Слайд 2Цель:
Рассмотреть основные этапы развития православной церкви в 14-начале 17 вв.
![Цель: Рассмотреть основные этапы развития православной церкви в 14-начале 17 вв.](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-1.jpg)
Слайд 3Задачи:
1.Проанализировать положение русской православной церкви под властью монголо-татар
2.Показать взаимосвязь между возвышающейся Москвой
![Задачи: 1.Проанализировать положение русской православной церкви под властью монголо-татар 2.Показать взаимосвязь между](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-2.jpg)
и церковью
3.Рассмотреть становление автокефалии и патриаршества в России
Слайд 4Содержание
Русь под властью монголо-татар
Возвышение Московского царства
Автокефальная русская церковь
Введение патриаршества в России
![Содержание Русь под властью монголо-татар Возвышение Московского царства Автокефальная русская церковь Введение патриаршества в России](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-3.jpg)
Слайд 5
Русь под властью монголо-татар
В 1237–1240 Русь пережила монголо-татарское нашествие. Русские города были
![Русь под властью монголо-татар В 1237–1240 Русь пережила монголо-татарское нашествие. Русские города](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-4.jpg)
разрушены и сожжены. Русская церковь переживала глубочайший кризис. В этих условиях бремя митрополичьей власти принял на себя Кирилл II. Он вступил в тесное сотрудничество с великим князем Владимирским Александром Невским. Князь и митрополит были согласны в том, что на данном этапе обескровленная Русь нуждается в передышке, которую могло дать только признание власти монгольского хана.
Слайд 6Русь под властью монголо-татар
В свою очередь митрополит Кирилл II направил усилия на
![Русь под властью монголо-татар В свою очередь митрополит Кирилл II направил усилия](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-5.jpg)
восстановление внутрицерковной жизни. Созванный им в 1273 собор положил начало созданию своду законов, так называемой Русской кормчей. Политика монголов по отношению к церкви, освобождавшая церковь от выплаты дани, способствовала быстрому восстановлению ее сил. Митрополит Кирилл II не уставал объезжать епархии, но при этом подолгу оставался во Владимире и все реже появлялся в Киеве, лежавшем в руинах после разграбления 1240.
Слайд 7Русь под властью монголо-татар
Сменивший Кирилла II Максим окончательно избрал местом своего пребывания
![Русь под властью монголо-татар Сменивший Кирилла II Максим окончательно избрал местом своего](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-6.jpg)
Владимир. Перенос митрополичьей кафедры из Киева во Владимир был обусловлен не только чисто практическими обстоятельствами. И современники, и историки рассматривают его как акт политический, в результате которого возрос авторитет князей владимирских, а сами князья приобрели возможность непосредственно влиять на политику митрополита.
Слайд 8Русь под властью монголо-татар
Сложившаяся ситуация вызвала сильнейшее недовольство галицких князей. Угрожая перейти
![Русь под властью монголо-татар Сложившаяся ситуация вызвала сильнейшее недовольство галицких князей. Угрожая](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-7.jpg)
под юрисдикцию Рима, они добились от патриарха учреждения самостоятельной Галицкой митрополии. Однако она просуществовала недолго. В 1305, когда в Константинополь прибыли два соискателя на митрополичий сан, один от галицкого князя, а другой от владимирского, патриарх избрал в предстоятели Русской церкви приехавшего с Волыни Петра, посвятив его в митрополита Киевского и всея Руси.
Слайд 9Русь под властью монголо-татар
Попытка раздела митрополии повторилась через десять лет: по инициативе
![Русь под властью монголо-татар Попытка раздела митрополии повторилась через десять лет: по](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-8.jpg)
литовского князя Гедимина была создана Литовская митрополия, упраздненная лишь при поставлении митрополита Феогноста (1327/28–1353). Политическое развитие Восточной Европы все дальше разводило исторические судьбы юго-западной и северо-западной Руси, так что окончательный раздел митрополии становился неизбежным и был лишь вопросом времени.
Слайд 10Возвышение Московского царства
Митрополит Петр избрал местом своего пребывания северо-западную Русь. Будущее Русской
![Возвышение Московского царства Митрополит Петр избрал местом своего пребывания северо-западную Русь. Будущее](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-9.jpg)
церкви он связал с возвышающейся Москвой, избрав своим сподвижником московского князя. Сменивший Петра грек Феогност прибыл непосредственно в Москву и, занимая митрополичью кафедру, следовал линии Петра, поддерживая московского князя и способствуя росту его авторитета среди русских князей. Своим преемником Феогност еще при жизни назначил Алексия, происходившего из древнего боярского рода.
