Саксонское зерцало – один из наиболее известных и значимых документов средневековой Германии

Содержание

Слайд 2

ПЛАН

Саксонское зерцало: разработка, источники, структура
Доктрина «Двух мечей»
«Щитовая» иерархия свободных Шеффены
Ленное право: субъекты

ПЛАН Саксонское зерцало: разработка, источники, структура Доктрина «Двух мечей» «Щитовая» иерархия свободных
и объекты ленного права, виды ленов, право ожидания лена, оформление ленного договора ( оммаж и инвеститура)
Брачно-семейное и наследственное право. Принципы наследования
Состязательный процесс
Система доказательств. Институт «оспаривания решений»

Слайд 3

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО

Правовой документ был разработан в 1220-е годы шеффеном Эйке фон Репгау
Трактат

САКСОНСКОЕ ЗЕРЦАЛО Правовой документ был разработан в 1220-е годы шеффеном Эйке фон
был разделен на две части: первая была посвящена земскому праву, а вторая ленному
Сборник представлял собой запись сложившегося к началу XIII века обычного права Восточной Саксонии
Своеобразный раздел сборника представляли правила и требования к рациональному ведению хозяйства ;
Структура сборника: Два крупных раздела- Земского права ( Ландрехта, 3 книги) и Ленного права ( Ленрехта, 3 главы, главы 2 и 3 имеют установления о порядке судопроизводства и городском лене)
Примечание: Ландрехт содержит примечания о сословном делении ( свободные ( шефеннское сословие) и несвободных). Ленрехт же подроно излагает особенности ленных отношений ( феодально-зависимых): порядок получения, держания и утраты ленов, виды ленов и т.д

Слайд 4

ДОКТРИНА «ДВУХ МЕЧЕЙ»- ПОЛИТИКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ТЕЗИСА О ВЕРХОВЕНСТВЕ

ДОКТРИНА «ДВУХ МЕЧЕЙ»- ПОЛИТИКО-ТЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДОКТРИНА КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ ДЛЯ ОБОСНОВАНИЯ ТЕЗИСА О ВЕРХОВЕНСТВЕ
ВЛАСТИ ПАПЫ РИМСКОГО НАД СВЕТСКИМИ ГОСУДАРЯМИ, О НЕДОПУСТИМОСТИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА СВЕТСКИХ ПРАВИТЕЛЕЙ В ЦЕРКОВНЫЕ ДЕЛА, А ТАКЖЕ О НАЛИЧИИ У ПАПСТВА НАРЯДУ С ДУХОВНОЙ И СВЕТСКОЙ ВЛАСТИ (ПАПСКАЯ ТЕОКРАТИЯ)

« Два меча предоставил Бог земному царству для защиты христианства. Папе предназначен духовный, императору- светский.»

во власти католической церкви есть «два меча» – «духовный» и «светский». Оба «меча» принадлежат церкви: «духовный меч» она держит рукой духовенства, а «светский» для неё и под её контролем держит рука светского властителя. Эти «мечи» не равнозначны – светская власть подчинена духовной, превосходящей её по своему величию, поэтому духовная власть вправе учреждать, назначать, направлять и судить любых представителей светской власти, если последние собьются с праведного пути. Нижестоящая духовная власть подсудна только вышестоящей духовной власти, а высшая духовная (папская) власть подсудна только Богу. Наконец, хотя духовная власть предоставлена людям и осуществляется людьми, но по природе она является не земной, а небесной, а потому всякий, кто противится ей, противится божественному установлению: «...Каждому человеку ради своего спасения необходимо подчиниться власти Римского понтифика» («subesse Romano Pontifici omni humanae creaturae... omnino esse de necessitate salutis»).

Слайд 5

ЛЕННОЕ ПРАВО : СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛЕННОГО ПРАВА, ВИДЫ ЛЕНОВ, ПРАВО ОЖИДАНИЯ

ЛЕННОЕ ПРАВО : СУБЪЕКТЫ И ОБЪЕКТЫ ЛЕННОГО ПРАВА, ВИДЫ ЛЕНОВ, ПРАВО ОЖИДАНИЯ
ЛЕНА

Виды ленов:
Имперские лены ( церковные и знаменные)
Судебные лены( Отличительная черта: их держатель , наряду с владением землей , обладал правом судить «банном короля»( т.е. правом королевского суда))
Городские лены ( принадлежали не конкретному лицу, а городу в целом) ( ЛП III.2)

Право ожидания лена заключалось в праве претендовать на лен, освободившийся после владельца, не оставившего наследников.
Жене всегда принадлежало право ожидания на лен мужа( ЗП III 75 п.2)
Имеющий право ожидания пользуется преимуществом перед другими лицами.

