С верою в душе. Аввакум Петров

Содержание

Слайд 2

Актуальность темы

В 2020 году в стране будет широко отмечаться 400-летие со дня

Актуальность темы В 2020 году в стране будет широко отмечаться 400-летие со
рождения нашего земляка протопопа Аввакума.
Протопоп Аввакум (1620-1682) является выдающейся исторической личностью. На русской земле авторитет этого человека в XVII веке был огромен. Считался он праведным гонимым мучеником и одним из основных оппонентов патриарха Никона. Суровость его характера и высочайшая принципиальность вызывали уважение не только у сторонников, но и у врагов. Логическим концом стала мученическая смерть. Кончина этого человека окончательно расколола русскую православную церковь. Никониане сожгли Аввакума, а вместе с ним "сгорели и все мосты". Точек соприкосновения между старообрядцами и никонианами не осталось.

Слайд 3


Царь Алексей Михайлович

Длительная кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан и

Царь Алексей Михайлович Длительная кровавая Смута в начале века, массовые выступления горожан
крестьян: Медный бунт, восстание Степана Разина – все эти события ознаменовали собой начало правления в России новой династии Романовых, и особенно беспокойное царствование Алексея Михайловича – «Тишайшего».
Постепенная утрата церковью былого авторитета в общественной и личной жизни, падение нравственности среди служителей культа вызывали тревогу правящих верхов. В связи с этим в 40-е годы XVII в. встал вопрос о проведении церковной реформы.

Слайд 4

К середине XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.

К середине XVII в. в русских книгах и обрядах накопилось много ошибок.
Патриарх Иосиф хотел провести реформы по древнерусским книгам, а Алексей Михайлович – по византийским.
В 1652 г. новым патриархом стал Никон. Именно он провел реформу: сокращение службы, крещение не двумя, а тремя пальцами, изменение облачения духовенства, поясные поклоны вместо земных, книги и обряды исправлены по византийским образцам.

Патриарх Никон

Слайд 5

Детство Аввакума

Церковь Иконы Божией Матери Казанская в селе Григорово. Расположена на месте

Детство Аввакума Церковь Иконы Божией Матери Казанская в селе Григорово. Расположена на
Борисоглебского деревянного храма, в котором служил отец Аввакума

Аввакум Петрович родился в 1620 или 1621 году в селе Григорове. Отцом его был приходской священник Пётр Кондратьев. Мать звали Марией. У него было четыре брата: младшие - Козьма и Герасим - были еще живы в 1666 г., а третий, Евфимий, и четвёртый умерли во время чумы в Москве в 1654 г.

Слайд 6

Путь Аввакума

По словам Аввакума, отец его «прилежаше пития хмельного», а мать

Путь Аввакума По словам Аввакума, отец его «прилежаше пития хмельного», а мать
его Мария, во иночестве Марфа, была большая «постница» и «молитвеница» и всегда учила сына «страху Божию». В 1636 г. умер отец Аввакума. В 17 лет юноша женился на 14-летней девушке Анастасии Марковне, дочери кузнеца. За год до замужества она осиротела и жила в бедности. Став женой, преданно служила мужу и была истовой помощницей во всех его делах.
В 1642 году Аввакум был рукоположен в диаконы, а уже в 1644 году поставлен в попы.
Ссылка на видео

Слайд 7

«Ревнители благочестия»

В 40-50е годы XVII века среди московского духовенства возникает кружок

«Ревнители благочестия» В 40-50е годы XVII века среди московского духовенства возникает кружок
"ревнителей благочестия", большую часть которого составляли земляки и друзья Аввакума. Кружком руководил царский духовник Стефан Вонифатьев. "Ревнители благочестия", или "боголюбцы", как их ещё называли, видя в России последний оплот православия, были обеспокоены падением авторитета Русской Церкви и её служителей, стремились возвысить дух церковнослужителей России, вернуть службе бывшую чинность и торжественность, а образу человека придать больше благочестия.

