал его своим законным ребенком.
Ребенка, которого «поднял» отец, купали, заворачивали в пе­ленки и укладывали в колыбель. На восьмой день девочке и мальчику на девятый нарекали имя; день этот был семейным праздником: собирались близкие, приносилась жертва, очищавшая ребенка и мать, и устраивалось угощение, соответство­вавшее достатку родителей.
К мальчикам приставляли «педагога» — старого, почтенного раба или отпущенника, обычно грека, чтобы дети еще в раннем возрасте выучивались греческому языку. 
Играли они в те же игры, в какие и сейчас играют дети по всему свету: бегали взапуски, строили из песка домики (занятие, вызвав­шее у Сенеки горькие размышления о том, что взрослые отличают­ся от детей только видом,), прятались друг от друга, играли в чет и нечет, бегали с обручем, гоняли, под­стегивая хлыстиком, кубарь, скакали верхом «на длинной тростин­ке», качались на качелях.
Специально мальчишеской игрой было бросание камешков в цель и пускание их по воде «блином»; «игра эта состоит в том, чтобы, набрав на берегу моря камешков, обточенных и выглажен­ных волнами, взять такой камешек пальцами и, держа его плоской поверхностью параллельно земле, пустить затем наискось книзу, чтобы он как можно дальше летел, кружась над водой, скользил над самой поверхностью моря, постепенно падая и в то же время показываясь над самыми гребнями, все время подпрыгивая вверх; тот считается победителем, чей камешек пролетает дальше и чаще выскакивает из воды» 

Слайд 102

Дети, играющие в орехи.

Дети, играющие в орехи.

Слайд 103

Воспитание, образование

Детские игры, конечно, разделяли домашние животные: на помпейской фреске мальчик

Воспитание, образование Детские игры, конечно, разделяли домашние животные: на помпейской фреске мальчик
ведет на веревочке обезьяну, одетую в плащ с откинутым капюшоном; на саркофагах изображены ма­ленькие колесницы, запряженные баранами или козлами, которые везут мальчика, держащего в одной руке вожжи, а в другой кнут. 
семилетний возраст был поворотным пунктом в жизни мальчи­ка. Сестры его оставались с матерью и няней, он же «уходил из детства»: начинались годы учения, и первые шаги мальчик делал под руководством отца.
Еще важнее, чем знания, приобретаемые на этих уроках, была та нравственная атмосфера, в которой ребенок рос. Горячая лю­бовь х своей стране, готовность жертвовать для нее всем, — «благосостояние государства да будет главным законом», — убеждение в ее абсолютном превосходстве над всеми другими, гордость родовыми традициями, — маски пред­ков мог он рассматривать ежедневно, и о деяниях этих мужей, которыми семья гордилась, часто рассказывали ему старшие — сознание того, что он наследник их доблести и долг его не изме­нить тому, что завещано рядом поколений, — вот тот «духовный воздух», которым с малолетства дышал мальчик и в котором его воспитывали.
Когда мальчик надевал тогу взрослого — обычно 15—16 лет от роду, отец поручал его заботам кого-либо из крупных госу­дарственных людей, и для юноши начиналась «начальная школа форума».
Крестьянский мальчик так же, как и его аристократический ровесник, рос в здоровой атмосфере строгой дисциплины, твердых семейных устоев и спокойного патриотизма. Он был связан с родной землей кровными, неразрыв­ными узами: ее слуга и хозяин, защитник и сын.

Слайд 104

Сцена охоты. Заяц и кабан были самыми распространенными животными, на которых охотились

Сцена охоты. Заяц и кабан были самыми распространенными животными, на которых охотились в Риме.
в Риме.

Слайд 105

Собака. Мозаика.

Собака. Мозаика.

Слайд 106

Стадион Домициана Флавия, 90 гг., тогда и сейчас. В эпоху Империи на

Стадион Домициана Флавия, 90 гг., тогда и сейчас. В эпоху Империи на
стадионе устраивали спортивные состязания, особой популярностью пользовались рукопашные бои «pancrazio», в которых запрещалось лишь ослепление врага. Ныне это площадь Навона

Слайд 107

Захватывающий ракурс на руины амфитеатра в Капуе, самого крупного в Италии до

Захватывающий ракурс на руины амфитеатра в Капуе, самого крупного в Италии до
возведения Колизея и сильно повлиявший на строительство последнего. Вмещал до 40 000 зрителей. Датируется рубежом нашей эры.

