Постколониальные теории

Содержание

Слайд 2

ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ)
МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОЛОНИАЛИЗМА В

ПОСТКОЛОНИАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ (ПОСТКОЛОНИАЛИЗМ) МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ ИССЛЕДОВАНИЙ, СОСТОЯЩИЕ ИЗ АНАЛИЗА КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ КОЛОНИАЛИЗМА
САМЫХ РАЗЛИЧНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ (КИНО, ФИЛОСОФИЯ, ПСИХОЛОГИЯ И ПЕДАГОГИКА, СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ ДР.)
ЛОГИЧЕСКОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПОСТСТРУКТУРАЛИЗМА, КАК ЧАСТИ РАЗОЧАРОВАНИЯ В КЛАССИЧЕСКОЙ ЗАПАДНОЙ НАУКЕ И ВОЗРЕНИЯХ НА ОБЩЕСТВЕННЫЙ ПРОГРЕСС
ЧАСТЬ АНТИЗАПАДНОЙ ПАРАДИГМЫ В ИССЛЕДОВАНИЯХ И ЗАЯВЛЕНИЯХ НЕЗАПАДНЫХ ГОСУДАРСТВ ИЛИ КРАЙНЕ ЛЕВЫХ ЗАПАДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ

Слайд 3

ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПОСТКОЛОНИАЛИЗМА - ЭТО РЕАКЦИЯ НА ДОМИНИРОВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ИДЕЙ, ЦЕННОСТЕЙ,

ГЛАВНАЯ ДВИЖУЩАЯ СИЛА ПОСТКОЛОНИАЛИЗМА - ЭТО РЕАКЦИЯ НА ДОМИНИРОВАНИЕ ЗАПАДНЫХ ИДЕЙ, ЦЕННОСТЕЙ,
ЗАПАДНОЙ ИСТОРИИ И, ЕСЛИ ШИРЕ, ЗАПАДНОЙ НАУКИ И ОБРАЗА ЖИЗНИ

Колониальные владения европейских держав к 1910 году

Слайд 4

Процесс деколонизации в Африке

Процесс деколонизации в Африке

Слайд 6

ФРАНЦ ФЭНОН

Годы жизни:
1925 – 1961
Место рождения:
Мартиника
Гражданство:
Франция, Алжир (Ибрагим Фанон)
Род занятий:

ФРАНЦ ФЭНОН Годы жизни: 1925 – 1961 Место рождения: Мартиника Гражданство: Франция,

социальный философ, посол,
психолоаналитик и психиатр
Альма-матер:
Лионский университет

Слайд 7

В 1952 ГОДУ ФАНОН ВЫСТУПИЛ С КНИГОЙ «ЧЁРНАЯ КОЖА, БЕЛЫЕ МАСКИ» («PEAU

В 1952 ГОДУ ФАНОН ВЫСТУПИЛ С КНИГОЙ «ЧЁРНАЯ КОЖА, БЕЛЫЕ МАСКИ» («PEAU
NOIRE, MASQUES BLANCS»), В КОТОРОЙ ЖЁСТКО ОБЛИЧАЛ РАСИЗМ И КОЛОНИАЛИЗМ. КРОМЕ ТОГО, В СВОЕЙ КНИГЕ ФАНОН ПОДВОДИТ К МЫСЛИ, ЧТО ХАРАКТЕР ПСИХИЧЕСКИХ РАССТРОЙСТВ ЧЕЛОВЕКА ЗАВИСИТ ОТ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ К ТОМУ ИЛИ ИНОМУ ОБЩЕСТВЕННОМУ КЛАССУ, А ИЗБАВЛЕНИЕ ОТ РАССТРОЙСТВ ЛИЧНОСТИ КАК ТАКОВЫХ ЛЕЖИТ ЧЕРЕЗ КОРЕННОЕ ИЗМЕНЕНИЕ ОБЩЕСТВЕННОГО СТРОЯ.

Незадолго до его смерти, в 1961 году, увидела свет его книга «Проклятьем заклеймённые» («Les damnés de la terre»), ставшей одной из первых попыток теоретического осмысления общественных классов и революции в африканском контексте. Вслед за Карлом Марксом, Фанон искал класс, который был бы наименее заинтересован в сохранении существующего социально-экономического строя. В то время как Маркс в Европе (в метрополии) обрёл его в пролетариате, Фанон в Африке (в колониях) нашёл его в крестьянстве.

