Расцвет Киевской Руси

Содержание

Слайд 2

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Принятие христианства, как государственной религии в конце X века
Распространение христианства по

КРЕЩЕНИЕ РУСИ Принятие христианства, как государственной религии в конце X века Распространение
территории Руси XI-XIIвв.

Слайд 3

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНЫХ РЕФОРМ ВЛАДИМИРА

Угроза распада государства - необходимость консолидации
Поколебимый авторитет княжеской власти

ПРИЧИНЫ РЕЛИГИОЗНЫХ РЕФОРМ ВЛАДИМИРА Угроза распада государства - необходимость консолидации Поколебимый авторитет
– религия должна подчеркивать исключительность правителя
Усиление стратификации и поляризации общества
Новые моральные требования
Развитие науки и культуры
Облегчение внешнеполитических отношений

Слайд 4

ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА

Попытка реформы и унификации традиционных языческих культов для отражения новых

ЯЗЫЧЕСКАЯ РЕФОРМА ВЛАДИМИРА Попытка реформы и унификации традиционных языческих культов для отражения
идей и объединения
Создание единого пантеона богов с Перуном во главе
Унификация обрядов
Результат неудовлетворительный – решить вышеуказанные проблемы не удалось

Слайд 5

ВЫБОР ВЕРЫ

Согласно летописи Владимир принимает послов – представителей мировых религий
Иудеи отвергнуты по

ВЫБОР ВЕРЫ Согласно летописи Владимир принимает послов – представителей мировых религий Иудеи
причине отсутствия собственной земли
Мусульмане из-за необходимости воздерживаться от вина
Западные христиане из-за власти Папы и печального положения престола Иоанна 12 (16 лет, плохо себя вел)
От восточных христиан философ (миссионер) говорит более вразумительно. Послы в Византию (где были и раньше) восхищены храмами и богослужением

Слайд 6

ПОЧЕМУ ИМЕННО ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО

В. Хв. уже распространялось на территории Руси (преимущественно на

ПОЧЕМУ ИМЕННО ВОСТОЧНОЕ ХРИСТИАНСТВО В. Хв. уже распространялось на территории Руси (преимущественно
юге, в Киеве)
Традиция, заложенная Ольгой
Отношения с Византией
Приобщение к христианскому миру, при сохранении политической независимости
Богослужение на родном языке

Слайд 7

КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА

987г. договор с Виз. Императором Василием II о подавлении мятежа Варды

КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА 987г. договор с Виз. Императором Василием II о подавлении мятежа
Фоки (реальная угроза трону)
За это крещение и рука сестры – Анны
После подавления мятежа Анна против – дело стопорится. Жених осаждает Корсунь в Крыму
В результате соглашаются на брак и крещение
В летописи перерождение самого Владимира- перед крещением ослеп, после прозрел
До крещения злой язычник – после зайка

Слайд 8

«КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА» (В. М. ВАСНЕЦОВ)

«КРЕЩЕНИЕ ВЛАДИМИРА» (В. М. ВАСНЕЦОВ)

Слайд 9

КРЕЩЕНИЕ РУСИ

988 крещение Киева в Днепре или притоке Почайне
Всеобщая мобилизация на крещение

КРЕЩЕНИЕ РУСИ 988 крещение Киева в Днепре или притоке Почайне Всеобщая мобилизация

Намек на наказание и крестильная рубаха
Кумиров сбрасывают в Днепр
Остальная Русь крестится еще более 100 лет
Наиболее активные противники Новгород, Псков и Чернигов
Но язычество не едино, поэтому религиозной войны в полном смысле нет
Важнейшее событие в истории Руси после образования государства

Слайд 10

«КРЕЩЕНИЕ РУСИ» (В. Г. ПЕРОВ, XIX В.)

«КРЕЩЕНИЕ РУСИ» (В. Г. ПЕРОВ, XIX В.)

Слайд 11

ДВОЕВЕРИЕ

Фроянов – существование на протяжении столетий одновременной веры (одного человека) и в

ДВОЕВЕРИЕ Фроянов – существование на протяжении столетий одновременной веры (одного человека) и
языческих богов и во Христа
Лихачев – двоеверия не было. Высшая мифология язычества была отринута как устаревшая, низшая трансформировалась и сосуществовала с христианством
Языческое влияние в русском
христианстве и обществе
существует и поныне.

Тризна

Слайд 12

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Население было объединено с помощью новой идеологической основы. Стали исчезать отдельные

СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Население было объединено с помощью новой идеологической основы. Стали исчезать
племена
Выработался единый древнерусский язык
Стабилизация феодальных отношений в стране
Смягчение нравов.
Прекращение ритуальный человеческих жертвоприношений.
Вместо полигамии моногамная семьи
Толчок в развитии городов.
Увеличились объемы ремесленного производства. Новые производства. Византийские мастера соорудили в Киеве в 90-х годах Х века знаменитую Десятинную церковь.
Появились первые русские монеты (подражание Византии) Совершенствование законодательства

Слайд 13

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины (военных

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО Принимал при согласовании со своим советом, который состоял из его дружины
начальников) и старейшин, представителей разных городов.
«ЦЕРКОВНЫЙ УСТАВ» - источник церковного права государственного происхождения, изначально составленный в конце X — начале XI веков. Устав впервые на Руси разграничил подведомственность дел между светскими и церковными судами, а также устанавливал уплату десятины со всех княжеских доходов в пользу церкви.
ВМЕСТО СМЕРТНОЙ КАЗНИ – ВИРА (ОТКУП, ДЕНЕЖНЫЙ ШТРАФ).