Слайд 108

Большой цирк (Circus Maximus). Реконструкция

Большой цирк (Circus Maximus). Реконструкция

Слайд 109

Колесница, запряженная четверкой лошадей, огибающая один из поворотных столбов (мет) в цирке

Колесница, запряженная четверкой лошадей, огибающая один из поворотных столбов (мет) в цирке

Слайд 110

Амфитеатр в Помпеях. Современное фото

Амфитеатр в Помпеях. Современное фото

Слайд 111

Колизей в Риме. Амфитеатр Флавиев (Колизей). Реконструкция. Сцена охоты на зверей.

Колизей в Риме. Амфитеатр Флавиев (Колизей). Реконструкция. Сцена охоты на зверей.

Слайд 112

Амфитеатр Флавиев (Колизей). Вид сверху.

Амфитеатр Флавиев (Колизей). Вид сверху.

Слайд 113

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои

Слайд 114

Гладиаторские бои

Гладиаторские бои

Слайд 115

Бронзовый гладиаторским шлем из Геркуланума

Бронзовый гладиаторским шлем из Геркуланума

Слайд 116

Бой гладиаторов. Мозаика времен Империи

Бой гладиаторов. Мозаика времен Империи

Слайд 117

Гладиаторские доспехи: 1 – меч в ножнах; 2 – щит; 3 –

Гладиаторские доспехи: 1 – меч в ножнах; 2 – щит; 3 –
ножные латы; 4 – шлемы

Слайд 118

Комедианты. Ж.-Л. Жером. Театральные маски позволяли актеру точно передать типаж и усиливали

Комедианты. Ж.-Л. Жером. Театральные маски позволяли актеру точно передать типаж и усиливали
голос, так как одновременно являлись рупором. Театр Марцелла и храм Аполлона Целителя (Аполлона Сосиана). 13 г. до н. э. Рим, Марсово поле.

Слайд 119

Спектакли мимов сопровождались музыкой и танцами.

Спектакли мимов сопровождались музыкой и танцами.

Слайд 120

Уличные музыканты и музыкальные инструменты: 1 – свирель; 2 – кимвал

Уличные музыканты и музыкальные инструменты: 1 – свирель; 2 – кимвал (тарелки);
(тарелки); 3, 4 – флейта; 5 – труба

Слайд 121

Оратор Письменные принадлежности: 1 – восковые таблички; 2 – стиль; 3 – папирусный

Оратор Письменные принадлежности: 1 – восковые таблички; 2 – стиль; 3 –
свиток; 4 – чернильницы и перьевая ручка

Слайд 122

Скульптура

В изобразительном искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности изображений:

Скульптура В изобразительном искусстве римляне отходят от греческой идеализации и добиваются реалистичности
на смену идеальной красоте человеческого тела приходит показ душевных движений человека, его чувств, переживаний, характера, психологии.
В скульптуре особое развитие получает реалистический скульптурный портрет – одно из величайших достижений римского искусства в целом. Возникнув еще в республиканскую эпоху (мраморные бюсты Помпея, Цезаря, Цицерона и др.), он достиг своего высшего расцвета в эпоху Империи. Очень выразительны портретные бюсты императоров: Филипп Аравитянин, Каракалла, Веспасиан, Домициан, Вителлий – целая галерея характеров, наклонностей, страстей предстает перед нами в римском портрете. Если греческие статуи содержали, как правило, идеализированный образ, то римские бюсты поражают своей жизненностью и правдивостью, хотя некоторые из них и не лишены героизации и театральности.
Позднеримское искусство символично – статуи императоров воплощают нечеловеческое величие, они как бы лишены тела, жизнь горит только в глазах, отражающих душу.

Слайд 123

Октавия, сестра Октавиана.

Октавия, сестра Октавиана.

Слайд 124

Вергилий. Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Вергилий. Бюст Вергилия у входа в его склеп в Неаполе

Слайд 125

Гай Цильний Меценат  (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э. — 8 до н. э.) —  древнеримский государственный деятель и  покровитель искусств.  Личный друг  Октавиана Августа и своего рода министр культуры при нём. Имя Мецената как поклонника изящных искусств и покровителя поэтов сделалось нарицательным.

