История архитектуры. Минойская культура. Античность. Древняя Греция

Содержание

Слайд 2

АРХИТЕКТУРА МИНОЙСКОЙ (КРИТО-МИКЕНСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ
КАК ПРЕДЫСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ АНТИЧНОСТИ
Минойская цивилизация начала формироваться во

АРХИТЕКТУРА МИНОЙСКОЙ (КРИТО-МИКЕНСКОЙ) ЦИВИЛИЗАЦИИ КАК ПРЕДЫСТОРИЯ АРХИТЕКТУРЫ АНТИЧНОСТИ Минойская цивилизация начала формироваться
II III тысячелетиях до н.э. и развивалась вплоть до XII века до н.э., когда она безвозвратно погибла. Линейное письмо, характерноедля этой культуры, до сих пор не расшифровано.
Центрами формирования такой культуры были поселения на острове Крит и город Микены на Пелопоннесе - на территории современной Греции.
Там сформировались приемы организации пространства, освоенные и развитые в архитектуре Древней Греции. Это – сложные по композиции дворцы с внутренними дворами-атриумами, окруженными колоннадами, и особые каноничные формы художественных решений стоечно-балочной системы – своеобразным ордером, еще очень далеким от древнегреческих модификаций.
Реликтовой формой архитектуры был «мегарон», зал прямоугольной формы с очагом в центре и отверстием для выхода дыма над ним. Разумеется, примеры такого рода сохранились только
На уровне нижних частей как археологические объекты.

Слайд 4

Ареалы развития Минойской (Критомикенской) культуры

Ареалы развития Минойской (Критомикенской) культуры

Слайд 5


Модели архитектурных объектов из числа многих, найденных на острове Крит.
Они отражают

Модели архитектурных объектов из числа многих, найденных на острове Крит. Они отражают
наиболее востребованные архитектурные формы – полуоткрытые дворики, мегароны (залы с очагом в центре и с отверстием в плоской кровле для выхода дыма), закрытые помещения с окнами, наружные веранды и галереи с плоской кровлей, балконы.
Музей в Ираклионе. Крит

Слайд 6

Кносский дворец на острове Крит.
План (по В.Ф. Саваренской)
Данный дворец имеет несколько археологических

Кносский дворец на острове Крит. План (по В.Ф. Саваренской) Данный дворец имеет
слоев. Был во многом обследован в 1900-1920-е годы английским археологом А. Эвансом, воссоздавшим несохранившиеся деревянные колоннады и др. формы по оставшимся в культурном слое пустотам. Эванс, как и его последователи-археологи, обнаружили многочисленные изображения и модели древнейших построек и даже фрагмент фрески, где показан дворцовый зал.
Среди руин дворца сохранились фрагменты уникальной настенной живописи, хранящиеся в музее Ираклиона, тогда как для туристов демонстрируют во дворце их копии.

Слайд 7

Кносский дворец.
Общий вид в наши дни

Кносский дворец. Общий вид в наши дни

Слайд 8

Вид помещений Кносского дворца. Воссоздание
А. Эванса.
Фото Н.Ю. Васильева

Вид помещений Кносского дворца. Воссоздание А. Эванса. Фото Н.Ю. Васильева

Слайд 9

Кносский дворец.
X - VIII века до н.э.
Воссоздание А. Эванса.
Специфические колонны,

Кносский дворец. X - VIII века до н.э. Воссоздание А. Эванса. Специфические
диаметр увеличивается кверху, увенчанные чашеобразнми капителями – важная особенность данного ордерного канона

Слайд 10

Фрагмент росписи с показом колонн зала дворца в цвете.
Обмерный чертеж.
Публикация материалов
А.