Слайд 8

«… ЯСНО, ЧТО В КОЛОНИАЛЬНЫХ СТРАНАХ РЕВОЛЮЦИОННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТОЛЬКО КРЕСТЬЯНЕ. ИМ НЕЧЕГО

«… ЯСНО, ЧТО В КОЛОНИАЛЬНЫХ СТРАНАХ РЕВОЛЮЦИОННЫМИ ЯВЛЯЮТСЯ ТОЛЬКО КРЕСТЬЯНЕ. ИМ НЕЧЕГО
ТЕРЯТЬ, А ПРИОБРЕТУТ ЖЕ ОНИ ВЕСЬ МИР. КРЕСТЬЯНИН — ДЕКЛАССИРОВАННЫЙ И ГОЛОДНЫЙ — ОДНИМ ИЗ ПЕРВЫХ СРЕДИ ЭКСПЛУАТИРОВАННЫХ ОСОЗНАЕТ, ЧТО ТОЛЬКО НАСИЛИЕ ПРИНОСИТ ПЛОДЫ»

Система колониальной господства является тотальной: она опирается на угнетение и насилие в политике, экономике, культуре, даже в повседневной жизни. Колониализм последовательно уничтожает человека.
При этом страдает не только угнетенный — система вызывает психические расстройства и у угнетателя тоже. Однако только угнетённый остро чувствует патологичность колониализма и необходимость тотального с ним разрыва, сопровождающегося насилием.

Слайд 9

Жан-Поль Сартр

Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», способствуя

Жан-Поль Сартр Увлекался психоанализом. Написал предисловие к книге Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые»,
тем самым популяризации его идей в Европе

Слайд 10

Паулу Фрейре

Работу Фрейре «Педагогику угнетенных» можно рассматривать как развитие или ответ на

Паулу Фрейре Работу Фрейре «Педагогику угнетенных» можно рассматривать как развитие или ответ
книгу Франца Фанона «Проклятьем заклеймённые», в которой подчеркивается необходимость обеспечения коренного населения таким образованием, которое будет являться одновременно современным (вместо традиционного, патриархального) и анти-колониальным (а не просто насаждением культуры колонизаторов).

Слайд 11

ЧЁРНЫЕ ПАНТЕРЫ - АФРОАМЕРИКАНСКАЯ ЛЕВОРАДИКАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СТАВИВШАЯ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ПРОДВИЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ

ЧЁРНЫЕ ПАНТЕРЫ - АФРОАМЕРИКАНСКАЯ ЛЕВОРАДИКАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ, СТАВИВШАЯ СВОЕЙ ЦЕЛЬЮ ПРОДВИЖЕНИЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВ
ЧЕРНОКОЖЕГО НАСЕЛЕНИЯ. БЫЛА АКТИВНА В США С СЕРЕДИНЫ 1960-Х ПО 1970-Е ГОДЫ. ЕЁ МЕТОДЫ ОТЛИЧАЛИСЬ ОТ МЕТОДОВ МАРТИНА ЛЮТЕРА КИНГА

Слайд 12

Эдвард Саид

Годы жизни:
1935 – 2003
Место рождения:
Иерусалим, Палестина
Гражданство:
США
Род занятий:

Эдвард Саид Годы жизни: 1935 – 2003 Место рождения: Иерусалим, Палестина Гражданство:

Историк литературы, культуролог, политик
Альма-матер:
Колумбийский университет

Слайд 13

ТВОРЧЕСКАЯ (ВООБРАЖАЕМАЯ) ГЕОГРАФИЯ
ВОСПРИЯТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ТЕКСТЫ, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ДИСКУРСЫ (БЕЗ ЭМПИРИКИ)

ТВОРЧЕСКАЯ (ВООБРАЖАЕМАЯ) ГЕОГРАФИЯ ВОСПРИЯТИЕ ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА ЧЕРЕЗ ТЕКСТЫ, ИЗОБРАЖЕНИЯ, ДИСКУРСЫ (БЕЗ ЭМПИРИКИ)

