Русский футуризм (конструктивизм, супрематизм). Авангардные течения и направления первой половины XX в

Содержание

Слайд 2

В 1910-1914 гг. в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного искусства. ​
Первым представителем его

В 1910-1914 гг. в русском искусстве возникает несколько направлений беспредметного искусства. ​
был Кандинский, абстрактные работы которого появились в 1910 году.​
 В 1914 году свои варианты беспредметности создали В.Татлин и К.Малевич. ​
Художники-авангардисты рассматривали беспредметность как логическое продолжение форм прежнего искусства, ступень в лестнице, по которой движется мировое искусство 

Слайд 3

Супрематизм

Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве, основанное в 1-й половине 1910-х годов Казимиром Малевичем.
Путь Малевича к супрематизму — это

Супрематизм Супремати́зм (от лат. supremus — наивысший) — направление в авангардистском искусстве,
довольно интенсивное чередование эта­пов.
Малевич начинает с импрессионизма — как тот же Ларионов и отчасти Кандинский; затем обращается к неопримитивизму, а вслед за ним начинается кубофутуризм и алогизм.

Слайд 4

Малевич, Весенний сад в цвету, 1904
(импрессионистское влияние на лицо)

Малевич, Весенний сад в цвету, 1904 (импрессионистское влияние на лицо)

Слайд 5

Купальщик (1911)
Отсылки к Сезанну, и его «Купальщицам»

Купальщик (1911) Отсылки к Сезанну, и его «Купальщицам»

Слайд 6

Малевич, Самовар, 1913

Малевич, Самовар, 1913

Слайд 7

Казимир Малевич.
Англичанин в Москве. 1914 год

Казимир Малевич. Англичанин в Москве. 1914 год

Слайд 8

На алогичной картине «Англичанин в Москве» зеле­ного гостя столицы в цилиндре окружают сабля, свечка, селедка,

На алогичной картине «Англичанин в Москве» зеле­ного гостя столицы в цилиндре окружают
лестница, а также фразы «частичное затмение» и «скаковое общество». Это поэтика абсурда, живописная заумь, коллажное совмещение в картине несовместимых предметов и текстов.
Малевич избавляется от причинно-следственного поряд­ка — и это делает его алогичные картины пусть неполным, но все же аналогом того, что будет в западном искусстве, но не в российском, —  дадаизма

Слайд 9

Портрет Матюшина

Портрет Матюшина

Слайд 10

Малевич,
Композиция с Моной Лизой,
1915-1916

Малевич, Композиция с Моной Лизой, 1915-1916

Слайд 11

Для Малевича алогизмы только этап перед финальной фазой — супрематиз­мом.
Стиль сложился в 1915 году и был

Для Малевича алогизмы только этап перед финальной фазой — супрематиз­мом. Стиль сложился
представлен в декабре на выставке «0,10». В названии выставки ноль — это конец искусства, объявленный супрематизмом «нуль форм», символом которого стал «Черный квадрат», а десять — количество предполагаемых участников, на самом деле их было больше. 

Слайд 13

Матюшин инициатор важного авангардистского предприятия — постановки оперы «Победа над Солнцем», в 1913 году.
Сам

Матюшин инициатор важного авангардистского предприятия — постановки оперы «Победа над Солнцем», в
он, музыкант по основному образованию, написал музыку, поэт-футурист Алексей Кручёных — либретто на заумном языке, а Малевич сделал декорации, где впервые появился мотив черного квадрата.
По сюжету будетляне завоевывают Солнце — и как раз черным квадратом оно и оказы­вается побеждено.

Слайд 16

Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и Алексея Кручёных. 1913 год (внимание

Казимир Малевич. Эскиз декорации к опере «Победа над Солнцем» Михаила Матюшина и
на подпись – «Глупо»)

Слайд 17

«Икона» мирового авангарда — «Чёрный квадрат» (1915)

https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82._1915._%D0%93%D0%A2%D0%93.png/800px-%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82._1915._%D0%93%D0%A2%D0%93.png

«Икона» мирового авангарда — «Чёрный квадрат» (1915) https://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/thumb/d/d9/%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82._1915._%D0%93%D0%A2%D0%93.png/800px-%D0%A7%D1%91%D1%80%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D1%81%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%BA%D0%B2%D0%B0%D0%B4%D1%80%D0%B0%D1%82._1915._%D0%93%D0%A2%D0%93.png

Слайд 18

Супрематизм — это геометрическая абстракция; геометрия для Малевича — это метафора тотальности.
Весь мир

Супрематизм — это геометрическая абстракция; геометрия для Малевича — это метафора тотальности.
сведен к геометрическим знакам — и больше в нем ничего нет.

