Культура первобытного общества

Содержание

Слайд 2

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Начало культуры не совпадает с началом эволюции.
Для наличия культуры необходима возможность

КУЛЬТУРОГЕНЕЗ Начало культуры не совпадает с началом эволюции. Для наличия культуры необходима
интерпретировать образ.
Должны быть следы культуры
Верхний палеолит (40-10 тыс лет назад)
культура

Слайд 3

ФАКТОРЫ ПЕРЕХОДА ОТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ К КУЛЬТУРЕ

На рубеже среднего и

ФАКТОРЫ ПЕРЕХОДА ОТ ЕСТЕСТВЕННОЙ ЭВОЛЮЦИИ К КУЛЬТУРЕ На рубеже среднего и верхнего
верхнего палеолита заканчивается эволюция ископаемых гоминид и появляется «настоящий» человек -Homo sapiens;
Скачкообразно увеличивается разнообразие каменных и других орудий, появляются составные орудия: вкладыши, наконечники, сшитая одежда;
Экзогамия — исключение из брачных отношений ближайших родственников. Запрет инцеста (кровосмешения) требовал общественной регуляции брака, появились род и семья;
Появление языка и мышления

Слайд 4

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

Археологические
Этнографические
Структурализм
Герменевтика

Исследование пережитков (применимо и дальнейшим эпохам

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ Археологические Этнографические Структурализм Герменевтика … Исследование пережитков (применимо и дальнейшим эпохам

Слайд 5

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Синкретизм – неразделённость, нерасчленённость:
перенесение черт естественного мира на

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Синкретизм – неразделённость, нерасчленённость: перенесение черт естественного
мир сверхъестественный, воплощенное в наделении природы человеческими чертами,
перенесение черт сверхъестественного мира на реальный

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА

Синкретизм – неразделённость, нерасчленённость;
Первая форма мировоззрения – миф

ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ КУЛЬТУРЫ ПЕРВОБЫТНОГО ОБЩЕСТВА Синкретизм – неразделённость, нерасчленённость; Первая форма мировоззрения
(нет четкой границей между живым и неживым, одушевленным и неодушевленным, прошлым, настоящим и будущим. Человек представляется неотъемлемой частью природы, а она наделяется свойственными ему чертами)
Появление религии (шаманизм, магия, тотемизм, анимизм). Понимание природных объектов и явлений, как субъектов, задабривание и наказание
Магия: религия + репетиция?
Порождение архетипов, символов коллективного бессознательного

Слайд 7

ОБ АНИМИЗМЕ

Идея о преобладающей воле к жизни
Первый догмат: у отдельных существ есть

ОБ АНИМИЗМЕ Идея о преобладающей воле к жизни Первый догмат: у отдельных
бессмертная душа, которая живёт после смерти тела
Второй догмат: существуют духи, которые управляют явлениями материального мира и человеком или влияют на них здесь и за гробом
Душа человека связана с кровью (мифы каренов, папуасов, евреев и арабов), со зрачком (европейцы), дыханием (австралийцы, малайцы)
Душа покидает человека при болезни и возвращается при выздоровлении, если душа уходит совсем – человек умирает.
Души умерших могут быть рядом с живыми

Слайд 8

ОБ АНИМИЗМЕ

Духи могут охранять, созидать, приносить пользу и вред
Обычай просить прощение у

ОБ АНИМИЗМЕ Духи могут охранять, созидать, приносить пользу и вред Обычай просить
душ убитых животных
Идея переселения душ
Солнце и Лена одарены жизнью, они как мужчина и женщина (у разных племён по разному). Подобны и звёзды
Силы природы мстят и за моральные обиды (алеуты полагают, что Луна бросает камню в оскорбителя и убивает его)
Природные явления объяснялись как действия живых существ (водяной смерч творит дракон)
Находит подтверждение в языке (роды) (мнение Тайлора)

