Слайд 2Церковная реформа патриарха Никона
предпринятый в 1650--1660 годах комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда в Москве (северо-восточной части Русской Церкви) обрядовой традиции в целях её унификации с современной греческой. Вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.
Слайд 3Причины церковной реформы
Основной причиной является укрепление международного положения Российского государства среди православных
стран. Для того чтобы подтвердить статус Москвы как оплот истинной православной веры, русскому царю нужно было заручиться поддержкой греческой церкви. Достаточно было провести богослужение по греческим канонам.
После присоединения польской Украины в 1654 году к Русскому государству было принято решение реформировать церковь. Дело в том, что на новых землях литургия проводилась по греческим правилам.
Одной из причин церковной реформы является стабилизация внутриполитической ситуации в стране. Правительство считало, что для поддержания национального единства поможет установление одинаковых правил церковной жизни.
Несоответствие православного богослужения византийским правилам. Церковный раскол был вызван внесением поправок в литургические правила.
Слайд 4Ход церковной реформы
1653 г. – Патриарх Никон разослал указ о замене двух
перстного креста трехперстным
1654 г. – церковный собор принял решение о унификации и исправлении текстов священных книг и обрядности по греческим образцам.
1658 г. – церковный собор отлучает от церкви сторонников старого обряда
1667 г. – церковный собор предает старообрядцев анафеме, передает их в руки светских властей (т.е. заочно приговаривает их к смертной казни)
Слайд 5Церковный раскол: причины, ход, итоги, оценки и суждения.
Русским церковным расколом называется отделение
значительной части верующего населения от Православной Церкви и выступающих против церковных преобразований, проводимых патриархом Никоном.
Слайд 6Причины
• Падение нравов некоторых священников.
• Проникновение новшеств из-за границы.
• Искажение священного писания
при переписи книг, то есть Москва не следует старым обрядам и не может быть третьим миром.
Слайд 7Ход
1652 г. — церковная реформа Никона;
1654, 1656 гг. — церковные соборы, отлучение
и ссылка противников реформы;
1658 г. — разрыв между Никоном и Алексеем Михайловичем;
1666 г. — церковный собор с участием вселенских патриархов. Лишение Никона патриаршего сана, проклятие раскольникам;
1667-1676 гг. — Соловецкое восстание
Слайд 8Итоги
Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на
чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.
Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.
Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.
Слайд 9Оценки и суждения
Раскол Русской православной церкви - аналог возникновения протестианизма на Западе
в XVI в.
Раскол Русской православной церкви в отличие от запада произошел не по догматическим, а по обрядовым причинам.
Слайд 10Патриарх Никон
Патриарх Никон Один из наиболее видных деятелей церкви XVII века. Инициатор
проведения церковной реформы. В его патриаршество произошёл раскол русской православной церкви на «никониан» и «раскольников-староверов» . Патриарх Никон активно вмешивался в политическую жизнь страны, поддерживал вхождение Украины в состав России. Активно проводил церковное строительство в России. По его инициативе построен Воскресенский монастырь под Москвой. Его тяга к власти привела к серьёзным разногласиям с царём Алексеем Михайловичем. Решением Вселенского патриаршего собора Никон был отрешён от сана и сослан в монастырь