Фрагмент росписи с показом колонн зала дворца в цвете. Обмерный чертеж. Публикация материалов А. Эванса
Эванса

Слайд 12

Один из интерьеров Кносского дворца.
Фреска с дельфинами – копия (подлинник в музее

Один из интерьеров Кносского дворца. Фреска с дельфинами – копия (подлинник в
Ираклиона. Крит). Орнаменты с цветами и спиралью - подлинники

Слайд 13

Фреска из Кносского дворца. Музей в Ираклионе. Фото Н.Ю. Васильева

Фреска из Кносского дворца. Музей в Ираклионе. Фото Н.Ю. Васильева

Слайд 14

Зал Кносского дворца с каменным троном и каменной чашей для проведения ритуалов.

Зал Кносского дворца с каменным троном и каменной чашей для проведения ритуалов.

Настенная живопись воссоздана по инициативе А. Эванса

Фото Н.Ю. Васильева

Слайд 15

Дворец в Фесте.
Крит (по В.Ф. Саваренской)
Как и план Кносского дворца имеет

Дворец в Фесте. Крит (по В.Ф. Саваренской) Как и план Кносского дворца
неправильные (живописные) формы планировки помещений, расположенных в разных уровнях, с двориками и колоннадами, с центральным пространством типа площади

Слайд 16

Типичная минойская
фреска

Типичная минойская фреска

Слайд 17

Тиринф и Микены.
Планы (по В.Ф. Саваренской)

Тиринф и Микены. Планы (по В.Ф. Саваренской)

Слайд 18


Микены.
Реконструкция
и фотосъемка с натуры

Микены. Реконструкция и фотосъемка с натуры

Слайд 19


Микены. «Львиные ворота» в циклопической кладки стены

Микены. «Львиные ворота» в циклопической кладки стены

Слайд 20

Микены. Гробница Атрея.
XIV век до н.э.

Фото Н.Ю. Васильева

Микены. Гробница Атрея. XIV век до н.э. Фото Н.Ю. Васильева

Слайд 21

Гробница Атрея.
План и разрезы.
Полуколонна портала погребальной камеры

Гробница Атрея. План и разрезы. Полуколонна портала погребальной камеры

Слайд 22

Микены. Гробница Атрея.
Дромос

Микены. Гробница Атрея. Дромос

Слайд 24

Троя.
Разные археологические (культурные) слои
от II - III тысячелетий до н.э. и

Троя. Разные археологические (культурные) слои от II - III тысячелетий до н.э.
до конца древнеримского периода

Слайд 26

Памятники архитектуры Крыма древнейшего происхождения
Керчь

Памятники архитектуры Крыма древнейшего происхождения Керчь

Слайд 27

Керчь.
Царский курган.
Дромос.
IV век до н.э.

Фото Н.Ю. Васильева

Керчь. Царский курган. Дромос. IV век до н.э. Фото Н.Ю. Васильева

Слайд 28


Керчь. Царский курган. Дромос. Вид в сторону входа

Фото автора

Керчь. Царский курган. Дромос. Вид в сторону входа Фото автора

Слайд 30


Керчь.
Царский курган. Камера с ложным сводом

Фото автора

Керчь. Царский курган. Камера с ложным сводом Фото автора

Слайд 31

К. Боссоли
Царский курган.
Камера с ложным сводом.
Литография.
1856

К. Боссоли Царский курган. Камера с ложным сводом. Литография. 1856

Слайд 32

Керчь.
Курган с ложным сводом.
IV век до н.э.

Керчь. Курган с ложным сводом. IV век до н.э.

Слайд 33

Архитектура Древней Греции
Древнегреческая архитектура условно делится на периоды:
Архаика – VIII – VI

Архитектура Древней Греции Древнегреческая архитектура условно делится на периоды: Архаика – VIII
века до н.э.;
Классика V – IV века до н.э.;
Эллинизм с 323 г. до н.э. – даты смерти Александра Македонского
Архитектурная стилистика всех трех периодов различается. Главное из этих особенностей - специфика архитектурных ордеров.

