Петербург в истории русской культуры

Содержание

Слайд 2

Вопросы

1. О понятиях «культура» и «город»
2. Религиозный и светский типы культуры в

Вопросы 1. О понятиях «культура» и «город» 2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории
русской истории

Слайд 3

Что такое культура?

Обыденное понимание
- правила поведения в обществе
- образование,

Что такое культура? Обыденное понимание - правила поведения в обществе - образование,
образованность, систему знаний
- мышление и речь, умения, навыки и мастерство, творческую деятельность, технику, предметы быта и т. д.

Слайд 4

Что такое культура?

Научное понимание
У греков существовало понятие пайдейа (paideia). «Пайдейа» — это,

Что такое культура? Научное понимание У греков существовало понятие пайдейа (paideia). «Пайдейа»
прежде всего воспитанность и образованность. Воспитанность для эллина - гармония души и тела: в прекрасном теле обретается прекрасная душа.
Марк Порций Катон , трактат «Земледелие» (II в. до). “cultura” (обработка, улучшение, возделывание), обозначив им процесс воздействия человека на природу с целью ее изменения.

Слайд 5

Что такое культура?

Цицерон в своей работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до н.э)

Что такое культура? Цицерон в своей работе «Тускуланские диспуты» (45 г. до
пишет о философии как о культуре человеческой души
Средневековье отдает в ведение Бога первопричину созидания, возделывание как души и тела, так и всего мира вещей

Слайд 6

Что такое культура?

эпоха Возрождения идеал человека - культурное совершенство
Именно в творчестве

Что такое культура? эпоха Возрождения идеал человека - культурное совершенство Именно в
человек поднимается до богоравности: он, единственный в мире, выступает как демиург (греч. demiurgos “мастер, творец”), он несет в себе созидающее начало, как и Бог, он - творец.

Слайд 7

Что такое культура?

Эпоха Просвещения. Разум, занявший главное место в осмыслении мира
Иоганн

Что такое культура? Эпоха Просвещения. Разум, занявший главное место в осмыслении мира
Гердер культура - это постепенное развитие духовного мира человечества в целом, раскрытие способностей человеческого разума.

Слайд 8

Что такое культура?

XX век - противоречия между человеком и обществом, природой

Что такое культура? XX век - противоречия между человеком и обществом, природой
и обществом (внутреннее многообразие культуры)
более 500 дефиниций
(лат. definitio “определение”), появившихся к настоящему времени

Слайд 9

Некоторые из существующих определений культуры:

комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль, обычаи

Некоторые из существующих определений культуры: комплекс, включающий знания, верования, искусства, законы, мораль,
и другие способности и привычки, обретенные человеком как членом общества (Э. Тайлор);
социальная и духовная направленность, которую мы придаем нашим биологическим потенциям (Х. Ортега-и-Гассет);
сотворенная человеком часть окружающей среды (М. Херсковиц);
религиозная, научная, художественная, техническая, политическая и экономическая деятельность общества в их органическом единстве (Н. Данилевский);

Слайд 10

1. О понятиях город и культура

Культура
результат творчества человека в различных сферах

1. О понятиях город и культура Культура результат творчества человека в различных
его деятельности.
Совокупность всех знаний, которыми располагает общество на той или иной стадии своего развития.

Слайд 11

Вывод

Понимание термина “культура” остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого

Вывод Понимание термина “культура” остается по-прежнему неоднозначным в силу многообразия и сложности обозначаемого им явления.
им явления.

Слайд 12

Факторы, определяющие особенности городской среды

1. Географический, природный
2. Социальный статус и основная направленность

Факторы, определяющие особенности городской среды 1. Географический, природный 2. Социальный статус и
деятельности его жителей
3. Архитектурный облик
4. Художественная жизнь горожан

Слайд 13

Санкт-Петербург

16 (27) мая 1703 – дата основания города
1712 – март 1918 столица

Санкт-Петербург 16 (27) мая 1703 – дата основания города 1712 – март

1914 – переименован в Петроград
1924 - переименован в Ленинград
1991 – возвращено историческое название Санкт-Петербург

Слайд 14

2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории Сравнительный анализ

Религиозный тип

2. Религиозный и светский типы культуры в русской истории Сравнительный анализ Религиозный
культуры

1. синкретизм (неразделенность)
«культура-вера»
Вертикально-направленный тип культуры

Светский тип культуры

1. культура дифференцирована (разделена на части)
культура - и – вера
Горизонтально-направленный тип культуры

Слайд 15

Религиозный и светский типы культуры в русской истории

Религ.