Гай Цильний Меценат (лат. Gāius Cilnius Maecēnās, около 70 до н. э.

Слайд 126

Гай Юлий Цезарь

Гай Юлий Цезарь

Слайд 127

Марк Туллий Цицерон цитаты: История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти, учительница жизни,

Марк Туллий Цицерон цитаты: История — свидетельница времён, свет истины, жизнь памяти,
вестница старины. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore II). Речь должна вытекать и развиваться из знания предмета. Если же оратор не изучил его, то всякое красноречие является напрасным, ребяческим усилием. — В трактате «Об ораторе» (De Oratore I). Письмо ведь не краснеет. — В письме Луцию Лукцею. Мы должны быть рабами законов, чтобы стать свободными. — Из речи в защиту Клуенция.

Слайд 128

Император Октавиан Август

Император Октавиан Август

Слайд 129

Император Октавиан Август

Император Октавиан Август

Слайд 130

Сципион Эмилиан Африканский

Младший сын Эмилия Павла, разбившего греков в 3-й Македонской войне,

Сципион Эмилиан Африканский Младший сын Эмилия Павла, разбившего греков в 3-й Македонской
приемный сын Сципиона Африканского Старшего. Сципион разбил карфагенян во время 3-й Пунической войны и захватил Нуманцию. Сципион Эмилиан вместе с оратором Гаем Лелием возглавлял группу молодых сенаторов, известную как "кружок Сципиона", которые изучали греческую литературу и философию, поддерживали отношения с философом-стоиком Панецием и греческим историком Полибием и оказывали покровительство комедиографу Теренцию. О "кружке Сципиона" упоминает Цицерон в диалогах "О дружбе" и "О государстве", при этом явно симпатизируя выдвинутой этим сообществом идее объединить все лучшее из греческой и римской цивилизации.

Слайд 131

Тиберий. Мрамор Портрет Тиберия. Из Италии. Мрамор. Ок. 4-14 гг. Выс. 48 см Лондон, Британский

Тиберий. Мрамор Портрет Тиберия. Из Италии. Мрамор. Ок. 4-14 гг. Выс. 48 см Лондон, Британский музей
музей

Слайд 132

Конная статуя Марка Аврелия в Риме. Бронза. 161—180 гг.

Конная статуя Марка Аврелия в Риме. Бронза. 161—180 гг.

Слайд 133

Портрет старого патриция. Мрамор.

Портрет старого патриция. Мрамор.

Слайд 134

Портрет пожилого римлянина из Фаюма.

Портрет пожилого римлянина из Фаюма.

Слайд 135

Колонна Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах,

Колонна Траяна и Марка Аврелия. Колонны украшены барельефами, повествующими о военных походах,
подвигах и трофеях. Подобные рельефы - это не только произведения искусства, поражающие точностью изображений, многофигурностью композиции, гармоничностью линий и тонкостью работы, это еще и бесценный исторический источник, позволяющий восстановить бытовые и военные детали эпохи империи

Слайд 136

«Покорение Дакии». Рельеф колонны императора Траяна в Риме. Мрамор. 113 г.

«Покорение Дакии». Рельеф колонны императора Траяна в Риме. Мрамор. 113 г.

Слайд 137

Римский денарий 268—264 гг. до н. э. На лицевой стороне изображена богиня Рома,

Римский денарий 268—264 гг. до н. э. На лицевой стороне изображена богиня
на оборотной — Диоскуры

Медный римский асс (aes grave) 311— 271 гг. до н. э. На лицевой стороне — изображение двуликого Януса, на оборотной — нос корабля

Слайд 138

ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК ДРЕВНЕРИМСКИХ ГОРОДОВ ПОМПЕИ, ГЕРКУЛАНУМ, СТАБИИ.

Домашняя работа

ПОДГОТОВИТЬ СООБЩЕНИЕ ОБ ИСТОРИИ АРХЕОЛОГИЧЕСКИХ РАСКОПОК ДРЕВНЕРИМСКИХ ГОРОДОВ ПОМПЕИ, ГЕРКУЛАНУМ, СТАБИИ. Домашняя работа