Содержание
- 2. 30 августа 1756 года Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении русского театра». Директором стал поэт и
- 3. Вождем русского классицизма в драматургии и на сцене по праву считается первый руководитель Петербургского театра А.П.
- 4. Волков Фёдор Григорьевич 1729 год - 1763 год Первый русский профессиональный актёр. Примерно в 1750-1751 годах
- 5. 29 июня 1750 года в Ярославле в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой
- 6. С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед императрицей и двором. Способных
- 7. Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя разумей», «Увеселение московских жителей
- 8. На масляную неделю 1763 года, в честь коронации императрицы Екатерины II, в Москве был устроен многодневный
- 9. ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич (20.2.1736, Ярославль — 27.10.1821, Петербург) — выдающийся русский актер, театральный деятель, сподвижник Ф.
- 10. Алексей Фёдорович Попов (1733—1799) — один из первых русских актёров. 10 июля 1756 года был зачислен
- 11. В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных ролей, играл как в
- 12. Женщина как актриса на русской сцене появилась лишь в царствование Елизаветы Петровны, в 1756 году. До
- 13. 12 июля 1783 года — императрицей Екатериной II был издан указ об утверждении театрального комитета «для
- 14. Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин.
- 15. Стоит отметить, что в XVIII в. театр не был тем, чем он является в наши дни.
- 16. Для решения данной проблемы дирекция императорских театров в Москве пригласила специалиста из Англии – Майкла Меддокса
- 17. Неудивительно, что успешный менеджер быстро навлёк на себя неудовольствие властей. Градоначальник Москвы князь Прозоровский обвинил Меддокса
- 18. Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (1703 — 1768) — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из
- 19. Стиль. Лексика. Жанры. Высокий. Церковнославянизмы, сообщающие тексту особую поэтическую, торжественную, стилистическую окраску + славянороссийские речения. Героическая
- 20. А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве. Он выступил и как
- 21. Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 г. Сумароковым две стихотворные эпистолы — «О русском языке»
- 22. К 40-м годам относится и начало драматургической деятельности Сумарокова, ибо сильнейшим средством воспитания дворянства он считал
- 23. Крепостной театр, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с участием крепостных. Домашние представления
- 24. Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х годов, когда её владельцем стал Н. П. Шереметев, выстроивший
- 25. К концу 1810-х годов относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю Н. Б. Юсупову. В
- 26. В 1780-х годах фаворит Екатерины II, С.Г. Зорич, в своем имении Шклове Могилевской губернии устроил театр,
- 27. Около 1811 в Москве появился «театральный феномен достойный особого внимания» – крепостной театр П.А. Познякова, находившийся
- 28. Среди провинциальных театров выделялся также и крепостной театр графа А.Р. Воронцова, находившийся в селе Алабухи Тамбовской
- 29. Публичный крепостной театр графа С.М. Каменского был открыт в 1815 в Орле. Это был один из
- 30. Крепостной театр послужил начальным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил просвещенные круги русского общества
- 31. В конце 1760-х, в самом начале 1770-х годов зарождается в русской драматической литературе новый жанр —
- 32. Жанр комической оперы развивался по двум направлениям. Первое из них включало в себя элементы обличительно-реалистические. К
- 33. Русская музыка XVIII века возникла в результате огромных творческих усилий, огромного напряжения национальных культурных сил. На
- 34. Антреприза – это вид театральной постановки, которую организует частный предприниматель. Он собирает несколько актеров из разных
- 35. Ямб - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Стихотворный метр с сильными местами на
- 37. Скачать презентацию
Слайд 230 августа 1756 года Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении русского театра». Директором стал
30 августа 1756 года Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении русского театра». Директором стал
Слайд 3Вождем русского классицизма в драматургии и на сцене по праву считается первый
Вождем русского классицизма в драматургии и на сцене по праву считается первый
Слайд 4 Волков Фёдор Григорьевич 1729 год - 1763 год Первый русский профессиональный
Волков Фёдор Григорьевич 1729 год - 1763 год Первый русский профессиональный
Слайд 529 июня 1750 года в Ярославле в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой
29 июня 1750 года в Ярославле в большом каменном амбаре, где прежде купец Полушкин хранил свой
Слайд 6С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед
С конца января ярославцы во главе с Фёдором Волковым уже играли перед
Слайд 7Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя
Фёдор Волков написал около 15 пьес («Суд Шемякин», «Всяк Еремей про себя
Слайд 8На масляную неделю 1763 года, в честь коронации императрицы Екатерины II, в Москве был устроен многодневный
На масляную неделю 1763 года, в честь коронации императрицы Екатерины II, в Москве был устроен многодневный
Во время маскарада он простудился. Пролежав несколько дней в беспамятстве, он уже начал поправляться, но внезапно у него развился аппендицит и 4 апреля 1763 года Фёдор Волков умер. Свой последний спектакль он сыграл 29 января, выступив в своей лучшей роли Оскольда в трагедии Сумарокова «Семира».