2. Вся худож. культура -

Религиозный и светский типы культуры в русской истории Религ. 2. Вся худож.
каноническая
Канон. нормы выразились в соборном – надындивидуальном
Искусство иконы
анонимность

Светск.

2. Индивидуальное творчество
Авторство
Светское искусство
Появление нового героя в искусстве («Гистория о российском матросе Василии кориотском»

Слайд 16

Религиозный и светский типы культуры в русской истории

Религ.

2. Вся худож. культура -

Религиозный и светский типы культуры в русской истории Религ. 2. Вся худож.
каноническая
Канон. нормы выразились в соборном – надындивидуальном
Искусство иконы
анонимность

Светск.

2. Индивидуальное творчество
Авторство
Светское искусство
Появление нового героя в искусстве («Гистория о российском матросе Василии Кориотском»)

Слайд 17

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском»

«Гистория о российском матросе Василии Кориотском»

Слайд 18

Иван Никитин Портрет напольного гетмана. 1720-е годы. ГРМ Холст, масло. 76 X 60

Иван Никитин Портрет напольного гетмана. 1720-е годы. ГРМ Холст, масло. 76 X
ГРМ

В портрете впечатляет психологическая яркость облика, выразительность черт лица. Свою роль играют все компоненты, формирующие восприятие зрителя: контрасты светотени, теплый, несколько мрачный колорит, сочетающий коричневые, золотые и розовые, пластичная лепка головы, деталей и складок одежды, наконец, общий характер портрета, лишенного каких-либо признаков парадности и представительности.
Черты интимности придают изображению особую психологическую убедительность, и в этом прежде всего заключено новаторство Никитина, предвосхитившего путь дальнейшего развития русского портретного жанра.

Слайд 19

И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725. ГРМ

И.Н. Никитин. Петр I на смертном ложе. 1725. ГРМ

Слайд 20

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (?) Холст, масло. 75,5 х 90,5

Андрей Матвеев. Автопортрет с женой. 1729 (?) Холст, масло. 75,5 х 90,5 ГРМ.
ГРМ.

Слайд 21

Религиозный и светский типы культуры в русской истории

Религ.

3. Человек – частичка общества
Единое

Религиозный и светский типы культуры в русской истории Религ. 3. Человек –
регламентированное бытие – жизнь человека посвящена Богу

Светск.

3. Человек - индивид

Слайд 22

А. П. Рябушкин «Сидение царя Мих. Фед. с боярами»

А. П. Рябушкин «Сидение царя Мих. Фед. с боярами»

Слайд 23

Домострой 64 главы

О строении духовном (Как веровати)
О строении мирском (Как царя чтити)
Об организации

Домострой 64 главы О строении духовном (Как веровати) О строении мирском (Как
семьи (Как жить с женами и с детьми и с домочадцами)
Об управлении семейным хозяйством (О строении домовном)
Кулинарная группа
Послание и наказание ото отца к сыну
Последняя глава является посланием Сильвестра своему сыну — Анфиму

Слайд 24

А. П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке»

“Женщины, сами по себе красивые,

А. П. Рябушкин «Семья купца в XVII веке» “Женщины, сами по себе
белились и румянились до того, что совершенно изменяли выражение своего лица и походили на размалеванных кукол. Кроме того, они размалевывали себе шею и руки белою, красною, голубою, и коричневою красками; окрашивали ресницы и брови и при том самым уродливым образом – чернили светлое, белили черное. Даже те из женщин, которые были хороши собою и сознавали, что они хороши и без разных посторонних прикрас, должны были белиться и румяниться, чтобы не подвергнуться насмешкам. При Михаиле Федоровиче одна русская боярыня, княгиня Черкасская, красивая собою, не хотела румяниться, так тогдашнее общество издевалось над нею; так силен был обычай; а между тем церковь его не оправдывала, и в 1661 году новгородский митрополит запрещал пускать в церковь набеленных женщин” .

Слайд 26

Религ.

4. Малоподвижна
(веками никаких существенных изменений)

Светск.

4. Динамична (ускорение темпов развития)

Религ. 4. Малоподвижна (веками никаких существенных изменений) Светск. 4. Динамична (ускорение темпов развития)