Слайд 20

Супрематическая композиция, 1916

Супрематическая композиция, 1916

Слайд 21

Супрематизм.
Автопортрет в двух измерениях, 1915

Супрематизм. Автопортрет в двух измерениях, 1915

Слайд 23

Супрематическая композиция: Белое на белом, 1918

Супрематическая композиция: Белое на белом, 1918

Слайд 24

В 1919-м Малевич устраивает свою персональную выставку — итоговую: от самых ранних вещей, еще импрессионистических,

В 1919-м Малевич устраивает свою персональную выставку — итоговую: от самых ранних
до последних — супрематических, а несохранившиеся работы пишет заново. И завершает вы­ставку рядом пустых холстов на подрамниках. То есть живопись завершена. Супрематизм есть ее высшая точка, которая отменяет все дальнейшее.

Слайд 25

Малевич на своей выставке

Малевич на своей выставке

Слайд 27

Созданную в 1928–1932 годах картину «Спортсмены» Малевич датирует 1915 годом, реконструируя переход от «образа»

Созданную в 1928–1932 годах картину «Спортсмены» Малевич датирует 1915 годом, реконструируя переход
к «знаку», от «супронатурализма» к «супрематизму». Работа была аннотирована автором как «супрематизм в контуре спортсменов» и представляет собой фигуративный мотив, сочетающийся с принципами супрематизма.

Слайд 28

Спортсмены, 1932

Спортсмены, 1932

Слайд 29

Красный дом, 1932

Красный дом, 1932

Слайд 30

«На жатву (Марфа и Ванька)» , 1929

«На жатву (Марфа и Ванька)» , 1929

Слайд 31

Красная конница, 1932

Красная конница, 1932

Слайд 32

супрематизм с самого начала предлагается к освоению и действи­тельно осваивается другими художниками — в отличие, например, от экспрес­сивных

супрематизм с самого начала предлагается к освоению и действи­тельно осваивается другими художниками
абстракций Кандинского, которые не станут объектом ничьих дальней­ших рефлексий.
В 1920 году в Витебске Малевич создает общество Уновис, где все адепты пишут так же, как их гуру, и на их выставках под супрематическими картинами нет имен — предполагается, что это творчество анонимное и кол­лективное.

Слайд 33

«Красный круг на чёрной поверхности» 
— картина Ильи Чашника 1925 года.

«Красный круг на чёрной поверхности» — картина Ильи Чашника 1925 года.

Слайд 34

Илья Чашник , Супрематизм 1924-1925

Илья Чашник , Супрематизм 1924-1925

Слайд 35

Работы Суетина Николая

Работы Суетина Николая

Слайд 36

Нет места индивидуальному художественному волеизъявлению, есть только утверждение системы, которая претендует на всеобщность,

Нет места индивидуальному художественному волеизъявлению, есть только утверждение системы, которая претендует на
на то, чтобы быть окончательным переучетом всего в мире и последним словом о нем. Потому что «Супремус» — это «высший». Это последнее слово и, можно сказать, высшая мера. 

Слайд 37

Занятия в мастерской Уновиса.
Сентябрь 1920 года.
На втором плане, у доски — Казимир Малевич.

Занятия в мастерской Уновиса. Сентябрь 1920 года. На втором плане, у доски — Казимир Малевич.

