Пропилеи в Афинах

Содержание

Слайд 2

Пропилеи Афинского Акрополя – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры.
Слово «пропилеи» произошло от приставки «про» (с лат. до или

Пропилеи Афинского Акрополя – выдающийся памятник древнегреческой архитектуры. Слово «пропилеи» произошло от
перед) и «пилеи» (от греч. ворота), что дословно переводится как «перед воротам», хотя по сути означает просто ворота или вход (проезд).

Слайд 3

Пропилеи построены на месте старых ворот, которые были разрушены персами (как и

Пропилеи построены на месте старых ворот, которые были разрушены персами (как и
другие сооружения Акрополя). Спроектировал сооружение древнегреческий архитектор Мнесикл. Строительство началось в 437 году до н.э. в эпоху Перикла и закончилось в 432 году до н.э. из-за начала Пелопонесской войны, хотя здание ещё не было полностью завершено. Монументальные ворота были выполнены из белого пентелийского мрамора с вкраплениями более темного элевсинского мрамора (для создания контраста). Архитектура сооружения прекрасно совмещает в себе дорический и ионический ордеры.

Слайд 5

Сооружение состоит из центральной части и двух примыкающих крыльев (в виде небольших

Сооружение состоит из центральной части и двух примыкающих крыльев (в виде небольших
дорических портиков), в одном из которых размещалась картинная галерея Пинакотека. Фасад центральной части представляет собой шесть дорических колонн, которые в своих пропорциях схожи с колоннами Парфенона. Эти колонны делят центральную часть на пять проемов. Средний проем самый широкий и предназначался для торжественных процессий. Когда-то он был закрыт бронзовыми воротами. Изначально к воротам вела широкая дорога, но в 1 веке римляне соорудили поверх нее ступени.

Слайд 6

В христианские времена оба крыла были переделаны в церкви. В 13-14 веках

В христианские времена оба крыла были переделаны в церкви. В 13-14 веках
в Пропилеях располагалась резиденция Афинского герцога Де ла Рош. В период Османской империи здесь располагалась штаб-квартира турецкого гарнизона и склад боеприпасов, что и привело в 1656 году к взрыву и разрушению Пропилей. После окончания войны за независимость все средневековые и турецкие дополнительные постройки были снесены и начаты археологические раскопки.

Слайд 7

Пропилеи были возведены архитектором Мнесиклом. Как и все постройки на Акрополе, они полностью (включая черепицы

Пропилеи были возведены архитектором Мнесиклом. Как и все постройки на Акрополе, они
кровли) сооружены из белого пентелийского мрамора и отличаются необычной тщательностью строительных работ и тонкостью выполнения деталей.

Слайд 8

Пропилеи — наиболее богатый и развитый пример монументальных входов, которые с давних пор сооружались

Пропилеи — наиболее богатый и развитый пример монументальных входов, которые с давних
в святилищах Греции. Такие входы представляли собой сквозные портики в антах, обращенные внутрь святилища и наружу и врезанные в ограду теменоса. Но эта традиционная схема была в Пропилеях Акрополя существенно переработана в соответствии с их местоположением и ролью в ансамбле, а также усложнена: центральная часть сопровождалась крыльями. Вместо одного входа в Пропилеях сделано пять проемов, средний из которых, рассчитанный для проезда верхом и провода жертвенных животных, был значительно больше остальных.

Слайд 9

 Наружный и внутренний фасады центральной части представляли величественные шестиколонные дорические портики простильного

Наружный и внутренний фасады центральной части представляли величественные шестиколонные дорические портики простильного
типа, причем средние интерколумнии были сделаны шире остальных. Западный портик, обращенный в сторону главного подхода к Акрополю, значительно глубже, сложнее по композиции и несколько выше, чем восточный: при таких же пропорциях антаблементов высоты колонн равны соответственно 8,81 и 8,57 м. Западный портик поддерживается субструкцией и стоит на верхней площадке четырехступенной лестницы. Восточный портик поставлен на уровне западного края площадки Акрополя. Разница в уровне пола между портиками составляет 1,43 м, поэтому внутри Пропилеев в боковых проходах устроено пять довольно крутых ступеней (0,32—0,27 м).

Слайд 10

 На разном уровне находились также антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков,

На разном уровне находились также антаблементы, потолки, фронтоны и кровля обоих портиков,
что можно хорошо видеть на разрезе. В натуре же, вследствие большой крутизны подъема к Пропилеям, эта разница совершенно не должна была восприниматься. За сияющей на солнце белизной западного портика, от которого теперь сохранились лишь стволы колонн, находящийся в глубокой тени потолок должен был казаться уходящим далеко ввысь. Внешние контуры крыши вообще скрывались при приближении к Пропилеям. Однако с окружающих Акрополь возвышенностей — от Ареопага или с холма Муз — кровлю Пропилеев, покрытую мраморной черепицей, можно было хорошо видеть.

Слайд 11

В 1975 году, во время общей реконструкции Акрополя, частично были проведены восстановительные

В 1975 году, во время общей реконструкции Акрополя, частично были проведены восстановительные
работы и Пропилей. Глобальный семилетний проект реконструкции Афинского Акрополя был завершен в 2009.
Пропилеи в составе Афинского Акрополя включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 12

Как правило, «пропилеи» это парадные ворота, образованные портиками и колоннадами. Подобные сооружения

Как правило, «пропилеи» это парадные ворота, образованные портиками и колоннадами. Подобные сооружения
характерны для древнегреческой архитектуры, хотя идея использовалась и позднее в других странах. Например, Бранденбургские ворота в Берлине и Пропилеи в Мюнхене являются копией центральной части Акропольских Пропилей.

Итог: Дань красоте Пропилей отдало множество знаменитых людей. Плутарх, перечисляя лучшие произведения искусства эпохи Перикла, на первом месте ставит не Парфенон, а именно Пропилеи. Покорители Афин, фиванцы, мечтали перенести Пропилеи, как самый прекрасный трофей, и поместить у входа в их собственный акрополь, а римляне воспроизвели Пропилеи Мнесикла перед святилищем в Элевсине. Безусловно, вход в Акрополь Афин, которому поклонялись, должен был быть монументальным. Пропилеи, о которых греки рассказывали с огромным восторгом, был назван Блестящим Лицом Акрополя.