Слайд 3Английская литература XVII века
Главное социальное событие в Англии – Буржуазная революция
Политические движения:
Роялисты
Индепенденты
Левеллеры
Пуританизм ( от латинского: puritas- чистота)
Основоположник пуританизма: Жан Кальвин
Слайд 4Важные даты:
30 января 1649 года – казнь Карла I
1658г. – смерть Оливера
Кромвеля
До 1688г.- период Реставрации
В 1689г. – «Славная бескровная революция»
Слайд 5В начале 1660 г. командующий английскими войсками в Шотландии генерал Монк вступил в
Лондон и добился роспуска парламента, начав одновременно переговоры с Карлом II .
Во главе двора, привыкшего к безделью и разгулу, вернулся из Франции Карл II.
Лондон стал центром буйной и праздной жизни.
Слайд 6Социальная и культурная жизнь страны постепенно возвращалась в своё русло.
1. Возродился
театр.
2. Возникала новая драматургия, старавшаяся отразить актуальные проблемы своего времени.
3. Во многочисленных комедиях эпохи, написанных в хлесткой, откровенно антипуританской манере, нередко появлялся образ буржуа, но обязательно в самом смешном и неприглядном виде.
Слайд 7Общественные процессы, выражением которых была потерпевшая поражение революция, были необратимы.
Правлением Стюартов
в равной мере были недовольны и победители и побежденные. Старое дворянство требовало возврата ему всех привилегий и земель, которых оно лишилось в результате революции; буржуазия, стремившаяся овладеть ключевыми позициями в хозяйстве страны, не хотела мириться с политическим бесправием.
Слайд 8Партия буржуазии - партия вигов к середине 1680 - х годов приобрела
большинство в парламенте.
В 1688–1689 гг. она осуществила государственный переворот, получивший название «славной революции». Стюарты были отстранены от власти, престол был передан штатгальтеру Нидерландов Вильгельму Оранскому.
«Славная революция» означала компромисс между дворянством и буржуазией, в результате которого буржуазия стала «скромной, но все же признанной составной частью господствующих классов Англии».
Слайд 9Отражение в литературе и искусстве
В английской литературе второй половины XVII в., возникает такая
философская и нравственная категория, как либертинаж, который обрел на английской почве специфическую форму, называемую «остроумием».
Либертинаж состоит из двух, взаимосвязанных между собой частей: философской системы «свободомыслия», отказа от «ограничений» и определенного образа жизни либертина, который является прямым следствием (продолжением) его взглядов.
Слайд 10В период Реставрации материализм Фрэнсиса Бэкона и Томаса Гоббса находил многочисленных приверженцев
именно в дворянско - аристократической среде.
Учение Гоббса о «материальном» человеке, наделенном разрушительным эгоизмом, несомненно повлияло на литературу и театр, стало этической и философской основой творчества многих писателей.
Слайд 11Несмотря на окончание гражданской войны политическая борьба в стране не угасала, находя,
естественно, свое выражение в литературе. Пуританские и антипуританские тенденции в религии и политике нашли яркое отражение в творчестве двух крупных писателей эпохи - Джона Беньяна (John Bunyan, 1628–1688) и Сэмюэла Батлера (Samuel Butler, 1612–1680). В зависимости от политических и религиозных убеждений они, каждый по - своему, отразили духовное состояние Англии второй половины XVII столетия.
Слайд 12Английская литература периода Реставрации сумела доказать, что обладает зорким взглядом и достаточной
проницательностью, чтобы разглядеть трагизм, скрытый за респектабельным фасадом.
«Для личности эпохи Ренессанса было характерно единство, слияние начала личного и общественного, обусловленное вместе с тем их нерасчлененностью, - пишет советский исследователь Ю. Б. Виппер. - Для внутреннего мира человека, изображаемого литературой XVII столетия, показательно, наоборот, не только расчленение, обособление этих начал, но и их столкновение, борьба, зачастую прямой антагонизм».
Слайд 13Литература периода Реставрации показывала, как постепенно к концу XVII в. внешнее не только
не отражало внутреннее, но и не должно было его отражать: притворство, обман, лицемерие, аффектация все больше и больше становились узаконенной формой поведения. Писатели периода Реставрации постоянно напоминали своим современникам о глубоком разладе между внешним поведением людей и их внутренней сущностью. Литература учила, наставляла, показывала слабости человеческой природы, наказывала порок, заставляла людей стыдиться поступков низких и грязных, призывая читателей следовать примерам возвышенным и благородным.
Слайд 14Основные литературные направления:
Ренессансный реализм: Бен Джонсон (1573-1637);
Поэзия барокко: школа «метафизиков», глава –
Джон Донн(1572-1631);
Аллегорический роман Джона Беньяна «Путь паломника» (1678).
Слайд 17Развитие английской литературы периода Реставрации шло главным образом под знаком классицизма.
Поэзия и
драма английского классицизма (лишь формально соблюдавшего правило трех единств и внешне подражавшего античным образцам) не обрели той глубины постижения действительности, которая была одним из важнейших достоинств творчества Корнеля, Расина и Мольера.
Крупнейшим представителем классицизма Англии второй половины XVII в. был Джон Драйден (John Dryden, 1631–1700), поэт, драматург, литературный критик.
Слайд 18Комедия была популярным и излюбленным жанром английской литературы второй половины XVII столетия.
Его самыми яркими представителями являются Джордж Этеридж (George Etherege, 1634–1691), Уильям Уичерли (William Wycherley, 1640–1716), Уильям Конгрив (William Congreve, 1670–1729) и др.
Слайд 19Прозаические жанры - роман и эссе - играли в период Реставрации менее
значительную роль по сравнению с драматургией.
Наиболее примечательной романисткой этого времени была Афра Бен (Aphra Behn, 1640–1689).