Православные полемисты против монофизитства VI – VII вв. Теопасхизм

Содержание

Слайд 2

Совершенно очевидно, что в период прихода к власти Юстиниана христологические споры были

Совершенно очевидно, что в период прихода к власти Юстиниана христологические споры были
далеки от разрешения
Сущность разногласий сосредоточилась вокруг проблемы теопасхизма (богострадания)
На вопрос: «Кто страдал на Кресте?» — разные стороны отвечали по-разному
Оппонентам халкидонского ороса не казалось очевидным то, что само собой разумелось для приверженцев христологии святого Кирилла Александрийского; что Ипостась Христа – Та же Самая, что и предвечная Ипостась Бога Слова, Который и страдал на Кресте «во плоти»

Слайд 3

Однако некоторые халкидониты неохотно говорили о богострадании
Их противники также знали, что с

Однако некоторые халкидониты неохотно говорили о богострадании Их противники также знали, что
собором были связаны имена Феодора Мопсуэстийского, Ивы Эдесского и Феодорита Киррского
Последние два, будучи учениками и последователями Феодора, сами присутствовали на Халкидонском соборе
В глазах монофизитов все это отдавало недвусмысленным несторианством, и именно поэтому добавление к Трисвятому гимну («распятый за нас») казалось им совершенно необходимым

Слайд 4

Леонтий Иерусалимский

Как уже обсуждалось, это добавление, формально не будучи еретическим, вызывало протесты

Леонтий Иерусалимский Как уже обсуждалось, это добавление, формально не будучи еретическим, вызывало
халкидонской партии, в которой, как нарочно, со смерти Феодорита Киррского (466 год) не было ни одного крупного богослова, пока, наконец, при дворе Юстиниана не появился Леонтий Иерусалимский
Христологические взгляды Леонтия Иерусалимского позволили установить подлинную связь между взглядами святого Кирилла и догматическими постановлениями Халкидонского собора, и благодаря Леонтию халкидонская партия наконец-то формально согласилась отождествить ипостась Христа с предсуществующей ипостаью Слова

Слайд 5

В наше время Слово, облекши плотью Свою ипостась и Свою природу, которые

В наше время Слово, облекши плотью Свою ипостась и Свою природу, которые
существовали прежде, чем Его человеческая природа, и которые до создания мира были бесплотны, воипостасировало человеческую природу в Свою собственную ипостась.
(Леонтий Иерусалимский. «Против Нестория», 5, 28)

Слайд 6

Таким образом, согласно Леонтию Иерусалимскому:
Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую природу,

Таким образом, согласно Леонтию Иерусалимскому: Слово восприняло не человеческую ипостась, а человеческую
общую для всех нас. Отличие Иисуса Христа от нас состояло в том, что в нашем случае общая всем людям человеческая природа всегда существует в конкретной и уникальной человеческой ипостаси. У Христа же такой ипостаси нет. Его ипостась – божественное Слово, по образу Которого («по образу Божию») были сотворены все человеческие личности. Поэтому Он есть Новый Адам, представляющий Собой все человечество.
Если, согласно Апостолу Павлу, наше спасение состоит в том, чтобы «быть во Христе», то в таком случае Христос должен объединять в Себе все человечество так, чтобы все люди могли «иметь часть в Нем»

Слайд 7

Христологическая система Леонтия Иерусалимского представляет попытку увязать идею Нового Адама с идеей

Христологическая система Леонтия Иерусалимского представляет попытку увязать идею Нового Адама с идеей
Церкви как Тела Христова
В философских категориях эти концепции трудно поддаются выражению
К тому же необходимость примирить разногласия, вызванные нечеткой формулировкой халкидонского вероопределения, еще более затрудняла задачу Леонтия, создавая опасность неправильного толкования его утверждений
И в самом деле, Леонтий не замедлил навлечь на себя упреки в монофизитстве

Слайд 8

Справедливость этих упреков не вполне очевидна. С одной стороны, Леонтий, отвергая учение

Справедливость этих упреков не вполне очевидна. С одной стороны, Леонтий, отвергая учение
Аполлинария, утверждает присутствие во Христе человеческой души
С другой стороны, он никоим образом не сомневается в исторической реальности человеческой природы Христа, которую он называет «своего рода личной (индивидуальной, особой) природой»

