Резьба по кости

Слайд 2

Холмого́рская резна́я кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и

Холмого́рская резна́я кость — резьба по кости, народный художественный промысел, сформировавшийся и
практикуемый в сёлах Холмогорского района Архангельской области. 

Традиции.

Cевернорусская

Центральнорусская

Западноевропейская

Коренных народов севера.

Слайд 3

Уже к началу XVIII в. холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно

Уже к началу XVIII в. холмогорские мастера не знали себе равных. Искусно
выполненные предметы из моржовой, слоновой и мамонтовой кости – браслеты, декоративные кубки, шкатулки, табакерки и коробочки, гребни, миниатюрные секретеры, пластины с портретами пользовались большим спросом, были широко распространены по всему Северу и дальше – по всей России.

Слайд 4

 Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со

Сюжетные рельефы могут изображать сцены из народной жизни, портреты или эмблемы, со
2-й половины XIX века — также местных животных и растения.

Слайд 5

Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по

Завитки в виде раковины, типичные для стиля рококо, уступают место строгому по
рисунку орнаменту, а сложные формы изделий холмогорских резчиков прошлого столетия сменяются более простыми. Складывается определённый рисунок узора, характерный для северной резной кости первой половины XIX в

Слайд 6

1. Гребни

2. Табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты

3. Копии

1. Гребни 2. Табакерки, коробочки, ларцы, бокалы, настольные украшения, миниатюрные портреты 3.
знаменитых скульптурных композиций

4. Женские украшения.

Слайд 7

1. Со второй половины XIX в. происходит резкий спад косторезного дела, не

1. Со второй половины XIX в. происходит резкий спад косторезного дела, не
выдержавшего конкуренции с быстро растущим фабричным производством

2. Пытаясь возродить угасающий промысел, местные власти в 1885 г. открывают класс резьбы по кости при Ломоносовском сельском училище. Этот класс просуществовал 15 лет, не дав значительных результатов, и был закрыт в 1900 г. из-за отсутствия учеников.

3. К началу XX в. искусство резьбы по кости практически прекращает существовать, творчеством продолжают заниматься лишь несколько мастеров: семьи Угольниковых, Калашниковых, Шубиных.