Культурное развитие России при Иване Грозном

Содержание

Слайд 2

Основные тенденции

Все области культуры были практически подчинены Ивану Грозному.
Сильное влияние опричнины, преследование

Основные тенденции Все области культуры были практически подчинены Ивану Грозному. Сильное влияние
свободы общественного выражения.
Религиозное влияние.
Строительство каменных сооружений было подчинено целям внешней и, в особенности, внутренней политики государства.

Слайд 3

Архитектура

Архитектура

Слайд 4

Церковь Вознесения Господня в Коломенском

Расположен в районе Нагатинский Затон, ЮАО.
Первый каменный

Церковь Вознесения Господня в Коломенском Расположен в районе Нагатинский Затон, ЮАО. Первый
шатровый храм.
Годы строительства: 1528-1532 гг.
Объект культурного наследия России федерального значения.
Две версии о причинах строительства: 1) в честь рождения Ивана IV; 2) для моления о рождении Ивана IV.
Архитектор: итальянский архитектор Петр Францизско Анибале (Петр Фрязин).

Слайд 5

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного)

Собор Покрова Пресвятой Богородицы (Храм Василия Блаженного)

Слайд 6

Собор Покрова Пресвятой Богородицы

Расположен на Красной площади, ЦАО.
Стиль: шатровое зодчество.
Годы

Собор Покрова Пресвятой Богородицы Расположен на Красной площади, ЦАО. Стиль: шатровое зодчество.
строительства: 1555-1561 гг.
Объект культурного наследия России федерального значения (также объект всемирного наследия ЮНЕСКО).
Причины строительства: 1) в честь одержанных военных побед ; 2) в честь успеха в Казанских походах.
Архитектор: Постник Яковлев. Также по другим версиям: Барма и Постник (ослепленные после строительства).

Слайд 7

Дальнейшая история

Вторая половина XVII века: возведение шатровой колокольни, на соборе появилась яркая

Дальнейшая история Вторая половина XVII века: возведение шатровой колокольни, на соборе появилась
пёстрая орнаментная роспись.
1737 г.: произошёл Троицкий пожар, храм практически полностью выгорел.
Реставрации: 1680, 1784-1786, 1890-е, 1954-1955, 2001-2011.
В 1812 году здесь французы держали лошадей. Наполеон Бонапарт, восхищённый красотой храма, намеревался перевезти его во Францию, но, когда понял, что это невозможно, решил взорвать собор. По легенде, дождь загасил фитили французских пушек после молитвы москвичей.
1930-е: Л. Каганович представлял И. Сталину проект реконструкции Красной площади и снял с макета фигурку собора, И. Сталин приказал поставить на место.

Слайд 8

Панорама Москвы 1820-х годов

Панорама Москвы 1820-х годов

Слайд 9

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры

Годы строительства: 1559-1585 гг.
По образцу Успенского собора Московского Кремля.

Успенский собор Троице-Сергиевой Лавры Годы строительства: 1559-1585 гг. По образцу Успенского собора Московского Кремля.

Слайд 10

Мечеть Кул-Шариф

На месте мечети существовала легендарная многоминаретная мечеть столицы Казанского ханства, которая была

Мечеть Кул-Шариф На месте мечети существовала легендарная многоминаретная мечеть столицы Казанского ханства,
центром религиозного просвещения и развития наук Среднего Поволжья в XVI столетии.
Существовавшая мечеть была разрушена в октябре 1552 года во время штурма Казани войсками Ивана Грозного.
Названа в честь предводителя обороны имама Кул Шарифа.
Годы строительства: 1996-2005 гг.

Слайд 11

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове

Находится в районе Нагатинский Затон, ЮАО,

Церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи в Дьякове Находится в районе Нагатинский Затон,
на территории музея-заповедника Коломенское (ранее – село Дьяково).
Годы строительства: между 1529 и 1580 гг.

Слайд 12

Публицистика

Публицистика

Слайд 13

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского

Годы: 1564-1579 гг., всего 5 писем.
1564

Переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского Годы: 1564-1579 гг., всего 5 писем.
г. – А. Курбский бежал в Литву и написал первое письмо.
Иван Грозный высказывался за неограниченную власть царя (самодержавия), а Андрей Курбский — за повышение роли знати в управлении государством («ограниченной монархии»).
Андрей Курбский критиковал Ивана Грозного за множество оттенков в письмах: «Туто же о постелях, о телогреях, и иные, воистину, яко бы неистовых баб песни».