Слайд 34

Эпохальное творческое достижение зодчих античности - архитектурный ордер (дословно порядок).
Ордер –это художественное

Эпохальное творческое достижение зодчих античности - архитектурный ордер (дословно порядок). Ордер –это
выражение (оформление) стоечно-балочной конструкции, характерной для каменных сооружений Древней Греции.
До нас дошли развалины многих храмов, посвященных различным богам.
Исторически сложились три основных ордера: дорический, ионический и коринфский. Древнеримскими их версиями стали: тосканский, дорический с базой колонн), ионический, коринфский и композитный (последний имел черты коринфского и ионического) (см. лекцию 3 данного курса)
Далее, вплоть до нашего времени, ордера по-разному интерпретировали и интерпретируют зодчие разных эпох и стран. Одни из них отрицают возможность сегодня использовать в полной мере античные традиции, другие пытаются их возродить в ретроспективной стилистике.
Ордер времен минойской (критомикенской) культуры, получил серьезную переработку в эпохи архаики, классики и ээлинизма. Формы колонн стали совершенно иными. Вся детализация колонны (стойки) и балки (архитрава), а также антаблемента (фриза и карниза над архитравом) стала иной и вошла как канон в мировую культуру.

Слайд 35

Храм Геры (первый) в Пестуме (Италия). VI век до н.э.

Храм Геры (первый) в Пестуме (Италия). VI век до н.э.

Слайд 36

Храм Афины в Пестуме. VI век до н.э.

Храм Афины в Пестуме. VI век до н.э.

Слайд 37

Храм Геры (второй) в Пестуме. VI век до н.э.

Храм Геры (второй) в Пестуме. VI век до н.э.

Слайд 39

Храм Артемиды
на о. Корфу.
Фасадный портик

Храм Артемиды на о. Корфу. Фасадный портик

Слайд 40

Деревянный прототип дорического ордера (вверху) и ордер храма Афины-девы - Парфенона на

Деревянный прототип дорического ордера (вверху) и ордер храма Афины-девы - Парфенона на
Афинском Акрополе (внизу).
Традиционное толкование происхождения архитектурного ордера в каменных постройках как художественная интерпретация форм, сложившихся в деревянных конструкциях (по Н.И. Брунову)

Слайд 41

Планы дошедших до нас цокольных частей античных храмов.
Отражают развитие их планировки.
Периптер

Планы дошедших до нас цокольных частей античных храмов. Отражают развитие их планировки.
(оперенный, окруженный колоннадой) храм (вверху),
и храм в антах, упрощенной формы (внизу)

Слайд 42

Различные пропорции
дорического ордера зависели и от стиля своей эпохи, и от

Различные пропорции дорического ордера зависели и от стиля своей эпохи, и от
прочности основного строительного материала – естественного камня.
Ордер VI века до н.э. был чаще всего намного массивнее, чем ордер V и IV веков до н.э.
Точное посвящение храмов богам в ряде случаев до сих пор не выяснено, однако понятно, как выглядела каменная основа здания. По поводу черепичной кровли, укладываемой по деревянным стропилам и обрешетке, нет достаточных данных,
но о такой конструкции говорят фронтоны, сохранившиеся во многих памятниках. Внутренняя структура храма включала целлу – помещение (помещения) прямоугольной формы.

Слайд 43

Самый первый из сложившихся в Древней Греции ордеров – дорический. Его название

Самый первый из сложившихся в Древней Греции ордеров – дорический. Его название
происходит от племен дорийцев, проживавших на Пелопоннесе.
Формирование дорического ордера в VI–V веках до нашей эры шло от массивных форм колонн и антаблемента к более стройным формам колонн и визуально более легкому антаблементу.
Данная сравнительная таблица показывает эту тенденцию.