Фёдор Волков был похоронен в Москве, на кладбище Златоустовского монастыря (монастырь не сохранился, находился между Мясницкой и Покровской улицами). Никаких следов от его могилы не осталось. До обнаружения Л. М. Стариковой документов о погребении Ф. Г. Волкова местом его захоронения считалось кладбище Спасо-Андроникова монастыря, где в начале 1960-х годов было установлено надгробие-кенотаф.
Слайд 9ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич (20.2.1736, Ярославль — 27.10.1821, Петербург) — выдающийся русский актер, театральный деятель, сподвижник Ф.
ДМИТРЕВСКИЙ Иван Афанасьевич (20.2.1736, Ярославль — 27.10.1821, Петербург) — выдающийся русский актер, театральный деятель, сподвижник Ф.
Слайд 10Алексей Фёдорович Попов (1733—1799) — один из первых русских актёров. 10 июля 1756 года
Алексей Фёдорович Попов (1733—1799) — один из первых русских актёров. 10 июля 1756 года
Яков Данилович Шумский (1732—1812) — русский актёр, оперный певец (баритон), комик, один из первых русских профессиональных артистов на русской сцене Когда учреждён был первый из императорский театр, Шумский с этих пор выступал почти в каждом спектакле. В начале марта 1759 года Шумский был командирован в качестве помощника Ф. Волкова в Москву для постановки там публичных русских спектаклей. По прибытии в Москву им удалось быстро сформировать труппу и уже в середине апреля того же года открыть театр. Конечно, главными персонажами были Ф. Волков и Шумский. Возвратившись в следующем году в Петербург, Шумский стал так же часто, как и раньше, появляться на сцене, по-прежнему привлекая к себе симпатии публики своим выдающимся комическим талантом.
Слайд 11В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных
В течение своей дальнейшей 25-летней сценической деятельности Шумский создал целый ряд удачных
Выступал в операх. Первый исполнитель партий: Афанасия («Несчастие от кареты» на текст Княжнина, музыка Пашкевича); Крестьянина («Санкт-Петербургский гостиный двор» Матинского); Ивана («Два охотника»); Анкудина («Мельник — колдун, обманщик и сват» текст Аблесимова с музыкой в переработке Соколовского). Среди партнёров — А. М. Михайлова, И. П. Петров.
Его женой стала партнёрша по сцене, одна из первых русских профессиональных актрис Ольга Ананьина. По выходе в отставку в 1785 году Шумский уже редко появлялся на сцене, хотя и прожил ещё очень долго. Год смерти Шумского не известен, но в 1811 году К. Аксаков как-то раз встретил его у другого знаменитого артиста Я. Е. Шушерина.
Слайд 12Женщина как актриса на русской
сцене появилась лишь в царствование Елизаветы Петровны, в 1756
году. До этого времени женские
роли исполнялись мужчинами, и
даже корпусные офицеры Сечкарев и Лобызев обучали
русских артистов играть женские
роли. Ананьины (офицерские дочери, две сестры) Марья и Ольга -
Женщина как актриса на русской
сцене появилась лишь в царствование Елизаветы Петровны, в 1756
году. До этого времени женские
роли исполнялись мужчинами, и
даже корпусные офицеры Сечкарев и Лобызев обучали
русских артистов играть женские
роли. Ананьины (офицерские дочери, две сестры) Марья и Ольга -
Слайд 1312 июля 1783 года — императрицей Екатериной II был издан указ об
12 июля 1783 года — императрицей Екатериной II был издан указ об
При Екатерине II русский театр продолжает свой подъём и выходит на новый уровень. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах.
Слайд 14Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого
Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого
Слайд 15Стоит отметить, что в XVIII в. театр не был тем, чем он
Стоит отметить, что в XVIII в. театр не был тем, чем он
Именно в этот период в русском языке появилось слово «антреприза» (от французского «предприятие»). Оно обозначало частную инициативу по организации представлений, где антрепренёр собирал артистов и предлагал театрам шоу-программу. Долгое время российский театр был по сути объединением гастролирующих антреприз, не имевших постоянных площадок. Поскольку большинство из них были составлены из иностранцев, они постоянно приезжали и уезжали из страны. Так продолжалось до 1756 г., пока царица Елизавета Петровна, дочь Петра Первого, не приказала открыть первый государственный театр в Петербурге (будущий Александринский театр).
