Культура Руси XIII-XV вв. Лекция №14

Содержание

Слайд 2

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА



В период политической раздробленности появились местные культурные центры
Монголо-татарское нашествие и золотоордынское

ОСОБЕННОСТИ ПЕРИОДА • • В период политической раздробленности появились местные культурные центры
иго оказали отрицательное воздействие на темпы и ход культурного развития древнерусской народности.
Общее ухудшение социально-экономического положения русских земель существенно замедлило темпы культурного развития.
Возрождение русской культуры с конца XIVв.

Слайд 3

Летописание

Особенности летописания данного периода.
· Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия в политических

Летописание Особенности летописания данного периода. · Обострение политической борьбы обусловило существенные отличия
концепциях местных летописных сводов.
· Но при всем различии политических тенденций и стиля изложения во всех летописях XIV-XV вв. отчетливо проявляется их общерусский характер. Патриотизм и идея единства русских земель являются характерной чертой всего русского летописания.

Троицкая летопись нач. XV в. – общерусский летописный свод московского происхождения , не сохранившийся до наших дней
Московский летописный свод конца XV в., призванный обосновать историческую роль Москвы.

Слайд 4

ПОВЕСТИ,СКАЗАНИЯ

«Повесть о битве на Калке»;
«Повесть о разорении Рязани Батыем»;
«Повесть о Щелкане»;
«Летописная повесть

ПОВЕСТИ,СКАЗАНИЯ «Повесть о битве на Калке»; «Повесть о разорении Рязани Батыем»; «Повесть
о побоище на Дону»;
«Сказание о Мамаевом побоище»
«Сказание о невидимом граде Китеже»
«Задонщина» (написана в 80-е гг. XIV в. , автор Софроний Рязанец)

В центре сюжета – значимые масштабные события тех времен

Слайд 5

ЖИТИЕ, СЛОВО

Расцвет житийной литературы связан с процессом объединения русских земель и с
необходимостью

ЖИТИЕ, СЛОВО Расцвет житийной литературы связан с процессом объединения русских земель и
обосновать богоизбранность Москвы.
«Житие митрополита Петра»
«Житие Сергия Радонежского» (автор –
Епифаний Премудрый)
«Хождение за три моря» тверского купца Афанасия Никитина – описание путешествия в
Индию. Первый европейский письменный труд о хозяйстве, обычаях и религии Индии.

Слайд 6

«Житие святого Александра Невского» - памятник житийной литературы XIII века.
«Слово» и
«Моление» Даниила

«Житие святого Александра Невского» - памятник житийной литературы XIII века. «Слово» и
Заточника – памятники литературы XIII века.
Попытка автора объяснить необходимость сильной княжеской власти

ЖИТИЕ, СЛОВО

Икона Александра Невского

Слайд 7

Церковь Федора Стратилата на Ручью

Строительство: 1360-1361гг.
Правитель: Д. Донской
Местоположение: Великий Новгород
Тип здания: крестово-

Церковь Федора Стратилата на Ручью Строительство: 1360-1361гг. Правитель: Д. Донской Местоположение: Великий
купольный
Справка: один из самых классических памятников новгородского зодчества

Слайд 8

Отличительной особенностью данной церкви было применение красно-коричневых тонов для внутренних украшений и

Отличительной особенностью данной церкви было применение красно-коричневых тонов для внутренних украшений и фресок
фресок

Слайд 9

Церковь Спаса Преображения на Ильине
Строительство: 1374-1378 гг. Правитель: Д.Донской
Местоположение: Великий Новгород
Тип здания:

Церковь Спаса Преображения на Ильине Строительство: 1374-1378 гг. Правитель: Д.Донской Местоположение: Великий
крестово-купольный
Другое название: Церковь Спаса Преображения на Ильине улице
Справка: зрам знаменит сохранившимися фресками Феофана Грека

Слайд 10

Церковь Спаса Преображения на Ильине

Церковь Спаса Преображения на Ильине

Слайд 11

Церковь Василия на Горке

Строительство: 1413-1415 гг.
Правитель: Василий I
Местоположение: Псков
Тип здания: крестово-купольный
Справка: первый

Церковь Василия на Горке Строительство: 1413-1415 гг. Правитель: Василий I Местоположение: Псков
деревянный храм на месте нынешнего был сооружен в XIV веке

Слайд 12

Успенский собор в Звенигороде

Строительство: 1417-1422гг.
Правитель: Василий I Местоположение: Звенигород Тип здания: крестово

Успенский собор в Звенигороде Строительство: 1417-1422гг. Правитель: Василий I Местоположение: Звенигород Тип

купольный
Справка: внутри сохранились росписи, приписываемые Андрею Рублеву и Даниилу Черному

Слайд 13

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря

Строительство: 1420-1425
гг.
Правитель: Василий I
Место: Москва
Справка: в росписи собора участвовали Андрей

Спасский собор Спасо-Андроникова монастыря Строительство: 1420-1425 гг. Правитель: Василий I Место: Москва
Рублев и Даниил Черный

Слайд 14

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (XV век)

Монастырь основан
в 1398 году монахом Саввой
- учеником

Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря (XV век) Монастырь основан в 1398 году монахом
преподобного Сергия
Радонежского, по просьбе и при поддержке звенигородского
князя Юрия Дмитриевича.
Город - Звенигород

Слайд 15

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры

Строительство - 1422—1423 годы
Город – Сергиев Посад
Главная святыня
– мощи

Троицкий собор Троице-Сергиевой Лавры Строительство - 1422—1423 годы Город – Сергиев Посад
преподобного Сергия Радонежского

Слайд 16

Иконостас Троицкого Собора

Иконостас Троицкого Собора

Слайд 17

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

Слайд 18

Успенский собор Московского Кремля

Успенский собор Московского Кремля

Слайд 19

Благовещенский собор

Благовещенский собор

Слайд 20

Грановитая палата

Строительство: 1487-1491гг.
Правитель: Иван III
Автор проекта: Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари
Место:

Грановитая палата Строительство: 1487-1491гг. Правитель: Иван III Автор проекта: Марко Руффо и
Москва
Справка: в палате происходили собрания Боярской Думы , заседания Земских собороы, праздненства в честь покорения Казани, победы над Полтавой. Здесь было принято решение о воссоединении Украины с Россией.

Слайд 21

Живопись

Феофан Грек (ок. 1340 г.
– после 1405 г.)
В Новгороде сохранились фрагменты его

Живопись Феофан Грек (ок. 1340 г. – после 1405 г.) В Новгороде
росписи церкви Спаса на Ильине. В Москве Феофан Грек расписал Архангельский собор в Кремле, вместе с Андреем Рублевым – Благовещенский собор в Кремле

Слайд 22

Андрей Рублев

Икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой
Лавры
Фресковая роспись Успенского собора

Андрей Рублев Икона «Троица», написанная для иконостаса Троицкого собора Троице-Сергиевой Лавры Фресковая
во Владимире, Благовещенского собора Московского Кремля и др.
Икона хранится в Третьяковской галерее,
Москва
Имя файла: Культура-Руси-XIII-XV-вв.-Лекция-№14.pptx
Количество просмотров: 52
Количество скачиваний: 0