Развитие живописи в XVII веке в России

Содержание

Слайд 2

В истории искусства России 17 век был периодом борьбы двух живописных школ

В истории искусства России 17 век был периодом борьбы двух живописных школ
и формирования новых жанров. Православная церковь все еще имела огромное влияние на культурную жизнь человека. Художники тоже испытывали некоторые ограничения в своей деятельности.

Слайд 3

Во времена позднего Средневековья центром сосредоточения в России художников и ремесленников был

Во времена позднего Средневековья центром сосредоточения в России художников и ремесленников был
Кремль, а точнее Оружейные палаты. Там трудились лучшие мастера архитектуры, живописи и других видов творчества.

Иконопись

Несмотря на стремительное развитие искусства по всей Европе, живопись в России в 17 веке имела только один жанр - иконопись. Художники вынуждены были творить под неусыпным надзором церкви, которая всячески противилась любым нововведениям. Русская иконопись сформировалась под влиянием живописных традиций Византии и имела к тому времени четко сформировавшиеся каноны.

Слайд 4

Спас Вседержитель
Московская Иконописная Мастерская

Иконопись

Живопись, как и культура в России 17 века, была

Спас Вседержитель Московская Иконописная Мастерская Иконопись Живопись, как и культура в России
достаточно замкнутой в себе и развивалась очень медленно. Однако при пожаре в 1547 года в Москве сгорело множество древних икон. Необходимо было восстанавливать утраченное. И в процессе главным камнем преткновения стал спор по поводу характера ликов святых. Мнения разделились, приверженцы старых традиций считали, что образы должны остаться символичными. В то время как художники более современных взглядов были за то, чтобы придать святым и мученикам большую реалистичность

Слайд 5

Живопись в России в 17 веке разделилась на два лагеря.
В первом

Живопись в России в 17 веке разделилась на два лагеря. В первом
были представители "годуновской" школы (от имени Бориса Годунова). Они стремились к возрождению иконописных традиций Андрея Рублева и других средневековых мастеров. Эти мастера работали над заказами для царского двора и являли собой официальную сторону искусства

Разделение на две школы

Характерными чертами для этой школы были каноничные лики святых, упрощенные изображения толпы людей в виде множества голов, золотистые, красные и сине-зеленые тона.
Годуновская школа наиболее известна своими настенными росписями в палатах Кремля, в Смоленском соборе, Троицком соборе.

Слайд 6

Противоборствующей школой стала "строгановская". Название связано с купцами Строгановыми, для которых делалась

Противоборствующей школой стала "строгановская". Название связано с купцами Строгановыми, для которых делалась
большая часть заказов и которые выступали в качестве "спонсоров" в развитии живописи в России в 17 веке. Благодаря мастерам из этой школы и началось стремительное развитие искусства. Они первыми стали делать миниатюрные иконы для домашних молитв. Это способствовало их распространению среди простых граждан.

Разделение на две школы

Слайд 7

Строгановские мастера все больше и больше выходили за рамки церковных канонов и

Строгановские мастера все больше и больше выходили за рамки церковных канонов и
стали уделять внимание деталям окружения, внешнему виду святых. Так стал развиваться пейзаж. Их иконы отличались красочностью и декоративностью, а трактовка библейских персонажей была ближе к образам реальных людей. Самые известные из сохранившихся произведений - иконы "Никита воин", "Иоанн Предтеча".

Разделение на две школы

Икона Иоанн Предтеча в пустыне

Слайд 8

Уникальным памятником в истории живописи 17 века в России являются фрески в

Уникальным памятником в истории живописи 17 века в России являются фрески в
церкви Пророка Ильи в Ярославле, над которыми работали художники из Оружейных палат. Особенностью этих фресок являются сцены из реальной жизни, которые преобладают над библейскими сюжетами.

Ярославские фрески

Например, в сцене с исцелением основную часть композиции занимает изображение крестьян во время жатвы. Это было первое монументальное изображение в бытовом жанре. Среди этих фресок можно встретить сказочные и мифологические сцены. Они поражают своими яркими красками и сложной архитектурой.

Фреска церкви св. пророка Илии в Ярославле.

Слайд 9

Он первым из русских художников стал использовать масляную краску. Благодаря ему стало

Он первым из русских художников стал использовать масляную краску. Благодаря ему стало
развиваться искусство гравюры на меди. Будучи тридцать лет главным художником Оружейной палаты, он написал множество икон, гравюр, а также несколько трактатов. Среди них "Слово к любителю иконного писания", в котором он изложил свои мысли о том, что художник должен, подобно зеркалу, правдиво отображать окружающий мир. В его записях есть упоминания анатомического атласа, который он хотел написать и проиллюстрировать гравюрами.

Симон Ушаков

Человеком, который продвинул живопись в России в 17 веке по новому направлению и способствовал ее частичному освобождению от религиозной идеологии, был Симон Ушаков. Ушаков был новатором.

Главная заслуга мастера в том, что он заложил основы портретной живописи 17 века в России

Слайд 10

Он являлся не только придворным живописцем, но и ученым, педагогом, богословом, человеком

Он являлся не только придворным живописцем, но и ученым, педагогом, богословом, человеком
широких взглядов. Симон был увлечен западным искусством. В частности, его интересовало реалистичное изображение человеческого лица. Это хорошо заметно в его работе "Спас Нерукотворный".

Симон Ушаков

Слайд 11

После преобразований в иконописи, начал формироваться портретный жанр. Поначалу он выполнялся в

После преобразований в иконописи, начал формироваться портретный жанр. Поначалу он выполнялся в
иконописном стиле и получил название "парсуна" (от латинского - персона, личность). Художники все больше работают с живой натурой, и парсуны становятся более реалистичными, лица на них приобретают объем. В этом стиле написаны портреты Бориса Годунова, царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, цариц Евдокии Лопухиной, Прасковьи Салтыковой.

Парсуна

Слайд 12

С развитием Книгопечатания популярность приобретали гравюры, они использовались в качестве иллюстраций. Изображения

С развитием Книгопечатания популярность приобретали гравюры, они использовались в качестве иллюстраций. Изображения
были как религиозного, так и бытового характера.
Книжная миниатюра XVII века отличается сложным орнаментом, декоративными буквицами, встречаются и портретные изображения.

Книжная графика

Большой вклад в развитие книжной миниатюры внесли мастера строгановской школы. Живопись в России в 17 веке из высокодуховной превратилась в более мирскую и близкую к народу. Несмотря на противодействие церковных деятелей, художники отстояли свое право творить в жанре реализма.

Миниатюра из рукописной книги 
XVII век

Имя файла: Развитие-живописи-в-XVII-веке-в-России.pptx
Количество просмотров: 47
Количество скачиваний: 0