Легенды как способ изучения истории и географии родного края

Содержание

Слайд 2

Целью проекта является исследовать легенды родного края для изучения географии и истории.

Целью проекта является исследовать легенды родного края для изучения географии и истории.

В данной работе описано исследование по использованию легенд при изучении географических объектов Республики Казахстан. В работе выявлены эффективные условия изучения географии родного края через использование топонимических легенд, раскрыты эффективные методы и приёмы достижения поставленных целей, представлен широкий системный материал об одной из разновидностей несказочного прозаического фольклора – легенде. 

Слайд 3

Легенды как способ изучения истории и географии родного края.

Легенды как способ изучения истории и географии родного края.

Слайд 4

Брянская легенда. Соловей-разбойник и Илья Муромец

Местом рождения защитника Руси считается село Карачарово,

Брянская легенда. Соловей-разбойник и Илья Муромец Местом рождения защитника Руси считается село
что под Муромом. О дате рождения официальных данных нет, но было это более восьмисот лет назад. Известно, что родители его были крестьянами преклонного возраста. Главным ключевым моментом, основанном на былинах, является обретение богатырем силы. Первое упоминание о защитнике посвящено рассказу, откуда появился Илья Муромец. Биография рассказывает о чудесном исцелении будущего богатыря.

Слайд 5

Соловей разбойник.

Соловей-разбойник — былинный персонаж, противник богатырей, обладающий чудовищной силой, скрытой в

Соловей разбойник. Соловей-разбойник — былинный персонаж, противник богатырей, обладающий чудовищной силой, скрытой
его свисте. Правда это или вымысел? Говорят, Соловей-разбойник жил под Карачевом всего в 40 километрах от Брянска

Слайд 6

Куликовская битва

Город Брянск- 8 сентября 1380 года произошло знаменитое сражение русских воинов

Куликовская битва Город Брянск- 8 сентября 1380 года произошло знаменитое сражение русских
во главе с московским князем Дмитрием Ивановичем с бесчисленными полчищами хана Мамая. В этой битве участвовали, отличились и вошли в историю и Брянского города богатыри. В Полном собрании русских летописцев сказано: «… по правую руку назначил брата своего князя Владимира Андреевича, дав ему в полк ярославских князей с их воинами; а по левую руку - назначил брянского князя Глеба… И в 1380 году в сентябре, когда великий князь Дмитрий Иванович пришел на место, называемое Березуй, за 23 поприща до Дона, явились к нему литовские князья на поклон и службу. Полоцкий князь Андрей Ольгердович с псковичами и брат его - Брянский князь Дмитрий Ольгердович со своими воинами…». На рассвете исторического дня русское войско стало строиться в боевой порядок. Главная часть - "Большой полк" встал в центре. Брянцы вместе с москвичами и суздальцами расположились позади "Большого полка", составляя его резерв, которым командовал Дмитрий Брянский.

Слайд 7

Пересвет

Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в поисках

Пересвет Согласно житию преподобного Сергия Радонежского, перед Куликовской битвой князь Димитрий в
духовной поддержки отправился к нему в монастырь за благословением. Татары в то время считались непобедимыми, а имя преподобного Сергия, как праведника и чудотворца, было прославлено по всей Руси. Благословение такого человека должно было вселить надежды во всех воинов. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Родион (имя в иноческом постриге) Ослябя, которых преподобный Сергий перед этим постриг в Великую Схиму (высший монашеский чин).
Сергий Радонежский благословляет Пересвета перед Мамаевым побоищем. Миниатюра Летописного свода Ивана Грозного
По преданию, перед битвой Пересвет молился в келье отшельника при часовне святого воина великомученика IV века Димитрия Солунского, где впоследствии основан мужской Димитриевский Ряжский монастырь, что в 7 км от г. Скопина. Помолясь, Пересвет ушёл, оставив свой яблоневый посох. Этот посох после революции хранился в краеведческом музее г. Рязани.
По наиболее распространённой версии, перед началом битвы Пересвет участвовал в традиционном «поединке богатырей». Со стороны татар ему противостоял богатырь Челубей (по другим версиям — Темир-Мирза либо Таврул). По преданию, Челубей не только отличался огромной силой, но и особым мастерством военной выучки. Некоторые источники указывают, что Челубей был непобедимым воином-поединщиком,  которого татарские войска наняли специально для подобных поединков. Оба противника были на конях, вооружение составляли копья. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.
Существует также другая версия поединка, в соответствии с которой Пересвет и Челубей пронзили друг друга копьями. В соответствии с этой версией, копьё мастера конных поединков Челубея было на метр длиннее обычного. Вступая с ним в бой на копьях, противник не мог даже нанести удар, как уже оказывался побеждённым и выпадал из седла. Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, он остался лишь в одной Великой Схиме (монашеская накидка с изображением креста, надевается поверх монашеской одежды). Сделал он это для того, чтобы копьё противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. Получив смертельную рану, он продолжал оставаться в седле, смог сам доехать до строя и только там умер.
Сразу после гибели поединщиков началась сама битва — татарская конница атаковала Передовой полк русских войск.

Слайд 8

Святое озеро

Одна из легенд рассказывает о том, что давным-давно на месте, где сейчас серебрится гладь

Святое озеро Одна из легенд рассказывает о том, что давным-давно на месте,
озера, стояла церковь. Однажды она ушла под воду. Местные поговаривают, что в тихую погоду можно над Святым услышать звон колоколов. Отыскать под водой следы храма пытались многие смельчаки, однако до настоящего дна они так и не добрались, наткнувшись на непреодолимую преграду в виде толщи ила.

Слайд 9

Деревня Гастёнка Брянщина

Происхождение нашей деревни и ее назва­ния очень интересны.
Давнее это было

Деревня Гастёнка Брянщина Происхождение нашей деревни и ее назва­ния очень интересны. Давнее
дело. Селились здесь, на берегу небольшой речки, русские, украинские и белорус­ские крестьяне. От хозяев скрывались, от гнёта. Мес­та эти были глухие, заболоченные. Но коли от на­чальства подальше, так и поспокойнее. Потому и выбрали такую глухомань.
Пахотных земель в этих местах было мало. Вот мужики исстари и корчевали лес, болота осушали - отвоевывали, то бишь, землю. И приходилось им тогда много гатить, то есть заваливать низины де­ревьями, хворостом и землей. Труд этот такой тя­желый, что и сказать нельзя. Еще бы - болота! Но жители на это шли. Приглянулись им, видно, зде­шние места.
Так и возникла в этих загаченных местах дерев­ня. Бот. Разрасталась она постепенно, а перед вой­ной насчитывала уже более 350 дворов. Большая, то есть по меркам, деревня получилась. А называли ее раньше Гатёнкой, но со временем название изме­нилось на более звучное - Гастёнка. Вот оно и со­хранилось, так и дошло.
Только вот жителей теперь становится всё меньше и меньше. Люди разъезжаются кто куда (кто в Клинцы, кто в Брянск, а то и дальше). Село теперь совсем пустеет. Взглянешь кругом - так ду­ша гниет. А что тут поделаешь? Время, видно, такое. А тут еще: ни железной, ни шоссейной дороги рядом нет, райцентр далеко - глухомань, одним словом.
Имя файла: Легенды-как-способ-изучения-истории-и-географии-родного-края.pptx
Количество просмотров: 53
Количество скачиваний: 0