Слайд 14

ОРИЕНТАЛИЗМ – СЛОЖНАЯ И МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВОСТОКА СО СТОРОНЫ ЗАПАДА, КОТОРАЯ

ОРИЕНТАЛИЗМ – СЛОЖНАЯ И МНОГОУРОВНЕВАЯ СИСТЕМА РЕПРЕЗЕНТАЦИЙ ВОСТОКА СО СТОРОНЫ ЗАПАДА, КОТОРАЯ
ВКЛЮЧАЕТ В СЕБЯ ПОМИМО АКАДЕМИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА – ИССЛЕДОВАНИЯ И КОММЕНТИРОВАНИЯ КЛАССИЧЕСКИХ ТЕКСТОВ – ОПРЕДЕЛЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ О СУТИ «ВОСТОЧНОГО ЧЕЛОВЕКА», ВОПЛОЩЕННОЕ В ПРАКТИКЕ ИМПЕРСКОЙ КОЛОНИАЛЬНОЙ ЭКСПАНСИИ
ОРИЕНТАЛИЗМ ОТРАЗИЛСЯ И НА ОТЕЧЕСТВЕННОЙ АКАДЕМИЧЕСКОЙ ТРАДИЦИИ
КОЛОНИАЛИЗМ (В ШИРОКОМ СМЫСЛЕ)– НАСАЖДЕНИЕ, ВНЕДРЕНИЕ ПОСЕЛЕНИЙ НА ОТДАЛЕННЫЕ ТЕРРИТОРИИ

Слайд 15

НОВЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ
КОСВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД СТРАНАМИ, ЛИШЕННЫМИ ДЕМОКРАТИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПОРТА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ

НОВЫЙ ИМПЕРИАЛИЗМ КОСВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ НАД СТРАНАМИ, ЛИШЕННЫМИ ДЕМОКРАТИИ ПОСРЕДСТВОМ ЭКСПОРТА ДЕМОКРАТИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ
В НИХ
ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭКСПАНСИЯ В НАИМЕНЕЕ РАЗВИТЫЕ СТРАНЫ (РЕКОЛОНИЗАЦИЯ)

Слайд 16

Хоми Бхабха

(1946 Бомбей)

Автор многих ключевых понятий современной постколониальной теории, таких как

Хоми Бхабха (1946 Бомбей) Автор многих ключевых понятий современной постколониальной теории, таких
гибридность, мимикрия и амбивалентность. Согласно теории Бхабха, эти понятия описывают способы сопротивления колонизированных власти колонизатора.
Главный принцип: невозможно рассматривать вопросы, касающиеся третьих стран без принятия во внимания их колониального прошлого и того искажения, которое оно несёт.

Слайд 17

ГИБРИДНОСТЬ — ПОНЯТИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ БХАБХА ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА

ГИБРИДНОСТЬ — ПОНЯТИЕ, ПРИМЕНЯЕМОЕ БХАБХА ДЛЯ ХАРАКТЕРИСТИКИ СПЕЦИФИЧЕСКИХ КУЛЬТУРНЫХ ОБЪЕКТОВ, ВОЗНИКАЮЩИХ НА
СТЫКЕ КОЛОНИАЛЬНОЙ (ЗАПАДНОЙ ИЛИ ГЛОБАЛЬНОЙ) И МЕСТНОЙ ТРАДИЦИИ
МИМИКРИЯ - > ИЗ ЗА ОТСУТСТВИЯ ЧЕТКО ЗАДАННЫХ МАРКЕРОВ ИДЕНТИЧНОСТИ КОЛОНИЗИРОВАННЫЙ ВСЕГДА ВЫСТУПАЕТ КАК ПОЧТИ ТАКОЙ ЖЕ, КАК КОЛОНИЗАТОР, НО НЕМНОГО НЕ ТАКОЙ
АМБИВАЛЕ́НТНОСТЬ— ДВОЙСТВЕННОСТЬ (РАСЩЕПЛЕНИЕ) ОТНОШЕНИЯ К ЧЕМУ-ЛИБО С ПРОТИВОПОЛОЖНЫХ СТОРОН