Мотив революции в творчестве современных авторов 1990х-2000х гг

Содержание

Слайд 3

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ:
Раскрытие мотива революции в рассказах современных российских авторов.

ЗАДАЧИ:
Провести мотивный анализ произведений
Выявить

ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: Раскрытие мотива революции в рассказах современных российских авторов. ЗАДАЧИ: Провести
изобразительно-выразительные средства, реализующие мотив революции в творчестве современных российских авторов.

Слайд 4

МОТИВ – эстетически значимая повествовательная единица, соотносящая в своей семантической структуре
предикативное

МОТИВ – эстетически значимая повествовательная единица, соотносящая в своей семантической структуре предикативное
начало действия с актантами и пространственно-временными признаками,
интертекстуальная в своем функционировании,
инвариантная в своей принадлежности к языку повествовательной традиции,
вариантная в своих событийных реализациях.

МОТИВЫ

СТАТИЧЕСКИЕ

ДИНАМИЧЕСКИЕ

Слайд 5

Революция стала катализатором начавшихся изменений в характере Павла Антипова, героя романа Б.В.

Революция стала катализатором начавшихся изменений в характере Павла Антипова, героя романа Б.В.
Пастернака “Доктор Живаго”.

ПРИМЕР РАСКРЫТИЯ ДИНАМИЧЕСКОГО МОТИВА РЕВОЛЮЦИИ

Слайд 6

В.Б. БОЧКОВ – “ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ДРАКОНА”

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ТРАГЕДИЯ

“ Для моей бабушки праздник

В.Б. БОЧКОВ – “ЖИВОЕ СЕРДЦЕ ДРАКОНА” РЕВОЛЮЦИЯ КАК ТРАГЕДИЯ “ Для моей
Октябрьской революции навсегда стал днем траура. Днем скорби по погибшим петроградцам, днем скорби по своей семье. Большевики, пытаясь переписать историю, переименовали город в Ленинград, стерли имена убитых горожан. Свидетели и участники Великого русского погрома держали язык за зубами, за неосторожное слово о Петроградской резне можно было поплатиться свободой. Уголовные статьи, целых четыре, входили в раздел «Контрреволюционная деятельность». Седьмое ноября, страшный день кровавого русского погрома, стал главным праздником коммунистической России. ”

МОТИВ В РАССКАЗЕ – ДИНАМИЧЕСКИЙ

Слайд 7

РЕВОЛЮЦИЯ КАК

КАТАСТРОФА
ВОСПОМИНАНИЕ
ПРЕДМЕТ СПОРОВ И ОБСУЖДЕНИЙ
ФИЛОСОФСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ
ПРОВИДЕНИЕ

РЕВОЛЮЦИЯ КАК КАТАСТРОФА ВОСПОМИНАНИЕ ПРЕДМЕТ СПОРОВ И ОБСУЖДЕНИЙ ФИЛОСОФСКОЕ РАЗМЫШЛЕНИЕ ПРОВИДЕНИЕ

Слайд 8

М.В. ПАНКЕВИЧ – “НИНА”

“ Да, это было целый век назад ‒ Великая

М.В. ПАНКЕВИЧ – “НИНА” “ Да, это было целый век назад ‒
Октябрьская революция, которая исковеркала жизнь моей семьи. ”

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ВОСПОМИНАНИЕ

МОТИВ В РАССКАЗЕ – СТАТИЧЕСКИЙ

Слайд 9

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ СПОРОВ И ОБСУЖДЕНИЙ

Ю.В. БУЙДА – “СВЯЩЕННЫЕ КОСТИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ”

МОТИВ В

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ПРЕДМЕТ СПОРОВ И ОБСУЖДЕНИЙ Ю.В. БУЙДА – “СВЯЩЕННЫЕ КОСТИ КОНТРРЕВОЛЮЦИИ”
РАССКАЗЕ – СТАТИЧЕСКИЙ

“ – Он твой брат, твоя кровь. Идеи долго не живут, они меняются и умирают, а кровь – она всегда кровь… ”

“ – Революция выше крови! Несть пред ней ни эллина, ни иудея, ни брата, ни отца! Ничуть не жалею, что отдал приказ расстрелять его, ни-чуть! Мы сражались – и ты сражался – за всех людей, а не за русских или евреев, не за братьев или сестер! Мы были всемирным словом, всемирным! ”

Слайд 10

Э.Э. ГЕР – “О ПОГОДЕ ЗА ГОРОДОМ (ЛЕТО 1984 ГОДА)”

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ФИЛОСОФСКОЕ

Э.Э. ГЕР – “О ПОГОДЕ ЗА ГОРОДОМ (ЛЕТО 1984 ГОДА)” РЕВОЛЮЦИЯ КАК
РАЗМЫШЛЕНИЕ

МОТИВ В РАССКАЗЕ – СТАТИЧЕСКИЙ

“ Нас так упорно пугали идеализмом, Наташенька, так настойчиво вдалбливали, что в белых перчатках социализма не построить, что в поколении нашем, увы, остались одни прагматики. А ведь во времена, когда все начиналось, все мы были в той или иной мере идеалистами. И Зиночка, представьте себе, тоже… Пока на моем примере не убедилась, что это смертельно опасно. Вот так. ”

Слайд 11

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ПРОВИДЕНИЕ

В.О. ПЕЛЕВИН – “ ХРУСТАЛЬНЫЙ МИР ”

