Культура Руси 12-15 века

Содержание

Слайд 2

Литература

Летописание
«Хронограф», Общерусский летописный свод 1408 г.
Литературные произведения:
«Слово о полку Игореве» 1185 г.
«Слово

Литература Летописание «Хронограф», Общерусский летописный свод 1408 г. Литературные произведения: «Слово о
Даниила Заточника» 12 в.
«Моление Даниила Заточника» 13 в.
«Хождение за три моря» Афанасия Никитина, середина 15 века
Воинские повести:
«Повесть о разорении Рязани Батыем»
«Задонщина» конец 14 в.
«Сказание о Мамаевом побоище» Софроний Рязанец, 15 в.

Слайд 3

«Повесть о разорении Рязани Батыем»
Согласно «Повести», монголам удалось уничтожить отряд Евпатия Коловрата

«Повесть о разорении Рязани Батыем» Согласно «Повести», монголам удалось уничтожить отряд Евпатия
– рязанского воеводы, героически сражавшегося со своей дружиной в неравном бою. Только с помощью камнемётных орудий, предназначенных для разрушения укреплений: «И навели на него множество пороков, и стали бить по нему из бесчисленных пороков, и едва убили его». Поражённый отчаянной смелостью, мужеством и воинским искусством рязанского богатыря, Батый, сказав «если бы такой вот служил у меня, — держал бы его у самого сердца своего», отдал тело убитого Евпатия Коловрата оставшимся в живых русским воинам и, в знак уважения к их мужеству, повелел отпустить их, не причиняя им никакого вреда.

Слайд 5

«Задонщина»
памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о победе русских войск, возглавляемых великим

«Задонщина» памятник древнерусской литературы конца XIV — начала XV вв. Рассказывает о
князем Московским Дмитрием Ивановичем (Донским) и его двоюродным братом Владимиром Андреевичем, над монголо-татарскими войсками правителя Золотой Орды Мамая.

Слайд 6

«Сказание о Мамаевом побоище»
литературное произведение XV века об исторических событиях Куликовской битвы. В «Сказании» повествуется

«Сказание о Мамаевом побоище» литературное произведение XV века об исторических событиях Куликовской
о небесных видениях, предвещавших победу русского народа, приводится множество интересных подробностей этого события. Наряду с исторически достоверными фактами (маршрут движения русского войска из Москвы через Коломну на Куликово поле, перечисление князей и воевод, участвовавших в сражении, информация о действиях Засадного полка и т. д.) содержит и некоторые легендарные эпизоды. 

Слайд 7

Церковь покрова на Нерли 1165г., Владимир

Зодчество. Раздробленность

Церковь покрова на Нерли 1165г., Владимир Зодчество. Раздробленность

Слайд 8

Золотые ворота во Владимире, 1164 г.

Золотые ворота во Владимире, 1164 г.

Слайд 9

Боголюбовский монастырь Рождества Богородицы 1158 г., Владимир

Боголюбовский монастырь Рождества Богородицы 1158 г., Владимир

Слайд 10

Успенский собор во Владимире 1158-1189 г.

Успенский собор во Владимире 1158-1189 г.

Слайд 11

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 г.

Дмитриевский собор во Владимире 1194-1197 г.

Слайд 12

Церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1198 г.

Церковь Спаса на Нередице, Новгород, 1198 г.

Слайд 13

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1234-1236 г.

Георгиевский собор в Юрьеве-Польском 1234-1236 г.

Слайд 14

Церковь Спаса на Ильине, Новгород, 1374 г.

Зодчество. Период Ига

Церковь Спаса на Ильине, Новгород, 1374 г. Зодчество. Период Ига

Слайд 15

Церковь Спаса Андроникова монастыря, МСК, 1357 г.

Церковь Спаса Андроникова монастыря, МСК, 1357 г.

Слайд 16

Белокаменный кремль в Москве 1366-1367 г.

В 1339 г. – Калита строит Дубовый

Белокаменный кремль в Москве 1366-1367 г. В 1339 г. – Калита строит Дубовый кремль
кремль

Слайд 17

Троицкий собор Троице-Серг. монастыря, 1420-е.

Троицкий собор Троице-Серг. монастыря, 1420-е.

Слайд 18

Благовещенский собор Московского кремля 1480-е г.

Псковские мастера

Зодчество. Иван III

Благовещенский собор Московского кремля 1480-е г. Псковские мастера Зодчество. Иван III

Слайд 19

Успенский собор Московского кремля 1475-1479 г.

Аристотель Фиораванти

Успенский собор Московского кремля 1475-1479 г. Аристотель Фиораванти

Слайд 20

Грановитая палата 1487-1491 г.