Слайд 9

О ФЕТИШИЗМЕ

Учение о духах, воплощённых в тех или иных предметах, или связанных

О ФЕТИШИЗМЕ Учение о духах, воплощённых в тех или иных предметах, или
с ними, или действующих через их посредство
Поклонение предметам вплоть до «куска дерева или камня»
Вера в то, что в предметы могут входить разные духи, в том числе души умерших
Фетиш – покровитель конкретного человека
Постепенно переходит в идолопоклонство

Слайд 10

О ТОТЕМИЗМЕ

Не только верование, но и социальный инстинкт
Тотемистическое племя делится на кланы

О ТОТЕМИЗМЕ Не только верование, но и социальный инстинкт Тотемистическое племя делится
члены которого связаны между собой именем животного, растения или предмета. Кланы эзогамны
Человек на свет перерождаться в виде тотема (Меланезия: люди уверены, что после смерти они появятся в виде акул или бананов)

Слайд 11

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Человеческое стадо (аналогия с миром животных):
самое страшное –

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ Человеческое стадо (аналогия с миром животных): самое страшное
быть изгнанным;
подчинение вожаку безоговорочно;
Ослабевание вожака битва смена

Слайд 12

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

Община:
Власть, порядок: самосохранение + сакрализация
Правитель – первосвященник, посредник между

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ Община: Власть, порядок: самосохранение + сакрализация Правитель –
людьми и богами, бог
Причина (Фрезер): мифологичность сознания. Не видит предела способности воздействовать. Бог (как кажется) может вопплотиться в нём, тогда нет нужды прибегать к высшим силам.

Слайд 13

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ

ОБЩИНА
Требования к человеку, обладающему властью:
Физическая сила
Отличие от соплеменников:
Какое?
Происхождение -нет
Интеллект

ПОВЕДЕНИЕ ЧЕЛОВЕКА ПЕРВОБЫТНОЙ ЭПОХИ ОБЩИНА Требования к человеку, обладающему властью: Физическая сила
- нет

Управлять неуправляемым

Слайд 14

ИДЕОЛОГИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВА

Идеологическое основа удержания и смены

ИДЕОЛОГИЯ ВЛАСТИ И УПРАВЛЕНИЯ В ПЕРВОБЫТНОМ ОБЩЕСТВА Идеологическое основа удержания и смены
власти: только сильный, смелый и красивый человек может быть воплощением божества
Убийство вождя – дух вселяется в нового правителя. Естественная смерть – добровольное покидание тела духом или похищение – гибель всего
Правитель – динамический центр Вселенной, воплощение высших сил, гарант стабильности и равновесия (обычая сидеть на троне микадо)

Слайд 15

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ

поздний палеолит (40-10 лет назад
мезолит (10-6 тыс.

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ поздний палеолит (40-10 лет назад мезолит (10-6 тыс. лет
лет назад)
неолит (6-4 тыс. лет назад).

Слайд 16

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ

Складываются многие важные компоненты материальной культуры.
Используемые человеком орудия становятся

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ Складываются многие важные компоненты материальной культуры. Используемые человеком орудия становятся
все более сложными и законченными по форме, которая нередко принимает эстетический вид.
Люди организуют охоту на крупных зверей, строят жилища, используя для этого дерево, камни и кости, носят одежду, для чего обрабатывают шкуры.

Слайд 17

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ

Первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами:

ПОЗДНИЙ ПАЛЕОЛИТ Первобытный человек уже в полной мере обладает главными человеческими качествами:
мышление, воля, язык. В обществе формируются первые формы религии: магия, тотемизм, фетишизм, анимизм.
Успешно развивается искусство, в особенности изобразительное, которое представлено практически всеми видами: рисунок краской, рельеф и круглая скульптура, гравировка. В качестве материала используются различные породы камня, глина, дерево, рога и кость. В качестве краски — сажа, разноцветная охра, мегрель.