Слайд 11Возвышение Московского царства
Святительство Алексия отмечено тем, что именно в этот период сформировался
![Возвышение Московского царства Святительство Алексия отмечено тем, что именно в этот период](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-10.jpg)
митрополичий двор, аналогичный по структуре княжескому двору, а церковь превратилась в крупного земельного собственника и ее владения были оформлены юридически. Успехи объединительной политики московского князя Дмитрия Ивановича также были в немалой степени обусловлены тем авторитетом, которым пользовался в русских землях митрополит Алексий.
Слайд 12Возвышение Московского царства
Примечательной чертой церковной жизни 14–15 вв. стало стремительное увеличение числа
![Возвышение Московского царства Примечательной чертой церковной жизни 14–15 вв. стало стремительное увеличение](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-11.jpg)
общежительных монастырей. Основателями их выступали русские последователи исихастского движения, пришедшего из Византии. Наиболее значительной фигурой русского исихазма стал основатель Троице-Сергиевой лавры св. Сергий Радонежский. Его фигура олицетворяет высоту непререкаемого авторитета, которым пользовалась церковь в этот трудный для Руси исторический период.
Слайд 13Автокефальная русская церковь
Главным содержанием следующего исторического периода, начинающегося с середины 15 в.,
![Автокефальная русская церковь Главным содержанием следующего исторического периода, начинающегося с середины 15](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-12.jpg)
является становление автокефалии Русской церкви и определение ее юридического статуса среди церквей христианского мира. В 1453 под ударами турок пала Византийская империя. В этих условиях позиции Константинопольской патриархии были настолько ослаблены, что она не смогла противостоять окончательному разделению Русской митрополии на Московскую и Киевскую, и в Риме состоялось беспрецедентное поставление митрополита на Киевскую митрополию.
Слайд 14Автокефальная русская церковь
Рост авторитета церкви в этот период своеобразно отразился в изменениях
![Автокефальная русская церковь Рост авторитета церкви в этот период своеобразно отразился в](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-13.jpg)
в лике русской святости. Теперь он пополнялся не святыми князьями, а святителями и монахами. Митрополит Иона уже в 1448 установил общецерковное празднование святителю Алексию, а в 1472 митрополит Филипп учредил день памяти св. Ионы. Главная проблема, перед которой стала Русская церковь в условиях самостоятельности, были вопросы внутреннего устроения, противостояния латинству и борьбы с ересями.
Слайд 15Автокефальная русская церковь
На Соборе 1551 (Стоглавый собор) была юридически закреплена норма симфонии
![Автокефальная русская церковь На Соборе 1551 (Стоглавый собор) была юридически закреплена норма](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-14.jpg)
царской и святительской власти – изменение, внесенное в связи с состоявшимся в 1547 венчанием на царство Ивана IV. Здесь же был вновь поднят вопрос о земельных владениях церкви. Теперь царю удалось рядом мер ограничить рост церковного землевладения, причем предусматривалась и возможность конфискаций церковных земель.
Слайд 16Автокефальная русская церковь
После смерти митрополита Макария, царь установил в стране режим террора,
![Автокефальная русская церковь После смерти митрополита Макария, царь установил в стране режим](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-15.jpg)
который распространился и на святителей. Теперь он возводил и свергал митрополитов, руководствуясь лишь своей волей. В 1568 Иван IV публично подверг поруганию митрополита Филиппа II, сорвав с него святительскую мантию во время службы в Успенском соборе. Митрополит Филипп II стал последним первосвятителем, не побоявшимся открыто выступить против неправедной власти тирана. Сменивший его Кирилл и позднейшие митрополиты уже не могли оказывать власти какого-либо сопротивления.
Слайд 17Введение патриаршества в России
23 января 1589 г. При Царе Федоре Иоанновиче было
![Введение патриаршества в России 23 января 1589 г. При Царе Федоре Иоанновиче](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-16.jpg)
учреждено патриаршество. Это был закономерный и глубоко символичный акт наследия Русской землей церковного значения и славы древней Византии, подпавшей под османское владычество. На смену Второму Риму (Константинополю) пришел Третий Рим во всем могуществе православного Московского государства. Уже с ХV в. каноническая зависимость Русской Церкви от Константинопольского (Вселенского) Патриарха была лишь номинальной.
Слайд 18
Введение патриаршества в России
26 января 1589 г. в Успенском соборе Кремля при огромном
![Введение патриаршества в России 26 января 1589 г. в Успенском соборе Кремля](/_ipx/f_webp&q_80&fit_contain&s_1440x1080/imagesDir/jpg/282828/slide-17.jpg)
стечении народа во главе с Царем Феодором Иоанновичем Константинопольский Патриарх Иеремия II совершил каноничное поставление первого русского Патриарха –Иова.