Слайд 8

Аввакум стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После того

Аввакум стал священником села Лопатищи Макарьевского уезда Нижегородской губернии. После того как
как ему два раза пришлось бегством спасаться из Лопатищ в Москву, он был назначен протопопом в Юрьевец-Подольский. Строгий к самому себе, он беспощадно преследовал всякое отступление от церковных правил, в результате чего около 1651 года был вынужден бежать от возмущённой паствы Юрьевца в Москву, где был принят при дворе и участвовал в проводимой при патриархе Иосифе «книжной справе». С приходом Никона церковные книги стали исправлять опираясь на греческие богослужебные книги, а не на древнерусские рукописи. Протопоп подверг точку зрения Никона резкой критике в челобитной царю.

Слайд 9

Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654

Сопротивление никонианским начинаниям возникло сразу после выхода новых исправленных служебников в 1654
году.
Первоначально движение староверов было немногочисленным, ограничиваясь всего несколькими сотнями ревнителей старой веры.
Среди них были протопоп Аввакум, священноинок Епифаний, дьякон Федор, Иван Неронов, соловецкие монахи.
Именно эти немногочисленные сторонники старых обрядов противостояли объединенным силам церкви и государства.

Сожжение протопопа
Аввакума.
Миниатюра к.17 в.

Слайд 10

Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских

Активное участие в движении приняло сельское духовенство, страдавшее от постоянных притеснений светских
и духовных властей.
Примкнула к расколу и часть родовитого боярства (боярыня Ф. П. Морозова, ее сестра Е. П. Урусова, князья Хованский, Мышецкий, Потемкин, Соковнин), видевшая в реформе средство усиления царской власти.

В.И.Суриков «Боярыня Морозова»

Слайд 11

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и

Аввакум занял одно из первых мест в ряду приверженцев старины и был
был одной из первых жертв преследования, которому подверглись противники Никона. В сентябре 1653 года его бросили в тюрьму и стали уговаривать принять «новые книги», однако безуспешно. Аввакум Петрович был сослан в Тобольск, затем 6 лет находился при воеводе Афанасии Пашкове, посланном для завоевания «Даурской земли», доходил до Нерчинска, Шилки и Амура, терпя не только все лишения тяжёлого похода, но и жестокие преследования со стороны Пашкова, которого он обличал в разных «неправдах».

Протопоп Аввакум в ссылке

Слайд 12

В 1653 году, в ссылке в Тобольске, а затем в Даурии

В 1653 году, в ссылке в Тобольске, а затем в Даурии находилась
находилась вместе с непокорным протопопом Аввакумом его семья.

«Путешествие Аввакума по Сибири» С. Милорадович

Слайд 13

Семья Аввакума

У Аввакума Петровича с женой Анастасией Марковной (1628–1710) было девять

Семья Аввакума У Аввакума Петровича с женой Анастасией Марковной (1628–1710) было девять
детей: Иван, Агриппина, Прокопий, Корнилий, Ографена, Ксения (Оксиньица), Афанасий, двое сыновей умерли маленькими и их имена не сохранились – один по дороге в Тобольск и второй – на речке Нерче (по другим сведениям один). В настоящее время известно не менее 60 прямых потомков Аввакума, все они носят фамилию Мезенины.

Слайд 14

Возвращение из ссылки

Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся

Возвращение из ссылки Только в 1663 году не сломленный духом священник вернулся
в Москву. Причиной царской милости стала опала патриарха Никона. Обратный путь шёл через всю Россию и был долгим. Во всех городах протопоп Аввакум нещадно критиковал никонианство. Но в первопрестольной мученика встретили почтительно и с уважением. От государя последовало предложение стать его духовником. Однако гордый вольнодумец отказался.