Слайд 44


Типы планов
древнегреческих
храмов

Типы планов древнегреческих храмов

Слайд 45

Интерколумний – расстояние между колоннами.
В древнегреческих постройках интерколумний соответствовал общей масштабной размерности

Интерколумний – расстояние между колоннами. В древнегреческих постройках интерколумний соответствовал общей масштабной
сооружений в ордере.
Древнейшие формы ордера VI века с относительно небольшим, расстоянием между колоннами.
Итерколумний в постройках V века относительно больше, а сама колона стройнее

Слайд 46

Барабаны мраморных колонн. Храм Аполлона.
Дидим (Турция)

Барабаны мраморных колонн. Храм Аполлона. Дидим (Турция)

Слайд 47

Схемы конструктивных узлов античных построек из мрамора.
Показаны металлические элементы соединения барабанов колонн

Схемы конструктивных узлов античных построек из мрамора. Показаны металлические элементы соединения барабанов
(внизу) и скрепы архитравных балок (в середине таблицы).
Крепеж карнизных камней (наверху слева).

Слайд 48

Афинский акрополь. Реконструкция XIX века

Афинский акрополь. Реконструкция XIX века

Слайд 49

Ф.Э. Черч (Frederic Edwin Church). Парфенон. 1869

Ф.Э. Черч (Frederic Edwin Church). Парфенон. 1869

Слайд 50

Курватура – оптические поправки для улучшения восприятия Парфенона на Афинском Акрополе. Колонны

Курватура – оптические поправки для улучшения восприятия Парфенона на Афинском Акрополе. Колонны
немного наклонены к середине сооружения.
Интерколумний между угловыми колоннами меньше, чем между рядовыми колоннами - оптическая поправка, т.к. в ракурсе просвет между колоннами мешает целостному восприятию здания

Слайд 51

Афинский Акрополь V века до н.э. с Пропилеями, Парфеноном, храмом Ники Аптерос

Афинский Акрополь V века до н.э. с Пропилеями, Парфеноном, храмом Ники Аптерос
(Бескрылой Ники), Эрехтейоном, театром Диониса (справа) и театром римского периода (слева)

Архаический храм, ранее выстроенный близ места, где был выстроен Парфенон

Слайд 52


Пропилеи. План

Пропилеи Афинского Акрополя. План и фрагмент антаблемента с ионическим фризом (нехарактерным

Пропилеи. План Пропилеи Афинского Акрополя. План и фрагмент антаблемента с ионическим фризом (нехарактерным для дорического ордера)
для дорического ордера)

Слайд 53


О. Шуази.
Анализ восприятия Афинского Акрополя

О. Шуази. Анализ восприятия Афинского Акрополя

Слайд 54

Ионический ордер храма Аполлона. Дидим (Турция). IV век до н.э.

Ионический ордер храма Аполлона. Дидим (Турция). IV век до н.э.

Слайд 55

Базы ионических колонн недостроенной внешней галереи храма Аполлона. Дидим (Дидима).
I –

Базы ионических колонн недостроенной внешней галереи храма Аполлона. Дидим (Дидима). I – II века н.э.
II века н.э.

Слайд 56

Каннелюры ионических колонн храма Аполлона. Дидим

Каннелюры ионических колонн храма Аполлона. Дидим

Слайд 57

Различные варианты
дорических и ионических капителей с «чашей» - эхином
(по Н.Л. Павлову)

Различные варианты дорических и ионических капителей с «чашей» - эхином (по Н.Л. Павлову)

Слайд 58

Тосканский ордер (римская версия дорического) –
названия деталей

Тосканский ордер (римская версия дорического) – названия деталей

Слайд 59

Ионический ордер –
названия деталей

Ионический ордер – названия деталей

Слайд 60


Коринфский ордер –
названия деталей

Коринфский ордер – названия деталей

Слайд 61

Цвет в окраске древнегреческих зданий – фрагменты декоративных деталей с терракотово-красным, охристым

Цвет в окраске древнегреческих зданий – фрагменты декоративных деталей с терракотово-красным, охристым и синим колерами
и синим колерами

Слайд 62

Важнейшим вкладом древних греков в мировую культуру стали общественные архитектурные комплексы и

Важнейшим вкладом древних греков в мировую культуру стали общественные архитектурные комплексы и
сооружения.
Это не только акрополи – комплексы святилищ и храмов, но и открытые амфитеатры, и общественно-торговые центры с крытыми галереями. Все эти объекты получили дальнейшее развитие в древнеримской архитектуре.
Так, отрытые амфитеатры со сценой (орхестрой) были достроены и перестроены римлянами, добавившими помещения для артистов и на сценическом пространстве - в виде постоянных архитектурных декораций, отделивших зрелищное пространство от природной среды.