Слайд 9

Эта терминология выдает его неуверенность, связанную с необходимостью выразить в общих терминах

Эта терминология выдает его неуверенность, связанную с необходимостью выразить в общих терминах
уникальную реальность Христа, – настоящего, полного человека, но в то же время не обладающего человеческой ипостасью. Определяя ипостась как «природу, ограниченную особыми свойствами», он описывает ипостась воплощенного Слова как воспринявшую помимо изначальных божественных свойств еще и новые, человеческие, тварные свойства
В результате получается, что после Воплощения она приобретает «более сложные свойства», нежели до Воплощения: к божественным свойствам Слова добавляются человеческие свойства

Слайд 10

Хотя в богословском отношении определения Леонтия легко можно подвергнуть критике, однако попытки

Хотя в богословском отношении определения Леонтия легко можно подвергнуть критике, однако попытки
его ведут в правильном направлении и, несомненно, представляют некоторый прогресс в развитии христологической мысли
Как бы то ни было, личность Христа настолько уникальна, что в применении к ней философский язык теряет всякий смысл
Выражение «Бог вочеловечился» само по себе содержит противоречие, а употребление терминов «ипостась» и «ипос-тасное единство» хотя и открывает безграничные философские возможности, но в то же время неизбежно навлекает подозрение в монофизитстве

Слайд 11

Но православная христология должна быть не только описанием личности исторического Иисуса Христа,

Но православная христология должна быть не только описанием личности исторического Иисуса Христа,
но и выражением спасения, принесенного Христом всем людям
Леонтий прекрасно осознавал важность сотериологического аспекта своей христологии, развивая его в полном согласии с христологней святого Кирилла
В продолжение всего царствования Юстиниана в богословии непрерывно продолжались напряженные дискуссии между защитниками идеи теопасхизма и ее противниками

Слайд 12

Взгляды Леонтия Иерусалимского получили поддержку у нескольких богословов первой половины VI века,

Взгляды Леонтия Иерусалимского получили поддержку у нескольких богословов первой половины VI века,
среди которых следует отметить «скифского монаха» Иоанна Максентия, ратовавшего за провозглашение теопасхистской формулы как в Константинополе, так и в Риме
На этом соборе были осуждены так называемые «Три главы»: (1) Феодор Мопсу-эстийский и все его писания; (2) те писания Феодорита Киррского, в которых он опровергает анафематизмы святого Кирилла Александрийского и Эфесский собор и отказывается признать какую бы то ни было форму теопасхизма; (3) письмо Ивы Эдесского, представляющее собой отчет о примирении между святым Кириллом и восточной Церковью (то есть Антиохией) в 433 году в толковании, неблагоприятном для Кирилла

Слайд 13

Христологическое определение собора 553 года подтвердило законность и необходимость халкидонской формулы, но

Христологическое определение собора 553 года подтвердило законность и необходимость халкидонской формулы, но
вместе с тем признало законность и некоторых выражений Севира Антиохийского – в частности, что различение природ во Христе может проводиться только «на словах и в мыслях, а не в конкретном смысле»
Стороны, провозгашалась и законность формулы святого Кирилла «одна воплощенная природа Бога Слова»: в этом выражении, согласно вероопределению Юстиниана, Кирилл «употреблял слово «природа» вместо слова «ипостась». Тем самым халкидонская формула была истолкована в приемлемых для всех терминах, открывая дорогу для примирения с монофизитами

Слайд 14

Несмотря на поистине экуменическую – в идеологическом, а не в политическом смысле

Несмотря на поистине экуменическую – в идеологическом, а не в политическом смысле
– позицию Константинопольского собора, монофизиты отказались принять его решения
Во-первых, они уже вполне закостенели в своих взглядах и попросту не желали соглашаться с православными
Во-вторых, они продолжали видеть противоречия между Халкидонским и Константинопольским соборами, в противоположность православным, которые считали необходимыми оба собора: Халкидонский – чтобы покончить с евтихианством, Константинопольский – чтобы раз и навсегда дать правильное истолкование христологических взглядов святого Кирилла