Слайд 2Термин "поликультурное образование" начал использоваться в отечественной педагогике в 1990-е гг., когда
надо было адекватно перевести термин multicultural education:
Слайд 3ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В РОССИИ ПОЯВИЛОСЬ ПО ТРЕМ ПРИЧИНАМ:
1) в связи с потребностью
нерусских народов России в саморазвитии и развитии всего российского сообщества как путь обеспечения многослойной идентичности: этнической — страновой (советский человек и позже россиянин) — мировой (интернационалист и позже европеец, гражданин мира);
2) в связи со стремлением повысить качество проф. подготовки переводчиков и других языковых специалистов, и специалистов сферы "человек — человек" (менеджеров, учителей и др.) выработалось понимание важности формирования межкультурной компетентности через сопоставительно-контрастивное преподавание иностранного языка и культурологические подходы;
3) по причине развития оригинальной отечественной теории культуры и диалога культур М. М. Бахтина — В. С. Библера, стремления теоретиков и практиков разработать и внедрить пути "политичностно-культурного" развития ученика;
Слайд 4ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ
Слайд 5ПЕРВЫЙ ЭТАП (1990-Е ГГ.)
1й этап поликультурного образования в постсоветской России опирался на представление
о культуре как о совокупности материальных и духовных достижений каждого народа-этноса.
Этот период можно условно назвать полиэтнокультурным образованием — субъектом культуры признавался этнос, главным признаком которого был свой родной язык. Поликультурное образование в то время связывали с приобщением учащихся к родным языкам и культурам, а также с одновременным формированием культуры межнационального (межэтнического) общения.
Слайд 6ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ТОГО ВРЕМЕНИ (Д. В. САЖИН)
1) изучение учащимися национальных
культур, своих и чужих,
2) организация межкультурного диалога,
3) приобщение учащихся к демократическим, гуманистическим ценностям,
Слайд 7ВТОРОЙ ЭТАП (КОНЕЦ 1990-Х — НАЧАЛО 2000-Х ГГ.)
в России преодолевается одномерное восприятие народа
как единого организма.
Этот этап можно условно назвать полисоциокультурным образованием, в котором традиционное российское поликультурное образование расширялось до признания любых конструктивных социальных групп, составляющих общество. И в этом смысле поликультурное образование решало проблемы гуманизации отношений между людьми, принадлежащими к одной этнической группе и в ее границах — к различным социокультурным группам, имеющим инаковую культурную идентичность.
Слайд 8ТРЕТИЙ ЭТАП (С НАЧАЛА 2000-Х ГГ.)
В России постулируется представление о культуре как об
индивидуальном опыте человека.
Этот этап мы условно называем "Полисоцкультурным" образованием — за каждой отдельной личностью стали видеть отдельную уникальную культуру. Поликультурное образование начали связывать с (само) формированием многослойной общегражданской идентичности "россияне", включающей этническую, региональную и др.
Слайд 9ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ "ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" В ПОСТСОВЕТСКОЙ РОССИИ:
от этнокультурного к полиэтнокультурному;
от
толерантностного к полисоциокультурному;
от личностно-ориентированного к полиличностно-культурному.
Слайд 10ПРИНЦИПЫ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
полилингвальность (обеспечение овладения несколькими языками);
преемственность (транслирование национальной культуры от поколения
к поколению с постоянным обновлением, интенсивной модификацией этнокультурного комплекса в ходе активного межкультурного сотрудничества и цивилизационного развития);
дифференциация и разнообразие (закладывание культур и языков в содержание поликультурного образования, в противовес унификации и ассимиляции);
креативность (подготовка человека к самореализации в динамичных социальных условиях информационной культуры через формирование способности к саморазвитию и творческому преобразованию информации);
Слайд 11объемная (стереоскопическая) картина мира (— изучение окружающего мира от настоящего к прошлому
и будущему, от родного и близкого к соседнему и другому, от семьи и родного дома — к стране и миру, от субъекта Федерации — к России и земному шару);
вариативность (эффективная содержательная структура ФГОС обеспечивается хотя и единым способом, но различными средствами в различных субъектах Федерации — содержательная вариативность поликультурного обучения задается присутствием региональной и этнокультурной частей в составе федерального государственного образовательного стандарта);
этическая актуальность (воспитание и культивирование личностного, культурного, национального достоинства каждого гражданина РФ).
Слайд 12СПЕЦИФИЧЕСКИМИ ЦЕЛЯМИ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ЯВЛЯЮТСЯ:
формирование всесторонне и гармонически развитой личности, осуществляющей
этнокультурное и гражданское самоопределение на основе национальной традиции, ценностей российской и мировой культуры;
воспроизводство и развитие национальных культур и родных языков народов России как необходимых инструментов социализации подрастающих поколений и важнейшей основы становления и функционирования российской гражданской нации
формирование российской гражданской идентичности в условиях социальнополитической неоднородности регионов РФ, поликультурности и полилингвальности многонационального народа России;
Слайд 13 создание условий для сохранения и развития комплиментарного сотрудничества всех этнокультурных групп
в едином экономическом, социальном, политическом и культурном сообществе
эффективная подготовка выпускников школы и вуза к жизни в условиях федеративного государства и современной цивилизации, расширение возможностей самореализации, социального роста, повышения качества жизни;
развитие образовательного и профессионального потенциала России, воспитание молодежи, подготовленной к ответственной и продуктивной интеллектуальной, организаторской, производственной деятельности в открытом поликультурном и полилингвальном мире.