Культура второй половины XX –начала XXI в

Содержание

Слайд 2

Наука

Наука

Слайд 3

Наука

Основные направления развития:
развитие фундаментальных наук;
овладение атомной энергией;
развитие средств транспорта и нефтехимической промышленности;
развитие

Наука Основные направления развития: развитие фундаментальных наук; овладение атомной энергией; развитие средств
кибернетики (наука об обратной связи, получении и обработке информации).
Отрасли научных знаний: генетика, биотехнологии, генная инженерия.
Итог: создание материальной базы для массового производства товаров длительного пользования.

НОРБЕРТ ВИНЕР
1894-1964
ученый кибернетик

Слайд 4

Наука

Илья Романович
Пригожин
1917-2003

Теорема Пригожина — теорема термодинамики неравновесных процессов. Согласно этой теореме, стационарному состоянию

Наука Илья Романович Пригожин 1917-2003 Теорема Пригожина — теорема термодинамики неравновесных процессов.
системы (в условиях, препятствующих достижению равновесного состояния) соответствует минимальное производство энтропии. Если таких препятствий нет, то производство энтропии достигает своего абсолютного минимума — нуля.

Слайд 5

Кино

Кино

Слайд 6

Кино
РОБЕРТО РОССЕЛИНИ
1906-1977
«РИМ-ОТКРЫТЫЙ ГОРОД»

НЕОРЕАЛИЗМ

ВИТТОРИО ДЕ СИКА
1901-1974
«ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ»

Кино РОБЕРТО РОССЕЛИНИ 1906-1977 «РИМ-ОТКРЫТЫЙ ГОРОД» НЕОРЕАЛИЗМ ВИТТОРИО ДЕ СИКА 1901-1974 «ПОХИТИТЕЛИ ВЕЛОСИПЕДОВ»

Слайд 7

Кино
ЛУКИНО ВИСКОНТИ
1906-1976
«ДОРОГА НАДЕЖДЫ»
ДЖУЗЕПЕ ДЕ САНТИС
1917-1997
«НЕТ МИРА ПОД ОЛИВАМИ»

Кино ЛУКИНО ВИСКОНТИ 1906-1976 «ДОРОГА НАДЕЖДЫ» ДЖУЗЕПЕ ДЕ САНТИС 1917-1997 «НЕТ МИРА ПОД ОЛИВАМИ»

Слайд 8

Кино

Стивен Спилберг
1946

Лукас
Джордж
1944

Индиана Джонс и Храм судьбы

Американские граффити

Кино Стивен Спилберг 1946 Лукас Джордж 1944 Индиана Джонс и Храм судьбы Американские граффити

Слайд 9

Кино

Китайский квартал

Ночной дозор

Роман Полански
1933

Питер Гринуэй
1942

Кино Китайский квартал Ночной дозор Роман Полански 1933 Питер Гринуэй 1942

Слайд 10

Литература

Литература

Слайд 11

Литература

ГЕНРИХ БЁЛЛЬ
1917-1985
«ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?»

ТОМАС МАНН
1875-1955
«ДОКТОР ФАУСТУС»

Литература ГЕНРИХ БЁЛЛЬ 1917-1985 «ГДЕ ТЫ БЫЛ, АДАМ?» ТОМАС МАНН 1875-1955 «ДОКТОР ФАУСТУС»

Слайд 12

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРКА
1898-1970
«ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА»

Литература

УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР
1897-1962

ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ
1899-1961

ЭРИХ МАРИЯ РЕМАРКА 1898-1970 «ТРИУМФАЛЬНАЯ АРКА» Литература УИЛЬЯМ ФОЛКНЕР 1897-1962 ЭРНЕСТ ХЕМИНГУЭЙ 1899-1961

Слайд 13

Литература


ЭКЗИСТЕНЦИОЛИЗМ
(фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования —

Литература ЭКЗИСТЕНЦИОЛИЗМ (фр. existentialisme от лат. existentia — существование), также философия существования
направление в философии XX века, акцентирующее своё внимание на уникальности бытия человека, провозглашающее его иррациональным.

ЖАН ПОЛЬ САРТР
1905-1980

АЛЬБЕР КАМЮ
1913-1960

АВАНГАРДИЗМ
(франц. avant-gar-disme, от авангард), условное наименование художественного движения 20 в., для которого характерны разрыв с предшествующей традицией реалистического художественного образа, поиски новых средств выражения и формальной структуры произведений.
провозглашающее его
иррациональным.


