Содержание
- 2. Зигмунд Фрейд Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) является основоположником психоанализа — метода, который впервые позволил лечить
- 3. История В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая концепция культуры. В
- 4. АНАЛИЗ ПСИХОНАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА Для нашего анализа наиболее существенны несколько аспектов, связанных с ролью психоаналитической
- 5. РОЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ Носитель культурных и иных качеств у Фрейда, так же как и субъект
- 6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх) проекций, функционально распадающаяся
- 7. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы вочеловечивания, символического ряда
- 9. Скачать презентацию
Слайд 2Зигмунд Фрейд
Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) является основоположником психоанализа — метода, который
Зигмунд Фрейд
Австрийский врач-психиатр Зигмунд Фрейд (1856—1939) является основоположником психоанализа — метода, который
впервые позволил лечить психические расстройства посредством психического же воздействия. Психоанализ нельзя однозначно причислить к философским учениям, но в то Же время в нем слишком много ненаучного, «спекулятивного» для строгой медицинской теории. Многие ученые и врачи до сих пор относятся с недоверием к психоаналитической практике.
Слайд 3История
В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая
История
В начале XX в. в изучении культур возникло новое явление — психоаналитическая
концепция культуры. В каком-то смысле оно стало продолжением психологического изучения культуры. Этот подход к исследованию и теория культуры существуют и развиваются и сейчас, на рубеже двух веков. За свою уже почти столетнюю историю психоаналитическая концепция испытала и расцвет, и относительный упадок, но до сих пор весьма распространена и употребляема для интерпретации самого широкого спектра явлений культуры. Несмотря на то что с самого своего возникновения психоанализ как теория культуры был объявлен теорией-мифом и вульгарно биологизаторской концепцией, многие его положения (хотя и в измененной форме) применялись и применяются до сих пор в конкретных исследованиях культур. Более того, психоаналитические сюжеты попали в художественную литературу и в 80-90-х годах XX в. широко использовались в кинематографе. Обычно при рассмотрении темы "Психоанализ в изучении культур" на первый план выдвигается (и запоминается) фундаментальное значение психосексуального влечения как определяющего мотива истории и Эдипов комплекс в качестве объяснительной концепции межличностного взаимодействия. Не оспаривая значения указанных аспектов, хотелось бы подчеркнуть, что вклад 3. Фрейда и его последователей в изучение культур более многогранен и разнообразен, чем просто отстаивание господства сексуальных стимулов в культуре.
Слайд 4АНАЛИЗ ПСИХОНАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Для нашего анализа наиболее существенны несколько аспектов, связанных
АНАЛИЗ ПСИХОНАНАЛИТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ЗИГМУНДА ФРЕЙДА
Для нашего анализа наиболее существенны несколько аспектов, связанных
с ролью психоаналитической теории культуры и личности в общей ситуации, сложившейся в науке в первой половине ХХ в. Прежде всего это касается отстаивания основателем психоанализа специфического предмета и метода исследования «души». Кроме того, психоаналитическая теория личности в культуре оказала значительное влияние на последующее развитие психологической ориентации в этнологии (в первую очередь в США) как в направлении расширения предмета исследований, так и в теоретической интерпретации эмпирических результатов полевых исследований. Не менее важно выяснение места психоаналитической концепции в дискуссиях о методах изучения наук о культуре. И последнее. Психоаналитическая концепция З.Фрейда противоречива в своем стремлении познать развитие исторических общностей людей на индивидуалистической основе ограниченно клинического характера.
Слайд 5РОЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Носитель культурных и иных качеств у Фрейда, так же
РОЛЬ ПСИХОАНАЛИТИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ КУЛЬТУРЫ
Носитель культурных и иных качеств у Фрейда, так же
как и субъект истории, - индивид. Массовые, коллективные явления Фрейд объясняет как сумму действий атомизированных индивидов, объединенных какой-либо силой или побуждением. Для понимания религии (как коллективного действия) Фрейд проводил аналогию между неврозом и религией. В книге «Навязчивые действия и религиозные отправления» (1907) он говорит об упомянутом сходстве в качестве гипотезы: «Можно было бы рискнуть представить невроз навязчивости как патологическую параллель к возникновению религии и рассматривать невроз как индивидуальную религию, а религию - как всеобщий невроз навязчивости». Но в итоговом труде, посвященном религии, - «Моисей и монотеизм» (1938) - Фрейд отмечает, что эта аналогия «равносильна постулату». Здесь Фрейд окончательно утвердил, можно сказать, канонизировал идею о том, что исходной формой человеческого бытия являются индивидуальные (патологические?!) психические явления.
Слайд 6ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх)
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
1. Культура рождения вместе с первым прачеловеком как система его фобийных (фобия-страх)
проекций, функционально распадающаяся на свод провоцирующих запретов и набор навязчивых ритуалов символического их нарушения.
Слайд 7ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
2. Культура поворачивается своей продуктивной стороной, выступая в качестве отработанной веками программы
вочеловечивания, символического ряда «древних соблазнов», приманок индивидуаций. Она пробуждает в поле памяти ребенка прадревние, архетипические переживания при помощи их символического реального или же фантазийного повторения в период раннего детства – в сказках, играх, сноведениях.