Слайд 38

«Зелёная полоса» — картина Ольги Розановой, 1917; одно из самых известных полотен русского авангарда

«Зелёная полоса» — картина Ольги Розановой, 1917; одно из самых известных полотен русского авангарда

Слайд 39

Супрематические работы Ольги Розановой

Супрематические работы Ольги Розановой

Слайд 40

При этом этот универсальный язык годится для проектов будущего. И Мале­вич, и его ученики —

При этом этот универсальный язык годится для проектов будущего. И Мале­вич, и
Чашник, Суетин, Хидекель — придумывают архитектуру, основанную на супрематических формах. Они делают из гипса архитектоны и чертят планиты — модели жилищ для землянитов, людей грядущего космоса

Слайд 41

Архитектон — супрематическая архитектурная модель. 
Малевич представлял некоторые свои работы как модели космических

Архитектон — супрематическая архитектурная модель. Малевич представлял некоторые свои работы как модели
строений. Он считал, что в недалеком будущем их можно будет использовать в космической индустрии как основы для планов космических станций, на которых будут жить люди, а также посадочных площадок для таких станций.
Создание архитектона — первый шаг в продвижении супрематизма в архитектуру. Малевич изготавливал архитектоны из картона, гипса и дерева.

Слайд 43

Еще одна область изучения и исследования возможностей супрематизма в объеме и пространстве

Еще одна область изучения и исследования возможностей супрематизма в объеме и пространстве
– фарфор и керамика, которая выглядит весьма современно

Слайд 46

Казимир Малевич. Супрематический чайный сервиз. Разработан в 1918 году

Казимир Малевич. Супрематический чайный сервиз. Разработан в 1918 году

Слайд 47

Вообще, идея производственного, промышленного искусства в 20-е годы сделается оправданием авангардного формотворчества — и о ней

Вообще, идея производственного, промышленного искусства в 20-е годы сделается оправданием авангардного формотворчества
мы вскоре поговорим. Но как раз у главных художников дореволюционного авангарда с ней все обстояло довольно сложно.

Слайд 48

Владимир Евграфович Татлин (1885—1953) — Художник, архитектор, яркий представитель русского авангарда, основатель конструктивизма,

Владимир Евграфович Татлин (1885—1953) — Художник, архитектор, яркий представитель русского авангарда, основатель
один из первых советских дизайнеров.

Слайд 49

Владимир Татлин

Владимир Татлин

Слайд 50

Живописный рельеф

Угловой контррельеф

Живописный рельеф Угловой контррельеф

Слайд 51

Напоминает нам работы футуристов, кубистов – но в объеме

Напоминает нам работы футуристов, кубистов – но в объеме

Слайд 52

Его работы стали наиболее репрезентативными образцами российского авангарда. Искусствоведы считают, что на

Его работы стали наиболее репрезентативными образцами российского авангарда. Искусствоведы считают, что на
творчество Татлина оказали влияние работы Пабло Пикассо.
С Татлиным связано одно из наиболее острых противостояний в истории авангарда – творческий спор с Казимиром Малевичем. Малевич настаивал на преобладании формы и цвета в развитии авангардного искусства, Татлин настаивал на необходимости связать искусство и жизнь, показать важность материала и его роль в создании чего-то необходимого для человека (ну а если проще, переводя на наш язык - уйти в дизайн)

Слайд 53

Самое известное творение Татлина – его «Памятник Третьего Интернационала» (1919-1920 годы, Москва).

Самое известное творение Татлина – его «Памятник Третьего Интернационала» (1919-1920 годы, Москва).
Памятник 6,7 м высотой, железный каркас, на котором был установлен вращающийся цилиндр, куб, конус, все сделаны из стекла. После революции 1917 года, Татлин, который считается отцом русского конструктивизма, разработал новую форму искусства, которая использовала реальные материалы в реальном пространстве. Его проект памятника Третьего Интернационала стал символом русского авангарда архитектуры и международного модернизма.

Слайд 54

Владимир Татлин (справа) у памятника III Коммунистического интернационала. 1919 год

Владимир Татлин (справа) у памятника III Коммунистического интернационала. 1919 год

Слайд 55

Модель проекта в Новой Третьяковке в Москве (реконструкция)

Модель проекта в Новой Третьяковке в Москве (реконструкция)

Слайд 56

Модель проекта махолета «Летатлин» в Новой Третьяковке в Москве (реконструкция)

Модель проекта махолета «Летатлин» в Новой Третьяковке в Москве (реконструкция)

Слайд 58

Проект «Нормальной одежды»
Татлин не любил слово «конструктивизм», он вообще старался держаться подальше от любых «измов»,

Проект «Нормальной одежды» Татлин не любил слово «конструктивизм», он вообще старался держаться
но его считали отцом этого движения, потому что он первым стал не изображать предметы, а делать их. 

