Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

Содержание

Слайд 2

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

В 1917

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства В 1917
г. в России произошли две революции – Февральская буржуазно-демократическая, которая уничтожила русскую монархию, и Октябрьская социалистическая, которая привела к власти партию большевиков (коммунистов) во главе с В. И. Лениным. Большевики вдохновлялись идеей построения коммунизма – всепланетного общества братской солидарности трудящихся людей. И хотя свой идеал они выводили из учения западного теоретика К. Маркса, нельзя не признать, что он был созвучен некоторым важным установкам традиционной русской культуры, сформировавшимся под влиянием жизни в общине и православного воспитания. Одним из первых на это указал философ Н. Бердяев (1874 - 1948), автор книги «Смысл и истоки русского коммунизма».

Слайд 4

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

Октябрьская революция открыла

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства Октябрьская революция
новую эпоху в истории нашего Отечества – советскую (Советами назывались органы народной власти, возникшие в 1917 г., а с 1922 и по 1991г. все огромное многонациональное государство, существовавшее на месте бывшей Российской империи, носило имя СССР – Союз Советских Социалистических Республик). Можно назвать ряд особенностей характеризующих культуру этой эпохи.
Во-первых, демократичность. Советская культура не только декларировала свой народный характер, но и фактически создавала условия для того, чтобы массы простых трудящихся поднимались к высотам научного познания и художественного творчества, чтобы они компетентно участвовали в управлении своей страной. В стране быстро увеличивалось количество школ и библиотек, музеев и Дворцов культуры. Миллионы людей слушали лекции общества «Знание», занимались в драмкружках, изостудиях, хореографических ансамблях и т. д.

Слайд 5

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

Во-вторых, коллективизм. Советские

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства Во-вторых, коллективизм.
мораль, искусство, школа утверждали товарищество и заботу о коллективном благе в качестве нормы человеческих отношений. Индивидуализм и мещанство (сосредоточенность на собственном материальном благополучии) осуждались как проявление «чуждого нам образа жизни». С одной стороны, это порождало удивительные примеры самоотверженности и героизма (здесь вспоминается судьба Н. Островского и его роман «Как закалялась сталь»), с другой стороны, за людьми часто отрицалось право на личное своеобразие.

Слайд 6

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

В-третьих, интернационализм.

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства В-третьих, интернационализм.
Всячески подчеркивалось, что советская культура создается семьей равноправных народов, которых «сплотила навеки великая Русь». Славянские дети читали узбекские и молдавские сказки, общесоюзной известностью пользовались киргизский писатель Ч. Айтматов, грузинский писатель Н. Думбадзе, белорусский писатель В. Быков и т. д. Главным языком межнационального общения считался русский, но и другие языки активно использовались в культурной и общественной жизни СССР.
В-четвертых, высокая степень огосударствления и идеологизации. В СССР почти все время его существования школы, научные учреждения, СМИ, книгоиздательства, театры, союзы творческой интеллигенции и т. п. находились под плотным контролем партийно-государственных органов. Государство рассматривалось как воплощение народного единства, несогласие с коммунистической идеологией преследовалось. Инакомыслящие (в 1960 -1980-е гг. их называли диссидентами) не имели права голоса в официальной культуре и создавали свои

Слайд 7

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

В-пятых, сочетание

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства В-пятых, сочетание
принудительного атеизма со своеобразной секулярной религиозностью. Религия в СССР была гонимой, поскольку коммунисты видели в ней рассадник антинаучных суеверий и орудие духовного угнетения трудящихся. Но многие советские люди бессознательно относились к коммунистической доктрине как к суррогату религии – со своими догматами, святыми, мессианскими упованиями (этот момент хорошо отражен в романе А. Платонова «Чевенгур»). Священный статус в СССР был присвоен Родине и государству, воинскому долгу и трудовому подвигу.

Слайд 8

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

В-шестых, исторический оптимизм.

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства В-шестых, исторический
Марксистская теория прогресса наложилась на светлое мировосприятие восточнославянских народов и была подкреплена реальными успехами СССР (ликвидацией безработицы, введением бесплатного образования и здравоохранения, победой в Великой Отечественной войне и т. д.). В результате массы людей охватила уверенность в том, что их жизнь может только улучшаться, что самое худшее осталось позади.

Слайд 9

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

Оптимистический, жизнеутверждающий пафос

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства Оптимистический, жизнеутверждающий
был свойственен советскому искусству. С начала 1930-х гг. оно должно было официально руководствоваться методом социалистического реализма, т. е., «правдиво изображать жизнь в ее революционном развитии» к социализму, а затем и к коммунизму. Довлевший над искусством идеологический заказ содействовал появлению большого числа малохудожественных, зато «политически правильных» произведений. Но создавались и подлинные шедевры, к ним можно отнести, например, прозу М. Шолохова (1905 - 1984) , поэзию В. Маяковского (1893 - 1930), музыку Д. Шостаковича (1905 - 1975), кинофильмы А. Эйзенштейна (1898 - 1948) и т. д. Белорусское искусство советской эпохи достойно представляли, помимо уже названного В. Быкова (1924 - 2003), писатель В. Короткевич (1930 - 1984), художник М. Савицкий (род. 1922), композитор Е. Глебов (род. 1929), кинорежиссер М. Пташук (1943 - 2002) и многие др.

Слайд 10

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства

Высоких результатов добились

Революция 1917 года в зеркале российской истории, культуры и искусства Высоких результатов
советские ученые (физики И. Курчатов (1903 – 1960), Л. Ландау (1908 – 1968), С. Королев (1906 – 1966), математик А. Колмогоров (1903 – 1987) и т. д.), притом, что наука в Советском Союзе в целом финансировалась хуже, чем на Западе. Именно СССР проложил всему человечеству дорогу в космос: в октябре 1957 г. запустил первый искусственный спутник Земли, а 12 апреля 1961 г. состоялся полет первого космонавта Ю. Гагарина. По утверждениям специалистов, к середине 1980-х гг. наша страна на 15 лет (!) обгоняла США в сфере космических технологий.
Имя файла: Революция-1917-года-в-зеркале-российской-истории,-культуры-и-искусства.pptx
Количество просмотров: 67
Количество скачиваний: 4