Культура СССР 1920-х гг

Содержание

Слайд 2

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход

Советское общество строилось на марксистско-ленинской идеологии, ставившей во главу угла классовый подход
в отношении абсолютно всех явлений общественной жизни. Сфера культуры оказалась под ощутимым идеологическим прессингом. Его отличительными чертами были:
контроль партийных органов над духовной жизнью общества;
манипулирование сознанием людей;
искоренение инакомыслия;
физическое уничтожение части российской интеллигенции.

Слайд 3

Ликвидация неграмотности, создание системы образования

Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого населения

Ликвидация неграмотности, создание системы образования Перед Октябрьской революцией почти 70 % взрослого
оставалось неграмотным. Большевиками в 1920 г. была создана Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности. Её деятельность имела позитивные результаты. К середине 1920-х гг. количество грамотного населения выросло вдвое, составив 60,9 °% . Однако разрыв в уровне грамотности между городом и деревней, мужчинами и женщинами всё ещё сохранялся.
В конце 1930-х гг. завершилось формирование советской системы образования. Её основой стала всеобщая 7-летняя средняя школа (с 1937 г.), также существовало среднее специальное образование. Университеты стали доступными для всех социальных групп. Для рабочей молодёжи открывались специальные рабочие факультеты — рабфаки.

Слайд 4

1920 — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности.
1922 — «Философский пароход»

1920 — создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности. 1922 — «Философский
— массовая высылка деятелей культуры из СССР.
1937 — введение всеобщего семилетнего образования.

Ключевые даты

Слайд 5

В начале 1920 года неподалеку от Рязани зародился, должно быть, первый в

В начале 1920 года неподалеку от Рязани зародился, должно быть, первый в
стране сельский университет культуры. Его открыли по решению Совета села Дядьково в двухэтажном каменном доме, принадлежавшем до революции богатому купцу. Местные учителя, коммунисты разработали устав нового учебного заведения. В нем говорилось:
«Народный университет в селе Дядьково имеет целью: а) помочь трудящимся массам разобраться в современных событиях, б) дать им общее развитие, в) дать специальное образование каждому по его наклонностям, г) возбудить в народе стремление улучшить свой быт и хозяйство».
Программу приняли широкую: история социализма, Советская Конституция, агрономия, ветеринария и пчеловодство, химия, медицина и даже астрономия. При университете создали показательное поле — нашли и деньги, и семена, и немудрящие машины. Преподаватели, лекторы — свои просвещенцы и специалисты из Рязанского института народного образования. Записалось на разные отделения триста человек; не только дядьковцы, но и из окрестных деревень. Собирались в любую погоду, не было случая, чтобы лекция сорвалась.

Культура в деревнях

Слайд 6

Искусство и живопись

Сложную, очень интересную и подчас противоречивую картину представляет русское советское

Искусство и живопись Сложную, очень интересную и подчас противоречивую картину представляет русское
искусство 20 - начала 30-х годов. Скрещивание многих направлений, преломление различных традиций, столкновение стилей… В это время существовал целый ряд творческих объединений художников. Наибольшую известность получила деятельность Ассоциации художников революционной России (АХРР) и Общества художников-станковистов (ОСТ). При очень большом различии в творческих установках объединений усилия входивших в них художников были направлены на сближение искусства с новой жизнью страны, на показ труда советских людей. Эти произведения не только затрагивали совершенно новые для искусства темы, но и демонстрировали смелые художественные решения, рождали новую эстетику.  

Слайд 7

В 1920 г. Владимир Татлин создал свою знаменитую башню, которая стала символом

В 1920 г. Владимир Татлин создал свою знаменитую башню, которая стала символом
нового направления в искусстве.

Архитектура

Башня осталась в форме проекта монументального памятника, т.к. руководство страны охладело к авангардизму в конце 1920-х годов.

Слайд 8

«Пролеткульт» (теоретик объединения — философ, политик, врач А. Богданов) был массовой литературной

«Пролеткульт» (теоретик объединения — философ, политик, врач А. Богданов) был массовой литературной
организацией, представлял сторонников социалистического по содержанию искусства, издавал журналы «Грядущее», «Пролетарская культура», «Горн» и др. Его представители — поэты «от станка» В. Александровский, М. Герасимов, B. Казин, Н. Полетаев и другие — создавали поэзию обезличенную, коллективистскую, машинно-индустриальную, представляли себя представителями пролетариата, трудящихся масс, победителями во вселенском масштабе, «несметными легионами труда», в груди которых горит «пожар восстаний» (В. Кириллов. «Мы»).

Литература