Слайд 2Что было толчком к созданию первого наскального рисунка? Какая молния сверкнула в
мозгу самого первого художника? Пришло ли ему в голову обвести угольником тень на скале? Или рука сама стала наносить на той же скале непонятные штрихи и зигзаги? В этот момент из тьмы полного, почти животного, невежества засиял мощный свет, который потом, через века и тысячелетия , станут называть всеобъемлющим словом – Искусство. Самые древние изображения на стенах пещер: хаотические волнистые линии и отпечатки руки.
Эта рука - провозвестница рук Рублева, Леонардо, Пикассо. Это – начало мировой художественной культуры.
Первобытное искусство существовало на всех континентах (кроме Антарктиды), возникло одновременно в разных уголках планеты.
Слайд 3Первобытное искусство — искусство эпохи первобытного общества. Возникнув в позднем палеолите около
33 тыс. лет до н. э., оно отражало воззрения, условия и образ жизни первобытных охотников (примитивные жилища, пещерные изображения животных, женские статуэтки). Специалисты полагают, что жанры первобытного искусства возникали примерно в такой последовательности: каменная скульптура; наскальная живопись; глиняная посуда. У земледельцев и скотоводов неолита и энеолита появились общинные поселения, мегалиты, свайные постройки; изображения стали передавать отвлеченные понятия, развилось искусство орнамента.
Слайд 4Из поколения в поколение передавалась техника изготовления орудий и некоторые ее секреты.
Раскопки на местах стоянок людей верхнего палеолита свидетельствуют о развитии у них первобытных охотничьих верований и колдовства. Из глины они лепили фигурки диких зверей и пронзали их дротиками, воображая, что убивают настоящих хищников. Сотни вырезанных или нарисованных изображений животных они оставили также на стенах и сводах пещер. Археологи доказали, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда — почти на миллион лет.
В глубокой древности для искусства человек использовал подручные материалы — камень, дерево, кость. Много позже, а именно в эпоху земледелия, он открыл для себя первый искусственный материал — огнеупорную глину — и стал активно применять ее для изготовления посуды и скульптуры. Бродячие охотники и собиратели пользовались плетеными корзинами — они удобнее в переноске. Глиняная посуда — признак постоянных земледельческих поселений.
Слайд 5Наскальная живопись в основном делится на три периода:
Искусство палеолита; Искусство мезолита;
Искусство неолита.
Слайд 6Искусство палеолита – самое древнее . Пещерная живопись того времени могла передать
форму, объем и движение. Известный источник палеолетического искусства являются пещеры Ласко и Альтамира.
Слайд 7Искусство мезолита ассоциируется с изображением соплеменников, на групповые сцены охоты, преследования и
войны. Каждая человеческая фигурка изображена весьма условно, акцент делается на действия. Например, стрельба из лука, удар копьем или погоня за убегающей добычей.
Слайд 8Искусство неолита было востребовано в каменном веке. Наскальная живопись становится все более
условной. Нарисованные люди и животные делаются все более симпатичными, появляются условные изображения орудий и оружия, средств передвижения и геометрических фигур.