Слайд 18

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА

30 -15 тыс. лет до н.э.– зародилось искусство.
Первое проявление творчества

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА 30 -15 тыс. лет до н.э.– зародилось искусство. Первое проявление
– изображение контура руки или её отпечаток (рука – способ выжить) //волнистые линии (макароны)

Слайд 19

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА. ПЕЩЕРА ПЕШ-МЕРЛЬ (ФРАНЦИЯ)


ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА. ПЕЩЕРА ПЕШ-МЕРЛЬ (ФРАНЦИЯ)

Слайд 20

ПЕРИГОРД (35-20 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Археологические находки: кремневые пластинки с ретушированными краями, костяные

ПЕРИГОРД (35-20 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД) Археологические находки: кремневые пластинки с ретушированными краями,
шилья, наконечники копий.
В раннем перигорде отсутствуют изображения при изобилии нарезок и насечек на костях, украшений, красок;
В позднем - барельефы, изображения животных и человека

Слайд 21

ПЕРИГОРД (35-20 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)


ПЕРИГОРД (35-20 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Слайд 22

ИСКУССТВО ПЕРИГОРДА

ИСКУССТВО ПЕРИГОРДА

Слайд 23

ОРИНЬЯК 40-35 ТЫС. ЛЕТ. ДО Н.Э.

Находки: кремниевые ретушированные пластины, скребки, резцы, костяные

ОРИНЬЯК 40-35 ТЫС. ЛЕТ. ДО Н.Э. Находки: кремниевые ретушированные пластины, скребки, резцы,
наконечники, многочисленные лампы-светильники, чашки для приготовления краски. - Искусство малых форм: резьба, мелкая скульптура, гравюры на кости и каменных обломках.
-Наскальные изображения человека редки, но обнаружено много знаков женского пола. Это один из первых в истории символов. Палеолитические Венеры

Слайд 24

ОРИНЬЯК 40-35 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.


ОРИНЬЯК 40-35 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.

Слайд 25

ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕЩЕРЫ ЛАСКО (ОРИНЬЯК)


ИЗОБРАЖЕНИЯ ПЕЩЕРЫ ЛАСКО (ОРИНЬЯК)

Слайд 26

ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ. ОРИНЬЯК


ПАЛЕОЛИТИЧЕСКИЕ ВЕНЕРЫ. ОРИНЬЯК

Слайд 27

СОЛЮТРЕ 25-15 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.

Появились кремневые скребки, резцы, проколки, костяные наконечники,

СОЛЮТРЕ 25-15 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э. Появились кремневые скребки, резцы, проколки, костяные
иглы, жезлы, многочисленные статуэтки, гравюры на камне и кости.
Достигнута самая высокая в палеолите техника обработки кремня. Наконечники в форме ивового и лаврового листа использовались для копий, дротиков, а также служили ножами и кинжалами.

Слайд 28

СОЛЮТРЕ 25-15 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.

СОЛЮТРЕ 25-15 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.

Слайд 29

ИСКУССТВО ПЕРИОДА СОЛЮТРЕ

Совершенствование рисунка. Передача V за счёт штриховки
Основная тема – животные

ИСКУССТВО ПЕРИОДА СОЛЮТРЕ Совершенствование рисунка. Передача V за счёт штриховки Основная тема
+ углубляется образное познание мира
Господство высокого рельефа, выполненного в технике углубления на скале (натуральный макет)
Природа напоминает, человек дорабатывает
Каменные орудия совершенствуются, украшаются резьбой

Слайд 30

ИСКУССТВО СОЛЮТРЕ. НАТУРАЛЬНЫЙ МАКЕТ


ИСКУССТВО СОЛЮТРЕ. НАТУРАЛЬНЫЙ МАКЕТ

Слайд 31

ИСКУССТВО СОЛЮТРЕ


ИСКУССТВО СОЛЮТРЕ

Слайд 32

ИСКУССТВО СОЛЮТРЕ

ИСКУССТВО СОЛЮТРЕ

Слайд 33

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Новое наступление ледника – охота, пещерное жительство, кочевье

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД) Новое наступление ледника – охота, пещерное жительство,
в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шилья.
Совершенствование кремниевых орудий труда, минитюаризация

Слайд 34

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта, жили

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД) Мадленцы охотились на северного оленя и мамонта,
в пещерах, часто кочевали, преследуя стада оленей.
Высокая техника отжимной ретуши и кремневые наконечники исчезают. Зато в изобилии изделия из кости: гарпуны, наконечники копий и дротиков, жезлы, иглы, шилья.