ЭЖЕН ИОНЕСКО
1909-1994

СЭМЮЭЛ
БЕККЕТ
11906-1989

Слайд 14

Постмодернизм
Джон Роберт Фаулз
1926-2005
Джон Барт
1930
Хулио Кортасар
1914-1984
Хорхе Борхес
1899 -1986
Курт Воннегут
1922-2007
Габриэль Гарсиа Маркес 1927
Умберто

Постмодернизм Джон Роберт Фаулз 1926-2005 Джон Барт 1930 Хулио Кортасар 1914-1984 Хорхе
Эко
1932
Пауло Коэльо
1947
Милорад Павич
1929-2009

Слайд 15

Искусство

Искусство

Слайд 16

Живопись

Живопись

Слайд 17

Искусство

Нью-Йоркская школа:
«абсрактный экспрессионизм»
(англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников, рисующих быстро и на

Искусство Нью-Йоркская школа: «абсрактный экспрессионизм» (англ. abstract expressionism) — школа (движение) художников,
больших полотнах, с использованием негеометрических штрихов, больших кистей, иногда капая красками на холст, для полнейшего выявления эмоций. Целью художника при таком творческом методе является спонтанное выражение внутреннего мира (подсознания) в хаотических формах, не организованных логическим мышлением.
Дж. Поллок
Арчи Горки
У. Куннинг

Европейская
П. Пикассо
М. Тапи
Ж. Матье
Ф. Леже
Р. Гуттузо
Ж. Дюбюфффе
Г. Сазерленд

Слайд 18

Нью-Йоркская школа:

Джексон Поллок
1912-1956

Картина №5

Нью-Йоркская школа: Джексон Поллок 1912-1956 Картина №5

Слайд 19

Нью-Йоркская школа:

Аршил Горки
1904-1948

Уилемм Куннинг
1904-1997

Хоргом

Нью-Йоркская школа: Аршил Горки 1904-1948 Уилемм Куннинг 1904-1997 Хоргом

Слайд 20

Европейская
Пабло Пикассо 1881-1973
Мишель Тапи 1909-1987

Дружба

Европейская Пабло Пикассо 1881-1973 Мишель Тапи 1909-1987 Дружба

Слайд 21

Европейская

Женщина с книгой

Юлиус и Этель

Жорж Матье 1921-2012

Ренато Гуттузо 1912-1987

Фернан

Европейская Женщина с книгой Юлиус и Этель Жорж Матье 1921-2012 Ренато Гуттузо 1912-1987 Фернан Леже 18851-1955
Леже 18851-1955

Слайд 22

Жан Дюбюфффе 1901-1985
Грэхем Вивиан Сазерленд 1903-1980

Эмалевый сад

Жан Дюбюфффе 1901-1985 Грэхем Вивиан Сазерленд 1903-1980 Эмалевый сад

Слайд 23

Поп-арт

Роберт Раушенберг
1925-2008
Джаспер Джонс 1930

Подарок Апполону

Три флага

(англ. pop-art, сокращение от popular

Поп-арт Роберт Раушенберг 1925-2008 Джаспер Джонс 1930 Подарок Апполону Три флага (англ.
art) — направление в изобразительном искусстве 1950—1960-х годов, возникшее как реакция на абстрактный экспрессионизм, использующее образы продуктов потребления.

Слайд 24

Поп-арт

Энди Уорхол 1928-1987
Клас Ольденбург 1929

Портрет Мерлин Монро

Печать в Кливленде

Поп-арт Энди Уорхол 1928-1987 Клас Ольденбург 1929 Портрет Мерлин Монро Печать в Кливленде

Слайд 25

Гиперреализм


Чак Клоз 1940
Франц Гертч 1930
Жак Монори 1934

Чак Клоз

(hyperrealism — англ.),

Гиперреализм Чак Клоз 1940 Франц Гертч 1930 Жак Монори 1934 Чак Клоз
или фотореализм (photorealism — англ.), направление в изобразительном искусстве последней трети 20-го века, сочетающее предельную натуральность образов с эффектами их драматического отчуждения. Гиперреализм — художественное течение в живописи и скульптуре, основанное на фотографическом воспроизведении (копировании) действительности. В 1973 Иса Брахот предложил термин "гиперреализм" как мягкий французский синоним слишком жесткого слова "фотореализм".

работа Франца Гертча

работа Чак Клоза

Слайд 26

Концептуализм

«Один и три стула»

(лат. conceptio — "соединение, совокупность, выражение, формулировка идеи").