“ – Самое интересное,

РЕВОЛЮЦИЯ КАК ПРОВИДЕНИЕ В.О. ПЕЛЕВИН – “ ХРУСТАЛЬНЫЙ МИР ” “ –
что человек чаще всего не догадывается, в чем его миссия, и не узнает того момента, когда выполняет действие, ради которого был послан на землю. Скажем, он считал, что он композитор и его задача – писать музыку, а на самом деле единственная цель его существования – попасть под телегу на пути в консерваторию. ”

МОТИВ В РАССКАЗЕ – СТАТИЧЕСКИЙ

Слайд 12

РЕВОЛЮЦИЯ – 19 РАЗ
ПОГРОМ – 7 РАЗ
ВОССТАНИЕ – 5 РАЗ
ПЕРЕВОРОТ – 4

РЕВОЛЮЦИЯ – 19 РАЗ ПОГРОМ – 7 РАЗ ВОССТАНИЕ – 5 РАЗ
РАЗ

РЕВОЛЮЦИЯ – ЭТО ИДЕОЛОГЕМА

ИДЕОЛОГЕМА – это слово или устойчивое словосочетание, непосредственно связанное с идеологическим денотатом, имеющее в своём значении идеологический компонент

ВЕЛИКАЯ ОКТЯБРЬСКАЯ СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Слайд 13

БОЛЕЕ ЧЕМ В ПОЛОВИНЕ СЛУЧАЕВ СЛОВО “РЕВОЛЮЦИЯ” УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КОННОТАЦИИ

КОННОТАЦИЯ –

БОЛЕЕ ЧЕМ В ПОЛОВИНЕ СЛУЧАЕВ СЛОВО “РЕВОЛЮЦИЯ” УПОТРЕБЛЯЕТСЯ В ОТРИЦАТЕЛЬНОЙ КОННОТАЦИИ КОННОТАЦИЯ
устойчивая ассоциация в языковом сознании говорящего, которую вызывает употребление какого-либо слова, выражения в определённом значении

“ Погром там! Погром!
‒ Какой погром?
‒ Революция! ”
(революция приравнивается к погрому); /В.Б. Бочков “Живое сердце дракона”/

“Революция, идеи ‒ это непонятно что, а абажур ‒ это вещь, это дом и семья.”
(революция здесь приобретает значение чего-то абстрактного и пространного, в самой своей сути незначительного); /Ю.В. Буйда “Священные кости контрреволюции/

“Да знаю я, знаю, еще раз повторяю, что история не имеет сослагательного наклонения, но на кой черт нужны были бы тогда нэп, «оттепель» и так называемая перестройка, если бы эволюция в России свершилась, а не проклятая революция!”
(революция противопоставлена эволюции, развитию, а также наделена красноречивым эпитетом); /Евгений Попов “Революция (Политизированный рассказ о любви)”/

Слайд 14

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

ГЛАВНЫЙ ГЕРОЙ

Слайд 15

ОБРАЗ В.И. ЛЕНИНА

“«Его частная жизнь такова, что в религиозное время из него

ОБРАЗ В.И. ЛЕНИНА “«Его частная жизнь такова, что в религиозное время из
сотворили бы святого» ”
“ Даже некоторые из стана врагов его честно признают: в лице Ленина мир потерял человека, «который среди всех современных ему великих людей наиболее ярко воплощал в себе гениальность». ”
А.М. Горький

О.А. СЛАВНИКОВА – “СТАТУЯ КОМАНДОРА”

В рассказе установленный на могиле бандита памятник в честь покойного имеет ярко выраженные черты В.И. Ленина: “…автор придал Командору характерный, устремленный с постамента в будущее, ленинский шаг; правая рука скульптуры, вскинутая указать трудящимся путь в коммунизм, как бы остановилась на полпути, потому что зажатый в ней мобильник (очень реалистично выполненный в граните лопатообразный Siemens с боковой антенной и большими, как горохи, толстенькими кнопками) как бы внезапно зазвонил.”

Слайд 16

ВЫВОДЫ

МОТИВ РЕВОЛЮЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ КАК СТАТИЧЕСКИЙ
МОТИВ РЕВОЛЮЦИИ НЕСЕТ В СЕБЕ

ВЫВОДЫ МОТИВ РЕВОЛЮЦИИ РАСКРЫВАЕТСЯ В БОЛЬШИНСТВЕ СЛУЧАЕВ КАК СТАТИЧЕСКИЙ МОТИВ РЕВОЛЮЦИИ НЕСЕТ
ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ОТРИЦАТЕЛЬНУЮ КОННОТАЦИЮ
В РЕАЛИЗАЦИИ МОТИВА АВТОРАМ ПРИХОДЯТ НА ПОМОЩЬ ТАКИЕ СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ, КАК ЭВФЕМИЗМЫ И ПЕРИФРАЗЫ

Слайд 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб. заведений:

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ Теория литературы: Учеб. пособие для студ. филол. фак. высш. учеб.
В 2 т. / Под ред. Н. Д.Тамарченко. — Т. 1: Н.Д.Тамарченко, В.И.Тюпа, С.Н.Бройтман. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. — М.: Издательский центр «Академия», 2004. — 512 с.
Теория литературы : История русского и зарубежного лиТ33 литературоведения : хрестоматия / сост. Н.П. Хрящева. — М. : Флинта : Наука, 2011. — 456 с.
Силантьев И.В. Мотив как единица художественного повествования // Русская литература XIX–XX вв.: Поэтика мотива и аспекты литературного анализа. – Новосибирск: СО РАН, 2004. – С. 150–151, 153–159, 161–163.
Семнадцать о семнадцатом: сборник рассказов — М.: Издательство «Эксмо», .
Имя файла: Мотив-революции-в-творчестве-современных-авторов-1990х-2000х-гг.pptx
Количество просмотров: 40
Количество скачиваний: 0