Слайд 14

Сочинения Ивана Грозного

Письма: шведскому королю Юхану III, 1572 и 1573, польскому королю

Сочинения Ивана Грозного Письма: шведскому королю Юхану III, 1572 и 1573, польскому
Стефану Баторию, 1581, Яну Ходкевичу (литовский политический деятель), Яну Роките (богослов), Симеону Бекбулатовичу.
Полемика: переписка Ивана Грозного и Андрея Курбского, игумену Козьме в Кирилов монастырь, 1573, князю Александру Полубенскому.
частные: опричному думному боярину Василию Грязному, 1574.
Религиозные тексты: стихиры на Сретение Владимирской иконы Божией Матери, на преставление Петра митрополита Московского и всея Руси, канона Архангелу Михаилу (под псевдонимом Парфений Уродивый).

Слайд 15

Значение сочинений Ивана Грозного

Обосновывалось международное значение русского государства (концепция Москвы — «третьего Рима»)

Значение сочинений Ивана Грозного Обосновывалось международное значение русского государства (концепция Москвы —
и божественное право монарха на неограниченную власть. 
Система аргументации: библейские цитаты и выписки из священных авторов; факты из мировой и русской истории для проведения аналогий; примеры из личных впечатлений.

Слайд 16

Чориков Б. Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского

Чориков Б. Иван Грозный выслушивает письмо от Андрея Курбского

Слайд 17

Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею (А. Д. Литовченко, 1875 год)

Иван Грозный показывает сокровища английскому послу Горсею (А. Д. Литовченко, 1875 год)

Слайд 18

Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I

Одиннадцать посланий русского царя Ивана Грозного английской

Переписка Ивана Грозного и Елизаветы I Одиннадцать посланий русского царя Ивана Грозного
королеве Елизавете I.
Годы: 1562-1570, 1582-1584.
1553 г. – установление дипломатических отношений между Россией и Англией.
1554 г. – беспошлинная торговля.

Слайд 19

Письмо 1570 г.

Обусловлено проблемами в дипломатических отношениях.
Содержание: торговые проблемы («английские

Письмо 1570 г. Обусловлено проблемами в дипломатических отношениях. Содержание: торговые проблемы («английские
купцы начали совершать над нашими купцами многие беззакония и свои товары начали продавать по столь дорогой цене, какой они не стоят»), неоднократно упоминаются некие «тайные дела великого значения» (политическое убежище и предложение о браке).

Слайд 20

Королева Елизавета I

Королева Елизавета I

Слайд 21

Стоглав – 1551 г.

укрепление церковной дисциплины среди духовенства и борьба против порочного

Стоглав – 1551 г. укрепление церковной дисциплины среди духовенства и борьба против
поведения представителей церкви (пьянства, разврата, взяточничества), ростовщичества монастырей.
унификация церковных обрядов и служб.
полномочия церковного суда.
против пережитков язычества среди населения.
жесткая регламентация (а, по существу, введение своеобразной духовной цензуры) порядка переписки церковных книг, писания икон, строительства церквей и т. д.
Отправление религиозных церемоний передается тщательному контролю церкви и государства, требовал от каждого верноподданного совершать молитвы за царя, одни на случай, если он оставался в столице, другие — если он выступал в поход.
Без секуляризации.

Слайд 22

Иосифляне

Последователи Иосифа Волоцкого («Просветитель»).
Отстаивали право монастырей на землевладение и полезность этого права

Иосифляне Последователи Иосифа Волоцкого («Просветитель»). Отстаивали право монастырей на землевладение и полезность
и владение имуществом в целях осуществления монастырями широкой просветительской и благотворительной деятельности, необходимость украшать храмы красивыми росписями, богатыми иконостасами и образами.
Доминировали и на Стоглавом соборе 1551 г., обличали «ересь жидовствующих».
Доктрина строилась на теологическом обосновании возникновения государства и «божественного происхождения» царской власти.
Также утверждали преемственность Русского государства, оставшегося единственным оплотом православия. На этом основании иосифляне требовали предоставления Московской митрополии статуса патриархии (это произошло только в 1589 году).
Иосифляне выступали за открытость монастырей. Главной задачей монастырей являлась миссионерская деятельность и обеспечение населения продовольствием во время неурожая.
К иосифлянам принадлежал псковский монах Филофей, популяризатор концепции митрополита Московского Зосимы «Москва — Третий Рим», на которой строилась официальная идеология русских царей.
Имя файла: Культурное-развитие-России-при-Иване-Грозном.pptx
Количество просмотров: 45
Количество скачиваний: 1