Слайд 63

Греко-римский амфитеатр.
Схема

Греко-римский амфитеатр. Схема

Слайд 64

Театр Диониса на Афинском Акрополе с достроенной римлянами сценической частью.
V век

Театр Диониса на Афинском Акрополе с достроенной римлянами сценической частью. V век
до н.э. – I век н.э.

Слайд 65

Амфитеатр на 14 000 зрителей в древнегреческом городе Эпидавр, где лечил знаменитый

Амфитеатр на 14 000 зрителей в древнегреческом городе Эпидавр, где лечил знаменитый
хирург Асклепий.
Славится идеальной акустикой.
IV век до н.э.

Фото Н.Ю. Васильева

Слайд 67

Пергам. Амфитеатр с самым крутым уклоном, где размещены сидения для зрителей.
III –

Пергам. Амфитеатр с самым крутым уклоном, где размещены сидения для зрителей. III
II века
до н.э.

Фото автора

Слайд 68

Пергам.
Общественный центр.
II век до н.э.
Реконструкция

Пергам. Общественный центр. II век до н.э. Реконструкция

Слайд 69

Пергамский алтарь реконструкция части сооружения со слепками скульптурного фриза (II век до

Пергамский алтарь реконструкция части сооружения со слепками скульптурного фриза (II век до
н.э.), фрагменты которого были обнаружены археологами в 1878 г.
Пергамский музей. Берлин

Слайд 70

Основное отличие архитектуры архаики – «суровый стиль» дошедших до нас храмов на

Основное отличие архитектуры архаики – «суровый стиль» дошедших до нас храмов на
территории современной Италии, в Пестуме (на юге Апеннинского полуострова) и в Селинунте (на Сицилии).
Архитектуру периода классики - времени возвышения Афин как столицы крупного полиса (города-государства) – отличала монументальность. Это был стиль «героической эпохи», ярко отразившийся в формах храма Афины-Девы - Парфенона на Афинском Акрополе.
Архитектура эпохи эллинизма отличалась особым изяществом форм общественных зданий, богато украшенных скульптурой (Пергамский алтарь), а также - развитием типологии престижного жилого дома-атриума, с перистильным двориком (обрамленным колоннадами, поддерживавшими галереи) (см. труды Н.И. Брунова, указанные в списке литературы).

Слайд 71

Заключение
Архитектура Древней Греции повлияла на все дальнейшие исторические стили.
Древнегреческий архитектурный ордер

Заключение Архитектура Древней Греции повлияла на все дальнейшие исторические стили. Древнегреческий архитектурный
стал не только художественно осмысленной системой пропорций стоечно-балочных несущих конструкций, но и превратился в метод выполнения внешнего декора ряда иных конструкций (стеновых, арочных, купольных и пр.).
Архитектурный ордер стал своего рода «шпаргалкой», позволяющей безошибочно выполнить каждому зодчему престижный архитектурный проект даже не имея профессионального опыта.
В Древней Греции канонический ордер позволил создать выдающиеся архитектурные творения в далеких колониях, где не имелось зодчих столичного уровня.
В дальнейшем греческие ордера были использованы и отчасти видоизменены в Древнем Риме, и трансформированы до неузнаваемости в эпоху Средневековья. Их по своему трактовали мастера Ренессанса, барокко и классицизма, их применяли в эпоху историзма (эклектики).
И лишь в ХХ веке произошел коренной перелом в архитектуре – принципиальный отказ от исторических ордеров. Однако в конце ХХ века отношение к ордеру изменилось на неподдельный интерес к нему. Это выразилось в его новой интерпретации – ироничной, фрагментарно-коллажной и даже в копировании исторических образцов. Об этом речь пойдет в конце данного лекционного курса.