Слайд 14

ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯННАЯ МОНЕТА

Копирование с Византии
Политические мотивы
Показатель суверенитета
Первая монета - златник

ЗОЛОТАЯ И СЕРЕБРЯННАЯ МОНЕТА Копирование с Византии Политические мотивы Показатель суверенитета Первая монета - златник

Слайд 15

ЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ – ЗЛАТНИКА (ЭРМИТАЖ)

ЧЕКАНКА ЗОЛОТОЙ МОНЕТЫ – ЗЛАТНИКА (ЭРМИТАЖ)

Слайд 16

ЧЕКАНКА СЕРЕБРЯННОЙ МОНЕТЫ – СРЕБРЕННИКА (ОДЕССКИЙ НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ)

ЧЕКАНКА СЕРЕБРЯННОЙ МОНЕТЫ – СРЕБРЕННИКА (ОДЕССКИЙ НУМИЗМАТИЧЕСКИЙ МУЗЕЙ)

Слайд 17

ПРОРИСОВКА СРЕБРЕННИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО

ПРОРИСОВКА СРЕБРЕННИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО

Слайд 18

СОЮЗ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА

Власть царска веру охраняет,
Власть царску вера утверждает
Союзно общество гнетут.
А.

СОЮЗ ЦЕРКВИ И ГОСУДАРСТВА Власть царска веру охраняет, Власть царску вера утверждает
Н. Радищев – ода «Вольность» XVIII век

Слайд 19

КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Архитектура, живопись, мозаика
Распространение кириллической письменности
Первые школы, библиотеки, переписка книг, летописание.
Монастыри (с

КУЛЬТУРНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Архитектура, живопись, мозаика Распространение кириллической письменности Первые школы, библиотеки, переписка
XIв.) – религиозные братства –центры торговли, ростовщичества, книжности, образования, летописания, иконописи, церковное судопроизводство (семейные отношения)

Десятинная церковь 989-96 реконструкция

Слайд 20

РАВНОАПОЛТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ (КОНСТАНТИН) И МЕФОДИЙ (МИХАИЛ) (IX ВЕК)

863 Г. – СОЗДАНИЕ ПЕРВОЙ СЛАВЯНСКОЙ АЗБУКИ

РАВНОАПОЛТОЛЬНЫЕ КИРИЛЛ (КОНСТАНТИН) И МЕФОДИЙ (МИХАИЛ) (IX ВЕК) 863 Г. – СОЗДАНИЕ

КИРИЛЛИЦА
ГЛАГОЛИЦА (ВОЗМОЖНО, ДО КИРИЛЛИЦЫ) ИСПОЛЬЗОВАЛАСЬ ДЛЯ ТАЙНОПИСИ
ВОЗМОЖНО, ДО КИРИЛЛИЦЫ БЫЛИ КАКИЕ-ТО «РУССКИЕ ПИСЬМЕНА», ТАК КАК КИРИЛЛ ВО ВРЕМЯ ПРЕБЫВАНИЯ В КОРСУНИ (860 – 861 ГГ.) ВИДЕЛ НА НИХ ЕВАНГЕЛИЕ И ПСАЛТИРЬ

Слайд 21

КИРИЛЛИЦА

КИРИЛЛИЦА

Слайд 22

ЭВОЛЮЦИЯ ЗОДЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

ЭВОЛЮЦИЯ ЗОДЧЕСТВА В ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 23

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ (СХЕМА)

КРЕСТОВО-КУПОЛЬНЫЙ ХРАМ (СХЕМА)

Слайд 24

ПЕРВЫЕ ХРАМЫ

УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ (ДЕСЯТИННАЯ) В КИЕВЕ – ОСВЯЩЕНИЕ 12 МАЯ 996 Г.

