Содержание
- 2. Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 2-й этап – середина XIV в. – середина XV
- 3. Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 1-й этап – От Батыева нашествия до середины XIV
- 4. Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв. 3-й этап – вторая половина XV в. – начало
- 5. Грамотность Грамотными на Руси были священники и горожане. Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан стали берестяные
- 6. Грамотность Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на вощеных дощечках – церах.
- 7. Письменность Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях имелись обширные библиотеки. Писцы
- 8. Письменность Манера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел полуустав. Буквы стали мелкими,
- 9. Письменность Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради (греч. «тетрас» означает «четыре»
- 10. Письменность Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами. В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный
- 11. Литература Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть. Литературные повести той эпохи дошли до нас
- 12. Литература На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва. Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец
- 13. Литература Во второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести. В этих произведениях появлялись вымышленные
- 14. Литература «Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего Смоленск от полчищ Батыя,
- 15. Архитектура Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия. Когда на Руси после нашествия возобновилось
- 16. Архитектура Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или городских концов. Они
- 17. Архитектура Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем – к восьмискатному. Вместе с
- 18. Архитектура Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице. В дальнейшем такой обильный декор в
- 19. Архитектура Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери (1285-90).
- 20. Архитектура Каменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в резиденцию великих князей и
- 21. Архитектура Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье. Успенский собор «на Городке» в Звенигороде построен
- 22. Архитектура В том же стиле построены Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий
- 23. Архитектура В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее из дошедших до наших
- 24. Архитектура Новый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в связи с браком
- 25. Архитектура Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле. В
- 26. Архитектура Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его необычайно тонкие для русских
- 27. Архитектура «Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством,
- 28. Архитектура В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен
- 29. Архитектура В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно
- 30. Архитектура В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных послов. Это был
- 31. Архитектура В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу великих князей. В
- 32. Живопись В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи. Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных
- 33. Живопись Крупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек. Живопись Феофана отличается свободой
- 34. Живопись В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I. В
- 35. Живопись Иоанн Предтеча. Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г. Богоматерь. Деталь иконы
- 36. Живопись Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова
- 37. Живопись В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора Он также написал для этого собора
- 38. Живопись Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная. Каков сюжет этой иконы? В христианской традиции ангелы
- 39. Живопись Последний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок. 1440 или 1450
- 40. Живопись Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и никогда не записывались.
- 41. Источники иллюстраций Слайд №5. http://world.clow.ru/text/1800.htm Слайд №6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13035&pg=6 Слайд №7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333455 Слайд №8. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-4041.htm Слайд №9.
- 42. Источники иллюстраций Слайд №20. http://www.old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpg Слайд №21. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87 Слайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpgСлайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpg; http://quarks.inr.ac.ru/2008/site.html Слайд №23.
- 44. Скачать презентацию