Последствия этого указа оказались двоякими. Теперь труппы дотировались из казны, и царствующая особа сама выбирала репертуар. Директора театров назначались государством, и уже они заключали контракты с актёрами, предоставляя им площадки. Так в России сложился стационарный театр, полностью зависимый от государства. С другой стороны, власти, набрав труппы и стремясь получать от театров постоянный доход, столкнулись с проблемой отсутствия театрального менеджмента, поскольку антрепренёры в новых условиях неохотно шли на сотрудничество с государственными театрами.
Слайд 16Для решения данной проблемы дирекция императорских театров в Москве пригласила специалиста из
Для решения данной проблемы дирекция императорских театров в Москве пригласила специалиста из
Слайд 17Неудивительно, что успешный менеджер быстро навлёк на себя неудовольствие властей. Градоначальник Москвы
Неудивительно, что успешный менеджер быстро навлёк на себя неудовольствие властей. Градоначальник Москвы
В итоге Меддокс был вынужден передать свой бизнес под государственную опеку и уйти из Петровского театра. Без своего директора театр просуществовал ещё четыре года, пока в 1805 г. не сгорел из-за халатного обращения с огнём. Несколько лет спустя старый театр был реконструирован, и на его основе возник всемирно известный Большой театр. Из-за существования госмонополии на театральные представления частные инициативы в этой сфере долго не появлялись.
Слайд 18Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (1703 — 1768) — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тоническогого
Васи́лий Кири́ллович Тредиако́вский (1703 — 1768) — русский поэт, переводчик и филолог XVIII века, один из основателей силлабо-тоническогого
Отличительной чертой русского классицизма было наличие в нем воспитательных и просветительских тенденций. Реформа русского стихосложения была проведена в работах «Новый и краткий способ к сложению российских стихов» (1735) В.К. Тредиаковского и в «Письме о правилах российского стихотворчества» (1739) М.В. Ломоносова. Реформа Тредиаковского носила половинчатый характер. Ломоносов довел ее до конца, опираясь на трактат своего предшественника и в то же время полемизируя с ним.
Слайд 19 Стиль. Лексика. Жанры.
Высокий. Церковнославянизмы, сообщающие тексту особую поэтическую, торжественную, стилистическую окраску
Стиль. Лексика. Жанры.
Высокий. Церковнославянизмы, сообщающие тексту особую поэтическую, торжественную, стилистическую окраску
Средний. Славянороссийские речения+слова живого русского языка. Драма, послание, сатира, элегия
Низкий. Слова живого русского языка + возможно просторечие. Комедия, эпиграмма, лирические песни, эпистолярные жанры
Особенно плодотворной оказалась мысль Ломоносова о главенствующей роли ямба среди всех стихотворных размеров (Тредиаковский подобную роль закреплял за хореем). Впоследствии справедливость мнения Ломоносова подтвердила вся поэтическая практика русских писателей XVIII-XX вв. К «Письму...» Ломоносов приложил свою оду «На взятие Хоти на», написанную четырехстопным ямбом. Именно с этой оды, по мнению Белинского, и началась история новой русской литературы Опираясь на античную традицию, Ломоносов делит художественные произведения на три стилистические группы: высокие, средние и низкие; это деление он обосновывает лингвистически, связывая его с «тремя родами речений» (т.е. слово)
Слайд 20А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве.
А. П. Сумароков своим литературным творчеством содействовал утверждению классицизма на русской почве.
Слайд 21Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 г. Сумароковым две стихотворные эпистолы
Важным литературным событием стали напечатанные в 1748 г. Сумароковым две стихотворные эпистолы
Слайд 22К 40-м годам относится и начало драматургической деятельности Сумарокова, ибо сильнейшим средством
К 40-м годам относится и начало драматургической деятельности Сумарокова, ибо сильнейшим средством
Слайд 23Крепостной театр, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с
Крепостной театр, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с
Слайд 24Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х годов, когда её владельцем стал
Расцвета труппа Шереметевых достигла в середине 1780-х годов, когда её владельцем стал
Слайд 25К концу 1810-х годов относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю
К концу 1810-х годов относится расцвет другого выдающегося крепостного театра, принадлежавшего князю
В Москве в конце 18 — начале 19 века действовали также театры С. С. Апраксина, Г. И. Бибикова, И. Я. Блудова, Н. А. и В. А. Всеволожских, П. М. Волконского, И. А. Гагарина, Л. К. Нарышкина, Н. И. Одоевского, Н. Г. и Б. Г. Шаховских и др. В Санкт-Петербурге известны были домашние театры Ε. П. Барятинской, П. А. Голицыной, Ε. Ф. Долгорукой, А. А. и Л. А. Нарышкиных, А. Н. Нелидинской, А. С. Строганова, И. Г. Чернышёва, цесаревича Павла Петровича и др.