ПЕРВЫЕ ХРАМЫ УСПЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ (ДЕСЯТИННАЯ) В КИЕВЕ – ОСВЯЩЕНИЕ 12 МАЯ 996
– РАЗРУШЕНА МОНГОЛАМИ В 1240 Г.
1030-Е ГОДЫ – СПАССКИЙ СОБОР В ЧЕРНИГОВЕ (В 1036 Г. ВО ВРЕМЯ КОНЧИНЫ МСТИСЛАВА ВЛАДИМИРОВИЧА СТРОИТЕЛЬСТВО БЫЛО В РАЗГАРЕ)
1037 Г. – ЗАЛОЖЕН СОФИЙСКИЙ СОБОР В КИЕВЕ
1045 – 1050 ГГ. – СОФИЙСКИЙ СОБОР В НОВГОРОДЕ
1045 – 1050 ГГ. – СОФИЙСКИЙ СОБОР В ПОЛОЦКЕ

Слайд 25

СОФИЙСКИ СОБОР В КИЕВЕ (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

СОФИЙСКИ СОБОР В КИЕВЕ (РЕКОНСТРУКЦИЯ)

Слайд 26

ЖИВОПИСЬ

ИКОНОПИСЬ
МОЗАИКА
ФРЕСКА
МИНИАТЮРА

ЖИВОПИСЬ ИКОНОПИСЬ МОЗАИКА ФРЕСКА МИНИАТЮРА

Слайд 28

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

ЛИТЕРАТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ

Слайд 29

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Русь – не варварская языческая земля, а часть христианского мира
Установлены

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ Русь – не варварская языческая земля, а часть христианского мира
прямые политические, торговые, культурные связи с другими христианскими странами.
Возможность заключения династических браков

Слайд 30

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ВЛАДИМИРА СВЯТОГО

Слайд 31

УСОБИЦА ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА

После смерти в 1015 г. Владимира Святославича начинается вторая усобица на Руси (1015 – 1019
Старший сын

УСОБИЦА ПОСЛЕ СМЕРТИ ВЛАДИМИРА После смерти в 1015 г. Владимира Святославича начинается
Владимира – Святополк – занял после смерти отца и провозгласил себя великим князем.
Дабы обезопасить себя, он отдал приказ убить своих младших братьев – Бориса и Глеба (единственных сыновей Владимира, рожденных в христианском браке и, таким образом, законных с точки зрения Церкви).
Противником Святополка выступил второй по старшинству брат – Ярослав, опиравшийся на сильный и вольнолюбивый Новгород. В 1016 г. Ярослав с новгородской дружиной и наемными варягами сумел разгромить Святополка и занять Киев. Правда, в 1017 г. Святополк привел к Киеву войско своего тестя – польского короля Болеслава и на время изгнал Ярослава, однако последний одержал окончательную победу над своим соперником в 1018 г. (там, где был злодейски убит Борис).
В 1019 г. Ярослав Владимирович, новгородский князь, четвертый сын Владимира I, вторично и теперь навсегда вступил в Киев и сел на русский престол. Ему в ту пору было немногим более 30 лет.

Слайд 32

РУССКАЯ ПРАВДА 1016

РУССКАЯ ПРАВДА 1016

Слайд 33

КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ «РУССКОЙ ПРАВДЫ» (СТАТЬИ)

ПРАВДА ЯРОСЛАВА (1 – 18)
ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ (19 – 41)
ПОКОН

КРАТКАЯ РЕДАКЦИЯ «РУССКОЙ ПРАВДЫ» (СТАТЬИ) ПРАВДА ЯРОСЛАВА (1 – 18) ПРАВДА ЯРОСЛАВИЧЕЙ
ВИРНЫЙ (42) – ПОРЯДОК КОРМЛЕНИЯ СБОРЩИКОВ ДАНИ ДЛЯ КНЯЗЯ
УРОК МОСТНИКОВ (43) – ОПЛАТА СТРОИТЕЛЕЙ МОСТОВ ИЛИ МОСТОВЫХ
42 – 43 – 1020-Е – 1030-Е ГГ.

Слайд 34

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ СОСЛОВИЯ

КНЯЗЬ
БОЯРЕ
ТИУНЫ (УПРАВЛЯЮЩИЕ)
ОГНИЩАНЕ (ОХРАННИКИ)
СВЯЩЕННИКИ

ПРИВИЛЕГИРОВАННЫЕ СОСЛОВИЯ КНЯЗЬ БОЯРЕ ТИУНЫ (УПРАВЛЯЮЩИЕ) ОГНИЩАНЕ (ОХРАННИКИ) СВЯЩЕННИКИ

Слайд 35

РЯДОВЫЕ ЖИТЕЛИ

РУСИН (МЛАДШИЙ ДРУЖИННИК)
ГРИДИН (БОЕВОЙ ДРУЖИННИК)
КУПЧИНА (ДРУЖИННИК, СВЯЗАННЫЙ С ТОРГОВЛЕЙ)
ЯБЕТНИК (ДРУЖИННИК, СВЯЗАННЫЙ

РЯДОВЫЕ ЖИТЕЛИ РУСИН (МЛАДШИЙ ДРУЖИННИК) ГРИДИН (БОЕВОЙ ДРУЖИННИК) КУПЧИНА (ДРУЖИННИК, СВЯЗАННЫЙ С
С СУДОМ)
МЕЧНИК (СБОРЩИК ШРАФОВ)
ИЗГОЙ (ИЗГНАННЫЙ ОБЩИНЫ)
СЛОВЕНИН (ПРОСТОЙ ЖИТЕЛЬ, ОТ НОВГОРОДЦЕВ)