Слайд 60

Идеи «правильного» машинного конструктивизма декларировали и практически осуществляли другие люди. Например, Александр Родченко. 
Родченко —

Идеи «правильного» машинного конструктивизма декларировали и практически осуществляли другие люди. Например, Александр
из самых продуктивных авангардистов второго поколения и из са­мых последовательных «производственников».
Расцвет его деятельности при­ходится на послереволюционные годы. И сначала он как бы хочет сделать сле­дующий шаг на поле, освоенном старшими, — шаг в сторону большего лако­низма и, значит, большей радикальности. Скажем, у Малевича — геометриче­ские формы, плотные, а у Родченко — легкие линии (это у него называется линиизм, по поводу возможностей линии им даже манифест написан). 

Слайд 61

Александр Родченко

Александр Родченко

Слайд 62

Ничем метафизическим его опыты не отягощены, поэтому всему найден­ному легко будет чуть позже

Ничем метафизическим его опыты не отягощены, поэтому всему найден­ному легко будет чуть
стать азбукой дизайна разных утилитарных ве­щей. Родченко с равным успехом будет работать в книжной графике, плакате и сценографии, оформлять интерьеры, делать мебель, заниматься фотогра­фией — и здесь его фотомонтажи и особенно приемы ракурсной съемки сде­лаются визуальным знаком времени.

Слайд 63

Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу новые идеи. В эпоху самолетов

Первый прием — это ракурсы. Для Родченко фотография — способ донести обществу
и небоскребов это новое искусство должно научить видеть со всех сторон и показать привычные объекты с неожи­данных точек зрения. Родченко особенно интересуют ракурсы «сверху вниз» и «снизу вверх». Этот один из самых популярных сегодня приемов в двадцатые годы стал настоящей революцией. 

Слайд 67

Тот самый известный цитируемый всеми плакат Родченко с фотомантожем Лили Брик

Тот самый известный цитируемый всеми плакат Родченко с фотомантожем Лили Брик

Слайд 68

Коллабы Родченко и Маяковского

Коллабы Родченко и Маяковского

Слайд 69

Реконструкция композиции Александра Родченко «Рабочий клуб» в Третьяковской галерее, вся мебель является

Реконструкция композиции Александра Родченко «Рабочий клуб» в Третьяковской галерее, вся мебель является мобильной и складной
мобильной и складной

Слайд 70

Родченко занимался рекламными плакатами, графикой, дизайном. Его партнером была его жена –

Родченко занимался рекламными плакатами, графикой, дизайном. Его партнером была его жена –
Варвара Степанова, которая работала в том же жанре. Оказал влияние на творчество других художников-конструктивистов, на развитие минимализма, абстракционизма, экспрессионизма.

Слайд 71

Варвара Степанова - советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, сценограф, дизайнер и поэт, жена и соратница Александра Родченко. Также работала

Варвара Степанова - советская художница-авангардистка, представительница конструктивизма, сценограф, дизайнер и поэт, жена
и выставлялась под псевдонимом Варст.

Слайд 74

Для спектакля «Смерть Тарелкина» 1922 г., была разработана мебель-декорации, которая выполняла еще

Для спектакля «Смерть Тарелкина» 1922 г., была разработана мебель-декорации, которая выполняла еще
одну роль – роль актера на сцене.

Слайд 78

Эль Лисицкий
один из выдающихся представителей русского авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру

Эль Лисицкий один из выдающихся представителей русского авангарда. Способствовал выходу супрематизма в архитектуру

Слайд 82

Проект горизонтальных небоскребов Лисицкого

Проект горизонтальных небоскребов Лисицкого

Слайд 83

Больше о русском авангарде и первом дизайне и выходом прикладного искусства на

Больше о русском авангарде и первом дизайне и выходом прикладного искусства на новый уровень: https://www.youtube.com/watch?v=lUVVsRX-eEc
новый уровень:
https://www.youtube.com/watch?v=lUVVsRX-eEc

Слайд 84


Варвара Степанова

Варвара Степанова