Слайд 26В 1780-х годах фаворит Екатерины II, С.Г. Зорич, в своем имении Шклове
В 1780-х годах фаворит Екатерины II, С.Г. Зорич, в своем имении Шклове
Слайд 27Около 1811 в Москве появился «театральный феномен достойный особого внимания» – крепостной
Около 1811 в Москве появился «театральный феномен достойный особого внимания» – крепостной
Слайд 28Среди провинциальных театров выделялся также и крепостной театр графа А.Р. Воронцова, находившийся
Среди провинциальных театров выделялся также и крепостной театр графа А.Р. Воронцова, находившийся
Общий состав труппы колебался от 50 до 60 человек, включая музыкантов, живописцев, машинистов, портных, парикмахеров и т. п. Артисты делились на «первостатейных» (13-15 человек) и «второстатейных» (6-8 человек) и в зависимости от этого получали ежегодное вознаграждение деньгами и вещами. В театре Воронцова не было балетной труппы и, когда требовались танцевальные сцены, приглашались «бабы, кои пляшут».
Слайд 29Публичный крепостной театр графа С.М. Каменского был открыт в 1815 в Орле.
Публичный крепостной театр графа С.М. Каменского был открыт в 1815 в Орле.
Слайд 30 Крепостной театр послужил начальным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил
Крепостной театр послужил начальным этапом в развитии русского сценического искусства, он приобщил
Слайд 31В конце 1760-х, в самом начале 1770-х годов зарождается в русской драматической
В конце 1760-х, в самом начале 1770-х годов зарождается в русской драматической
Слайд 32Жанр комической оперы развивался по двум направлениям. Первое из них включало в
Жанр комической оперы развивался по двум направлениям. Первое из них включало в
Слайд 33Русская музыка XVIII века возникла в результате огромных творческих усилий, огромного напряжения
Русская музыка XVIII века возникла в результате огромных творческих усилий, огромного напряжения
Слайд 34Антреприза – это вид театральной постановки, которую организует частный предприниматель. Он собирает несколько актеров из разных театров для участия
Антреприза – это вид театральной постановки, которую организует частный предприниматель. Он собирает несколько актеров из разных театров для участия
Комическая опера — в широком смысле слова опера комедийного содержания (от лёгкой буффонады или фарса до серьёзной или высокой комедии), в узком - франц. opera comique, т. е. национальная разновидность комического оперного жанра.
Гекза́метр, гексаметр, устар. ексаметр, ексаметрон, эксаметр, дактило-хореический размер, шестеромерный стих (др.-греч. ἑξάμετρον от ἕξ «шесть» + μέτρον «мера») — в античной метрике любой стих, состоящий из шести метров.
Поэзия и проза — два основных типа организации художественной речи. Проза — устная или письменная речь, которая не делится на соизмеримые отрезки — стихи. В отличие от поэзии, прозаическая художественная речь разделяется на абзацы, предложения и периоды. Художественная проза (рассказ, повесть, роман) в основном эпична, стремится к объективности в отличие от лирической и эмоциональной поэзии.
Стационарный театр. Репертуарный театр (от англ. repertory theater[1]) — форма организации театрaльного дела, при которой театр имеет постоянный (или медленно обновляемый) репертуар. Для репертуарных театров характерно наличие постоянной труппы, хотя, как и другие театры, они иногда нанимают актёров на конкретные спектакли.
Слайд 35Ямб - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Стихотворный метр
Ямб - двухсложная стихотворная стопа с ударением на втором слоге. Стихотворный метр
Хоре́й (др.-греч. χορεῖος «плясовой» от χορεῖος πούς «хоровая стопа; размер»), арх. трохе́й — двухсложный стихотворный размер (метр), стопа которого содержит долгий и следующий за ним краткий (в квантитативном стихосложении) или ударный и следующий за ним безударный (в силлабо-тоническом, в том числе классическом русском, стихосложении) слоги.
Крепостной театр, тип частного театра в России, домашний дворянский (помещичий) театр с участием крепостных. Домашние представления устраивались в России ещё в конце 17 века, но широкое распространение крепостной театр получил во 2-й половине 18 — начале 19 века; существовал вплоть до отмены крепостного права.