Слайд 2Советское песенное творчество
В песнях этих лет переданы
скорбь по погибшим, воспоминания о
друзьях-фронтовиках, грусть
от
осознания разрушений на Родине. В
музыке часто использовались маршево
танцевальные ритмы. Наиболее
популярными стали такие сочинения,
как «Враги сожгли родную хату»,«Летят
перелётные птицы», «Грустные ивы»,
«Солнце скрылось за горою», «Где же
Вы теперь, друзья-однополчане?»,
«Дороги». Песни-воспоминания очень
разные, но все они передают осознание
начала нового этапа в жизни страны и
память о пережитом.
Слайд 3После окончания
войны в песенное
творчество вернулись
темы, характерные для
30-х годов – тематики
Созидательного
мирного труда, защиты
от
военной угрозы,
воспоминания о
сложностях войны
нашли свое отражение
в песне.
Слайд 4Молодёжные песни о борьбе за мир
В послевоенные годы молодёжь
всего мира объединилась в
борьбе
за мир. Идеи нового
общественно-политического
движения нашли живой отклик в
советских людях. «Гимн
демократической молодежи
мира» (композитор А. Новиков,
слова Л. Ошанина), прозвучавший
на фестивале сторонников мира,
мгновенно был подхвачен и зазвучал на
многих языках. Он стал международной
песней, призывающей к миру и
объединению против «чёрных сил,
роющих миру могилы».
Слайд 5Гимнические произведения
К таким сочинениям следует
отнести песни о Родине,
партии, Ленине. Они
прославляли советский народ
как
строителя обновлённой
мирной жизни, партию как
рулевого и Ленина как
вдохновителя. Наиболее
известные гимнические
произведения этих лет –
«Россия», «Родина моя», «Родина
слышит», «Партия — наш
рулевой», «Мы – коммунисты»,
«Ленин всегда с тобой», «Песня о
Ленине».
Слайд 6Реалии современности в песенном творчестве
Молодёжь, студенческие объединения стали движущей силой
развития страны после
войны. Это дало толчок развитию
студенческой песни – призывной и лирической: «Студенческая»,
«Студенческая попутная», «Студенческая застольная», «Песня
московских студентов», «Едутновоселы», «Едем мы, друзья». Если
первые произведения такого рода воспевали Москву
(«Здравствуй,столица», «Здравствуй, Москва», «Ленинские горы»),
то позже появились сочинения о других городах:«Киевский вальс»,
«Севастопольский вальс», «Вечерняя песня». Воспевается в них и
природа родного края: «Подмосковные вечера», «Россия –Родина
моя».
Слайд 7Лирические мотивы в песенном творчестве послевоенных лет
Тема любви всегда актуальна. В
послевоенный период любовные песни слагались под влиянием песен о возвращении, поэтому они часто несли печать светлой грусти, упоения в момент долгожданной встречи: «На лодке», «Что так сердце растревожено», «Услышь меня, хорошая». Развивается лирика, условно названная сельской: «Лучше нету того цвету», «Уральская рябинушка», «Сирень-черёмуха», «Ой, цветет калина», «Пшеница золотая», «Если б гармошка умела», «Ходит по полю девчонка», «Провожают гармониста», «Одинокая гармонь». Многие из них сегодня считаются народными, хотя у каждой из этих песен есть авторы стихов и музыки. Легкие танцевальные ритмы слышны в лирических песнях, предназначенных для эстрады: «Песенка про пять минут», «На катке», «Я сказал тебе не все слова», «Три года ты мне снилась».