Слайд 35

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)


МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Слайд 36

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД)

Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего первобытного)

МАДЛЕН (15-10 ТЫС. ЛЕТ НАЗАД) Вершиной мадленского (и всего палеолитического, даже всего
искусства становится пещерная живопись. Мадленским периодом датируются наиболее известные пещерные галереи: Альтамира, Ласко, Монтеспан;
Хорошо владели мадленцы техникой художественной резьбы, умели изготовлять объёмные фигуры людей и животных

Слайд 37

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА


ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

Слайд 38

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА


ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

Слайд 39

ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА


ПЕЩЕРА АЛЬТАМИРА

Слайд 40

ПЕЩЕРА ФОН ДЕ ГОМ


ПЕЩЕРА ФОН ДЕ ГОМ

Слайд 41

ПЕЩЕРА ФОН ДЕ ГОМ


ПЕЩЕРА ФОН ДЕ ГОМ

Слайд 42

ПЕЩЕРА ФОН ДЕ ГОМ


ПЕЩЕРА ФОН ДЕ ГОМ

Слайд 43

КАПОВА ПЕЩЕРА (БАШКИРИЯ)


КАПОВА ПЕЩЕРА (БАШКИРИЯ)

Слайд 44

КАПОВА ПЕЩЕРА


КАПОВА ПЕЩЕРА

Слайд 45

КАПОВА ПЕЩЕРА


КАПОВА ПЕЩЕРА

Слайд 46

НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ НА УРАЛЕ (ПАЛЕОЛИТ)


НАСКАЛЬНЫЕ РИСУНКИ НА УРАЛЕ (ПАЛЕОЛИТ)

Слайд 47

ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА. ПЕТРОГЛИФЫ КАРЕЛИИ


ИСКУССТВО ПАЛЕОЛИТА. ПЕТРОГЛИФЫ КАРЕЛИИ

Слайд 48

СИМВОЛИКА ДРЕВНИХ ЗНАКОВ (ПАЛЕОЛИТ, МАДЛЕН)

СИМВОЛИКА ДРЕВНИХ ЗНАКОВ (ПАЛЕОЛИТ, МАДЛЕН)

Слайд 49

МЕЗОЛИТ

Изменились условия жизни, ледник откатился к северу
Мезолитические стоянки располагаются в дюнах и

МЕЗОЛИТ Изменились условия жизни, ледник откатился к северу Мезолитические стоянки располагаются в
торфяниках:
Первобытные люди широко применяют лук и стрелы с кремневыми вкладышами, начинают пользоваться лодкой.
Растет производство деревянной и плетеной утвари, в частности изготовляются всевозможные корзины и сумки из лыка и камыша.
Человек приручает собаку, одомашнивает свинью
Женщина изобретает глиняный горшок. Орнамент – женское искусство

Слайд 50

МЕЗОЛИТ

Значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера в

МЕЗОЛИТ Значительно усложняются религиозные представления, культы и ритуалы. В частности, усиливается вера
загробную жизнь и культ предков. Ритуал погребения происходите захоронением вещей и всего необходимого для потусторонней жизни, сооружаются сложные могильники.
В искусстве также наблюдаются заметные изменения. Наряду с животными широко изображается и человек, он даже начинает преобладать

Слайд 51

МЕЗОЛИТ


МЕЗОЛИТ

Слайд 52

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА (10-6 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.)

Расширяется видение мира в искусстве Художник

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА (10-6 ТЫС. ЛЕТ ДО Н.Э.) Расширяется видение мира в искусстве
стремится изобразить жизнь человека
Язык искусства становится более условным. Художника мало волнует внешнее сходство, он стремится передать смысл событий. Почти пиктограмма
Изображение даётся силуэтом, залитым чёрной и красной красками
Искусство покидает пещеры, рисунки располагаются снаружи
Искусство начинает обслуживать повседневные потребности человека

Слайд 53

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА


ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

Слайд 54

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА


ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА

Слайд 55

ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА. БЕЛОМОРСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ 6-5 ТЫС. ДО Н.Э.


