Живопись 16 века Древней Руси

Слайд 2

XVI век для русской живописи — это время постепенного увядания. На смену простоте композиции и

XVI век для русской живописи — это время постепенного увядания. На смену
философской глубине образов приходят сложные сюжеты с многочисленными действующими лицами. Силуэты фигур теряют лёгкость и грациозность, становятся грузными и приземистыми. В русской живописи XVI век, как и в других областях культуры, ощущается стремление к единообразию, к работе по заранее известным образцам. Усиливается контроль властей за работой художников, всё чаще произведения живописи служат иллюстрациями к официальной идеологии. И всё же в живописи XVI века были свои вы­дающиеся мастера и произведения.

Слайд 3

Дионисий
В XVI в. развитие русской живописи связывается с именем Дионисия (ок. 1440 —

Дионисий В XVI в. развитие русской живописи связывается с именем Дионисия (ок.
после 1502). Он создал фрески Успенского собора Московского Кремля и церкви Рождества Богородицы в Ферапонтовом монастыре. Творчество Дионисия оказало влияние на живопись всего XVI в. Основными сюжетами в живописи того времени оставались сюжеты из Библии и Евангелия, лики святых. Однако в отличие от Рублёва, в работах Дионисия прослеживается стремление к внешней красоте, пышности.
Мастерская Дионисия начала изготавливать Иконы с клеймами-иконы, обрамлённые со всех че­тырёх сторон небольшими изображениями главных событий жизнисвятого.

Русские Живописцы 16 века

Слайд 4

Одигитрия- «Смоленская работа» Дионисия

Одигитрия- «Смоленская работа» Дионисия

Слайд 5

В конце XVI в. возникают две оригинальные школы живописи — «годуновская» и

В конце XVI в. возникают две оригинальные школы живописи — «годуновская» и
«строгановская».
Годуновская школа
Художники «годуновской школы» (работавшие по заказам семейства Годуновых) стремились возродить традиции раннего периода русской живописи. Они подражали стилю Дионисия, копировали произведения Андрея Рублёва. Однако даже хорошая копия всегда уступает оригиналу. Годуновские мастера не умели передать «душу» древней живописи — ощущение внутреннего трепета художника перед величием божества.
Строгановская школа
К концу XVI в. в живописи появилось новое художественное направление — строгановская школа. Создателями строгановской школы были богатые купцы-солепромышленники Строгановы. В строгановской школе ценились техническое мастерство и тщательность исполнения, она отличалась ювелирной тонкостью проработки деталей, широким использованием золота и серебра.

Школы живописи

Слайд 8

Книжная миниатюра
Особой областью древнерусской живописи была книжная миниатюра. Во времена Ивана IV она получила большое

Книжная миниатюра Особой областью древнерусской живописи была книжная миниатюра. Во времена Ивана
распространение. Книжная миниатюра была яркой, красочной. Ими сплошь украшались страницы книг, таких как «Житие Сергия Радонежского», «Лицевой летописный свод».
Художественное ремесло
Больших успехов достигли в XVI в. художественные ремёсла — резьба по дереву и камню, ювелирное дело, лицевое шитьё, отливка колоколов. В Успенском соборе Московского Кремля до сих пор находится «царское место» (1551) — своего рода трон, деревянные стенки которого украшены резными композициями на тему происхождения власти московских государей.
Художественное шитье
В XVI в. широко было распространено художественное шитье(вышивание). Им за­нимались девушки и замужние женщины, в том числе и в царской семье.

Прикладное искусство

Слайд 9

Миниатюра Лицевого Летописного Свода

Миниатюра Лицевого Летописного Свода

Слайд 10

Художественное шитье 16 века

Художественное шитье 16 века

Слайд 11

Пример Каменной Резьбы 16 века

Пример Каменной Резьбы 16 века