Марко Руффо,
Пьетро Антонио Солари

Грановитая палата 1487-1491 г. Марко Руффо, Пьетро Антонио Солари

Слайд 21

Колокольня Ивана Великого, 1505-1509, Кремль

Бон Фрязин

Колокольня Ивана Великого, 1505-1509, Кремль Бон Фрязин

Слайд 22

Архангельский собор, 1505-1508 г., Кремль

Алевиз
Новый

Архангельский собор, 1505-1508 г., Кремль Алевиз Новый

Слайд 23

Краснокаменный Кремль, 1482-1495 г.

Антон Фрязин, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Краснокаменный Кремль, 1482-1495 г. Антон Фрязин, Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари

Слайд 24

Живопись

Иконописные школы 14-15 вв.

Новгородская школа
Избегший татарского нашествия Новгород испытал в XIV–XV веках блестящий экономический

Живопись Иконописные школы 14-15 вв. Новгородская школа Избегший татарского нашествия Новгород испытал
и культурный расцвет. Этот свободный город с крепкой ремесленной прослойкой вел широкую заморскую торговлю и энергично колонизовал обширные земли Севера, неизменно обогащавшие новгородцев. Предприимчивые и решительные, практичные и деловые, они всюду вносили тот дух личной инициативы, который особенно ярко проявился в их республиканском строе, с выборным посадником во главе, ограничившим власть князя, со своим архиепископом, избираемым «всем городом», с шумным вече, где сталкивались интересы могущественного боярства и ремесленного люда, с богатым купечеством, все чаще выступавшим строителем церквей и заказчиком икон. 

Московская школа
Московская школа иконописи сложилась позднее новгородской, и начало ее расцвета совпадает с периодом усиления Московского княжества (конец XIV- начало XV века). Крупнейшими представителями московской школы стали практически все выдающиеся иконописцы Руси –
Феофан Грек, Андрей Рублев, Даниил Черный и Дионисий.

Слайд 25

Владимирская Икона Божьей Матери

Начало XII в. – появление на Руси. Вышгород

Владимирская Икона Божьей Матери Начало XII в. – появление на Руси. Вышгород
Перенос Андреем Боголюбским в Успенский собор Владимира
• 1395 г. – перенос в Москву
• Сейчас находится в Третьяковской галерее (Москва)

Слайд 26

Донская икона Божией Матери

Феофан Грек (ок. 1340 - ок.1410)

великий византийский и русский

Донская икона Божией Матери Феофан Грек (ок. 1340 - ок.1410) великий византийский
иконописец, миниатюрист и мастер монументальных фресковых росписей.
Им расписаны:
Церковь Спаса Преображения на Ильине улице (Новгород (1378); первая известная сохранившаяся работа)
Церковь Рождества Богородицы на Сенях (1395) вместе с Симеоном Чёрным)
Архангельский собор Кремля (1399)
Благовещенский собор Кремля вместе с Андреем Рублёвым и Прохором из Городца (1405)

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса Преображения на Ильине улице в Великом Новгороде. 1378 г.

Икона Божией Матери Донская 1380.

Слайд 27

Даниил Чёрный (ок. 1350-1428)

иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва, почитается

Даниил Чёрный (ок. 1350-1428) иконописец, монах, современник и сотрудник Андрея Рублёва, почитается
как святой преподобный в Русской православной церкви.
Летописи свидетельствуют о росписи Даниилом и Андреем Рублёвым Успенского собора во Владимире, причём Даниил назван первым, что может свидетельствовать о старшинстве и большей опытности Даниила.

Фреска «Лоно Авраамово»

Слайд 28

Андрей Рублёв (ок. 1360 – 17 октября 1428, Москва)

наиболее известный и почитаемый

Андрей Рублёв (ок. 1360 – 17 октября 1428, Москва) наиболее известный и
русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века.

«Троица» 1425 г.

Творчество Рублёва сложилось на почве художественных традиций Московского княжества; он был хорошо знаком также со славянским художественным опытом. Первое упоминание об Андрее в летописи появилось только в 1405 году, свидетельствующее о том, что Феофаном Греком, Прохором-старцем и чернецом Андреем Рублёвым был расписан Благовещенский собор в Московском кремле.
Второй раз в летописи Андрей упоминается в 1408 году, когда он делал росписи с Даниилом Чёрным в Успенском соборе во Владимире. Прошло всего три года, а у Андрея уже появились помощники и ученики, к тому времени у Андрея уже полностью сформировался свой индивидуальный стиль.
В 1420-х годах Андрей упоминается в третий раз: с Даниилом Чёрным он руководил работами в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря. Эти росписи не сохранились.