Слайд 15

Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. С 1664 г. одного

Дерзкое поведение священника, в конце концов, рассердило государя. С 1664 г. одного
из главных староверов сослали на север Архангельской губернии в город Мезень на полтора года. Всё семейство Аввакума в количестве двенадцати человек (с прислугой) в конце декабря 1664 г. привезено в ссылку на Мезень, поселено в Окладниковой слободе и находилось здесь безвыездно до своего освобождения в 1693 г..

Слайд 16

С 1667 г. Аввакум Петрович 14 лет просидел на хлебе и

С 1667 г. Аввакум Петрович 14 лет просидел на хлебе и воде
воде в земляной тюрьме за Полярным кругом в Пустозёрске, продолжая свою проповедь, рассылая грамоты и послания. Наконец, его резкое письмо к царю Фёдору Алексеевичу, в котором он критиковал царя Алексея Михайловича и ругал патриарха Иоакима, решило участь и его, и его
товарищей.

Посещение протопопа Аввакума в тюрьме

Слайд 17

Из обращения Аввакума к царю Алексею Михайловичу:

«…А ты, миленький, царь христианский,

Из обращения Аввакума к царю Алексею Михайловичу: «…А ты, миленький, царь христианский,
всех ли христиан любишь? Еретиков-никониан токмо любишь, а нас, православных христиан, мучишь. Перестань-ко ты нас мучить! Возьми еретиков тех, погубивших душу твою, и пережги их, скверных собак, латинников и жидов, а нас распусти, природных своих. Право, будет хорошо. Меня хотя и не замай в земле той до смерти моей, иных тех распусти...»

Слайд 18

14 апреля 1682 года были сожжены старообрядцы протопоп Аввакум и три его

14 апреля 1682 года были сожжены старообрядцы протопоп Аввакум и три его
товарища по заключению: Феодор, Епифаний и Лазарь. Кроме того, в сочинениях Аввакума сохранились сведения о сожжении ещё около ста староверов.

«Сожжение протопопа Аввакума» П.Мясоедов

Слайд 19

В Пустозерске, на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума, установлен старообрядческий крест.

В Пустозерске, на предполагаемом месте сожжения протопопа Аввакума, установлен старообрядческий крест.

Слайд 20

Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за

Так закончилась жизнь удивительного и стойкого человека, принявшего мученическую смерть за веру.
веру. В 1916 году старообрядческая церковь причислила его к лику святых, а 5 июня 1991 года в селе Григорово состоялось открытие памятника Аввакуму.
Ежегодно проводится крестный ход.

Памятник Аввакуму в с. Григорово

Слайд 21

Авва́кум Петро́в - противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века ещё и

Авва́кум Петро́в - противник богослужебной реформы Патриарха Никона XVII века ещё и
духовный писатель.
Ему приписывают 43 сочинения, в том числе знаменитое «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы.

Слайд 22

Я горжусь своим земляком. Он прожил трудную, полную испытаний жизнь. Конечно,

Я горжусь своим земляком. Он прожил трудную, полную испытаний жизнь. Конечно, он
он был подвижником. Но и человеку далёкому от веры, у него можно поучиться стойкости, вере в идеалы, непреклонности перед обстоятельствами.

Обучающиеся Карабатовской школы у памятника Аввакуму в с. Григорово

Слайд 23

Литература и источники
1. Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. - М.: Мол.

Литература и источники 1. Кожурин К.Я. Протопоп Аввакум: Жизнь за веру. -
гвардия, 2011. 
2. Е. О. Шацкий. За что сожгли протопопа Аввакума. «Проблемы истории, филологии, культуры». - 2011. - № 2. - С. 258-267.
3. П. Паскаль. Протопоп Аввакум и начало Раскола. Пер. с фр. - М.: Знак, 2011.
4. Память протопопа Аввакума: https://ruvera.ru/articles/nyne_predstal_pered_nami
5. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/5. Википедия: https://ru.wikipedia.org/wiki/Аввакум_Петров
6. Протопоп Аввакум: биография: https://24smi.org/celebrity/32379-protopop-avvakum.html