ИСКУССТВО МЕЗОЛИТА. БЕЛОМОРСКИЕ ПЕТРОГЛИФЫ 6-5 ТЫС. ДО Н.Э.

Слайд 56

НЕОЛИТ

Развитие техники и технологии (гончарный круг, шлифовка, обтачивание в повседневность)
Культура перестает быть

НЕОЛИТ Развитие техники и технологии (гончарный круг, шлифовка, обтачивание в повседневность) Культура
единой и однородной: она распадается на множество этнических культур, каждая из которых приобретает неповторимые особенности, становится самобытной.
Аграрная, или неолитическая, революция в экономике - переход от присваивающего хозяйства (собирательство, охота, рыболовство) к производящей и преобразующей технологии (земледелие, скотоводство).

Слайд 57

НЕОЛИТ

НЕОЛИТ

Слайд 58

НЕОЛИТ

Переход от матриархата к патриархату.
Появление мифологии… и религии.
Расширение знаний о мире
Развитие

НЕОЛИТ Переход от матриархата к патриархату. Появление мифологии… и религии. Расширение знаний о мире Развитие искусства
искусства

Слайд 59

НЕОЛИТ

У неолитических охотников и рыболовов детально разработан образ Мирового древа.
Для неолитических

НЕОЛИТ У неолитических охотников и рыболовов детально разработан образ Мирового древа. Для
земледельцев главный объект почитания Великая Богиня-Мать-Земля + Мужские персонажи.
Постепенно приходят к политеизму

Слайд 60

ИСКУССТВО НЕОЛИТА (6-4 ТЫС. ДО Н.Э.)

Искусство начинает выполнять декоративную роль
Распространена мелкая пластика

ИСКУССТВО НЕОЛИТА (6-4 ТЫС. ДО Н.Э.) Искусство начинает выполнять декоративную роль Распространена
(Женские фигурки из глины и камня, фигурки матери с младенцем)
Архитектура – мегалитические сооружения: менгир, дольмен, кромлех

Слайд 61

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. МЕНГИРЫ


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. МЕНГИРЫ

Слайд 62

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. ДОЛЬМЕН


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. ДОЛЬМЕН

Слайд 63

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. КРОМЛЕХ


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. КРОМЛЕХ

Слайд 64

КРОМЛЕХ В КАРЕЛИИ


КРОМЛЕХ В КАРЕЛИИ

Слайд 65

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. КОВШ ИЗ ГОРБУНОВСКОГО ТОРФЯНИКА (СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ). ДЕРЕВО


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. КОВШ ИЗ ГОРБУНОВСКОГО ТОРФЯНИКА (СВЕРДЛОВСКАЯ ОБЛАСТЬ). ДЕРЕВО

Слайд 66

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. ТОПОР В ВИДЕ ЛОСИНОЙ ГОЛОВЫ. ПОЛИРОВАННЫЙ КАМЕНЬ


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. ТОПОР В ВИДЕ ЛОСИНОЙ ГОЛОВЫ. ПОЛИРОВАННЫЙ КАМЕНЬ

Слайд 67

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. ОРУДИЯ, УКРАШЕННЫЕ РЕЛЬЕФАМИ. КОСТЬ (ИЗ ПЕЩЕРЫ ИСТЮРИЦ, ФРАНЦИЯ)


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. ОРУДИЯ, УКРАШЕННЫЕ РЕЛЬЕФАМИ. КОСТЬ (ИЗ ПЕЩЕРЫ ИСТЮРИЦ, ФРАНЦИЯ)

Слайд 68

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. АНТРОПОМОРФНАЯ ЛИЧИНА. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. АНТРОПОМОРФНАЯ ЛИЧИНА. ХАБАРОВСКИЙ КРАЙ

Слайд 69

АНТРОПОМОРФНЫЕ ЛИЧИНЫ


АНТРОПОМОРФНЫЕ ЛИЧИНЫ

Слайд 70

ИСКУССТВО НЕОЛИТА. СКУЛЬПТУРА


ИСКУССТВО НЕОЛИТА. СКУЛЬПТУРА