Концептуализм «Один и три стула» (лат. conceptio — "соединение, совокупность, выражение, формулировка
Термин "концептуализм" появился в 1961—1963 гг. в США и Англии. «Концепт" — идея явления, предмета искусства, но не в изображении, а в документальном виде — в форме артефакта (материального объекта), сопровожденного документальными материалами: текстами, фотографиями, отрывками из энциклопедических изданий, чертежами.

Жозеф Косат 1945

Слайд 27

Архитектура

Архитектура

Слайд 28

Оп-арт

Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art — оптическое искусство) — художественное

Оп-арт Оптическое искусство (оп-арт — сокращённый вариант от англ. optical art —
течение второй половины XX века, использующее различные оптические иллюзии, основанные на особенностях восприятия плоских и пространственных фигур.

Виктор Вазарели
1930 по 1997

Скульптура в родном городе Пече

Музей Вазарели в Экс-ан-Прованс

Слайд 29

Кинетическое искусство

Жан Тэнгли
1925 -1991

(греч. kinetikos — движение, приводящий в движение) —

Кинетическое искусство Жан Тэнгли 1925 -1991 (греч. kinetikos — движение, приводящий в
направление в современном искусстве, обыгрывающее эффекты реального движения всего произведения или отдельных его составляющих. Кинетизм основывается на представлении о том, что с помощью света и движения можно создать произведение искусства. Объекты представляют собой движущиеся установки, производящие при перемещении интересные сочетания света и тени, иногда звучащие. Эти тщательно сконструированные устройства из металла, стекла или других материалов, соединённые с мигающими световыми устройствами, получили название «мобилей».

Фонтан Тэнгли в Базеле

Слайд 30

Хай-тек

(англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в архитектуре и дизайне,

Хай-тек (англ. hi-tech, от high technology — высокие технологии) — стиль в
зародившийся в недрах позднего модернизма в 1970-х и нашедший широкое применение в 1980-х.

Ренцо Пиано
1937

Ридчард Рождерс
1933

Центр Помпиду в Париже

Слайд 31

Хай-тек

Йорн Уотсон
1957-1974

Здание оперного театра в Сиднее

Фрэнк Гэри
1929

Музей Гуггенхайма

Хай-тек Йорн Уотсон 1957-1974 Здание оперного театра в Сиднее Фрэнк Гэри 1929
в Бильбао в Испании

Слайд 32

Ландшафтноподобная архитектура

это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов

Ландшафтноподобная архитектура это объёмно-пространственная организация территории, объединения природных, строительных и архитектурных компонентов
в целостную композицию, несущую определённый художественный образ.

Питер Эйнземан
1932

Здание Аронофф-центра дизайна и искусств в Цинциннати в США

Слайд 33

Фриденсрайх
Хундертвассер
1928-2000

Лесная спираль в Дармштадте

Фонтан

Фриденсрайх Хундертвассер 1928-2000 Лесная спираль в Дармштадте Фонтан

Слайд 34

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность

Начиная с 1990-х гг. развивается био-тек и эко-тек — стили, в противоположность
хай-теку, пытающиеся соединиться с природой, не спорить с ней, но войти в диалог

Норман Фостер
1935

Башня Мэри-Экс, 30 или Сент-Мэри Экс 30 (англ. 30 St Mary Axe) — 40-этажный небоскрёб в Лондоне, конструкция которого выполнена в виде сетчатой оболочки с центральным опорным основанием.

Слайд 35

Интернет и становление глобального информационного общества

Появление электронной почты можно отнести к 1965

Интернет и становление глобального информационного общества Появление электронной почты можно отнести к
году, когда сотрудники Массачусетского технологического института (MIT) Ноэль Моррис и Том Ван Влек написали программу MAIL для операционной системы CTSS (Compatible Time-Sharing System), установленную на компьютере IBM 7090/7094.

В октябре 1971 г. инженер компании BBN Рэй Томлинсон (Ray Tomlinson) модернизировал программу SNDMSG для операционной системы TENEX таким образом, что стало возможным передавать отдельные сообщения между пользователями разных хостов. Для идентификации хоста, на который передается сообщение, Томлинсон выбрал символ @, что в английском языке соответствует предлогу «at». После этого стало возможным указывать в одной строчке и имя пользователя, и адрес хоста. Именно тогда, в октябре 1971 г. — ровно 36 лет назад — было отправлено первое электронное письмо по сети ARPANET. Оно было успешно отослано с суперкомпьютера BBN-TENEXB (это сетевое имя машины, так как системы DNS тогда не существовало) на суперкомпьютер BBN-TENEXA и распечатано на терминале.