Слайд 2В 988 ᴦ. христианство в православном варианте становится официальной государственной религией Руси
Жители не всех русских земель добровольно приняли крещение, многие были обращены в новую религию насильно
Слайд 3ВЛИЯНИЕ ХРИСТИАНИЗАЦИИ РУСИ
Русь получила единую религию, которая стала выполнять функции государственной идеологии
Церковь
стала опорой для княжеской власти
Христианство призвало людей к милосердию
Слайд 4ЦЕРКОВНО-МОНАСТЫРСКАЯ СИСТЕМА БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Финансовая поддержка церкви осуществляется за счёт государственных отчислений (десятины)=> вся
система церковного призрения (подаяние милостыни нищему) подконтрольна государственной власти
Слайд 5ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
1) Лечение
Существовали больницы, предлагающие нуждающимся бесплатное лечение и пропитание
Больничные здания размещались
за монастырскими стенами, в наименее доступных для обстрела участках.
К больницам примыкали «прачки», бани, огороды и кладбища
Больничные помещения делились на небольшие келью, разделение пациентов на взрослых и детей не производилось
Во главе больницы стоял старший над больницей – смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию»
Слайд 6ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
2) Обеспечение неимущих
В «Правилах о церковных людях» были обозначены формы социальной
помощи церкви:
пособия вдовам
приданное девицам
выкуп пленных и др.
Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито
Слайд 7ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
3) Обучение
Нуждающихся обучали грамоте и ремеслам
Слайд 8ФУНКЦИИ МОНАСТЫРЕЙ
4) Контроль
Женщины ссылались в монастырь за неверность
Церковь обязали контролировать больных
и увечных нищих, чтобы те не ходили по городам собирая милостыню, а находили приют в богадельнях
Слайд 9ТЕРМИНЫ
Богадельня — благотворительное заведение для содержания нетрудоспособных лиц
Странноприимница — дом для
ночлега странников; странноприимный дом
Убогий — крайне бедный, жалкий
Клир — совокупность людей, совершающих богослужение в храме
Ктитор— лицо, выделившее средства на строительство или ремонт православного храма или монастыря, или на его украшение иконами, фресками, предметами декоративно-прикладного искусства
Слайд 10ВАЖНЫЕ СОБЫТИЯ
Первый особый дом для нищих, убогих, сирот При Киево-Печерском монастыре
1090 ᴦ.- народная каменная баня, 1091-больница
Устав купеческой организации регламентировал деятельность монастырей
Оформление закрытой ктиторской монастырская система => ʼʼпансионнаяʼʼ система поддержки
Слайд 11ФОРМИРОВАНИЕ ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЫ
Была основана на закреплении за храмом или монастырем близлежащих поселений
В
приходской деятельности сосредотачивалась вся общинная, гражданская и церковная жизнь
Приходы осуществляли самую разнообразную поддержку от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания
Слайд 12ФОРМИРОВАНИЕ ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЫ
Приход являлся территориальной, административной и податной единицей
Приход выступал в качестве
общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище
Приходы представляли собой открытую организационную систему
Слайд 13ФОРМИРОВАНИЕ ПРИХОДСКОЙ СИСТЕМЫ
Значимая форма благотворительности - ссуды (ссуды выдавались отдельным лицам, а
также обществу, часто под залог имущества) из церковной казны денег, хлеба, семян
Орган общ. контроля:
епископские суды вели гражданское судопроизводство;
приход оказывал общине помощь в организации общественных работ;
приход контролировал сбор податей и др.
Слайд 14ИТОГ
Церковная система благотворительности оказала огромное влияние на формирование христианского милосердия русского народа,
сплотила общину
Слайд 15КНЯЖЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА НУЖДАЮЩИХСЯ
В своем становлении и развитии княжеское попечительство проходит два
этапа:
1. с 988 года по вторую половину XII века
2. со второй половины XII века до XIII века включительно
Слайд 16ПЕРВЫЙ ЭТАП КНЯЖЕСКОЙ ПОМОЩИ
Противоборство языческих и христианских тенденций, двоеверие
Княжеская и церковно-монастырская защита
охватывает только города (к началу XI в. их насчитывалось 20-25, в XI-первой половине XII вв. – около 70, к середине XIII – 150)
Слайд 17ПЕРВЫЙ ЭТАП КНЯЖЕСКОЙ ПОМОЩИ
ʼʼНищелюбиеʼʼ (— это добродетель, состоящая в оказании помощи нищим)
князей носило благотворительный характер, имело функции поддержания авторитета власти и являлось механизмом ослабления социальной напряженности
Слайд 18ВТОРОЙ ЭТАП КНЯЖЕСКОЙ ПОМОЩИ
формирование феодальных отношений
тенденция роста монастырского и церковного призрения
князь становится
хозяином вотчинником своего удела
помощь и поддержка осуществляется князем только в пределах своей вотчины
Слайд 19ФОРМЫ КНЯЖЕСКОЙ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ
Объекты помощи:
больные, нищие, убогие, старики, вдовы, сироты
Изгой — субъект в
силу определенных обстоятельств не связанный с родовой общностью
Прощенники — лица соборованные, но не умершие, получив исцеление от святых мощей или иконы, становились монахами
Слайд 20ФОРМЫ КНЯЖЕСКОГО ПОПЕЧИТЕЛЬСТВА
раздача милостыни
странноприимничество
организация общественных трапез
строительство церквей
Изгои и прощенники
становились ʼʼхристианской собственностьюʼʼ князя и могли быть подарены церкви
Слайд 21ПОМОЩЬ В ЭКСТРЕННЫХ СЛУЧАЯХ
Раздача хлеба и контроль цены во время голода
помощь восстановлению
городов, разрушенных при пожарах или в результате набегов
Контроль массовых захоронений трупов для избежания распространения болезней и др.
Слайд 22КНЯЗЬЯ
Ярослав Мудрый
«Русская Правда»
законы письменные на языке славянском
училище для сирот в Новгороде
Слайд 23КНЯЗЬЯ
Владимир Мономах
поучение, им самим для сыновей написанное:
«Не забывать бедных, кормите их.
Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не оставляйте больных. Бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей, как отцов. Приветствуйте всякого человека, когда идете мимо»
Слайд 24КНЯЗЬЯ
Святослав Киевский
щедрость к бедным
не забывал и нищих
не было праздника для
богатых без милости для бедных
Слайд 25КНЯЗЬЯ
Владимир Волынский
предвидя смерть собрал все драгоценности, слил их в гривны и
раздал бедным вместе с княжескими стадами
Слайд 26КНЯЗЬЯ
Иван Калита
имел усердие к строению храмов и милосердие к нищим
всегда
носил с собою мешок, или калиту
кормил, одевал нищих в церквях
построил 2 собора и церковь в Москве