Слайд 6

ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕННОГО ДОГОВОРА ( ОММАЖ И ИНВЕСТИТУРА )

Оммаж- в средневековой Западной Европе

ОФОРМЛЕНИЕ ЛЕННОГО ДОГОВОРА ( ОММАЖ И ИНВЕСТИТУРА ) Оммаж- в средневековой Западной
одна из символически церемоний, оформлявшая заключение вассального договора.
Инвеститура- юридический акт передачи земельного феода, должности, сана, закреплявший вассальную зависимость и сопровождавшийся символическим обрядом.

Слайд 7

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО

В области брачно-семейных отношений самым характерным было положение о

БРАЧНО-СЕМЕЙНОЕ И НАСЛЕДСТВЕННОЕ ПРАВО В области брачно-семейных отношений самым характерным было положение
том, что при сословно-неравном браке жена следовала состоянию мужа, а дети следовали состоянию того из родителей, который находился на более низкой ступени социальной лестницы, и были соответственно ограничены в правах наследования.
На время брака все имущество пребывало в режиме общности, но распоряжался им один муж, жена полностью лишалась такой возможности. В случае развода она получала обратно то, что принесла с собой. Лишь в части движимого имущества была доля, которая предназначалась для личного использования женщиной, и называлась она женской долей, хотя распоряжение ею было в безраздельной власти мужа. Относительно недвижимого имущества жены действовало правило: "Имущество жены не должно ни расти, ни уменьшаться". Предусматривалась "продуктовая доля", устанавливаемая только после прекращения брака в случае развода или после смерти главы семейства и открытия наследства. В случае развода за женой сохранялось только пожизненное содержание, женская доля и продуктовая доля (Ландрехт, кн.3. ст.74)

Принципы наследования :
Ленное право предусматривало принцип единонаследования. Лен отца переходил только одному сыну, но это правило не распространялось на земское право, где все сыновья наследовали в разных долях. Лишенными права на получение лена и на защиту по ленному праву были следующие категории лиц: клирики; женщины; крестьяне (полусвободные литы, чиншевики и батраки);купцы; "лишенные прав", "незаконнорожденные", "все нерыцарского звания" со стороны отца и их предков (ст. 4 гл. 1 Ленрехта

Слайд 8

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ

Объясните, что вы узнали благодаря этому событию истории

СОСТЯЗАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС И СИСТЕМА ДОКАЗАТЕЛЬСТВ Объясните, что вы узнали благодаря этому событию
и как это повлияло на вас.
Сословный характер феодальной земельной собственности обусловливал сословный характер суда. Не было единой судебной системы, не было суда, равного для всех. Привилегированные сословия обладали привилегией судиться судом своего сословия; низшие сословия были подсудны судам, специально для них созданным. Соответствующим образом была построена вся судебная система: существовал церковный, ленный, земский, городской суд и т. д. Не только судоустройство носило сословный характер, но и судебный процесс, доказательственное право, система наказаний и т. п. - все пронизано сословным началом.

Слайд 9

ИНСТИТУТ ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЙ

Большое внимание в "Саксонском зерцале" уделялось доказательственной стороне процесса.

ИНСТИТУТ ОСПАРИВАНИЯ РЕШЕНИЙ Большое внимание в "Саксонском зерцале" уделялось доказательственной стороне процесса.
Решение о наказании запрещалось выносить без полного изобличения обвиняемого.
Институт "оспаривания решения" являлся весьма любопытным в земском праве. Оспаривание обязательно происходило стоя, при чём Оспаривающий должен был быть равного сословия с заседателями. Для того, чтобы предложить альтернативное решение, более справедливое с точки зрения обеих сторон, Оспаривающий просил о предоставлении "скамьи". В случае не удовлетворения своих требований Оспаривающий обязан был выплатить возмещение тому, чьё решение оспаривал. Так же он уплачивал судебные издержки и штраф