Симон Ушаков и его современники

Содержание

Слайд 2

Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века.
Иконописцы «Строгановской школы».
Симон

Зарождение новой художественной системы в живописи XVII века. Иконописцы «Строгановской школы». Симон
Ушаков и его современники.
Монументальная живопись Москвы и Ярославля.
Парсуны.

Слайд 3

В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667

В живописи в большей степени сохранились установившиеся традиции письма. Церковный собор 1667
г. строго регламентировал темы и образы, того же требовала придерживаться грамота царя Алексея Михайловича. Рьяно осуждал всякие отклонения от канонов в изображении святых идеолог старообрядцев Аввакум.

Деятельностью живописцев руководила Оружейная палата Кремля, ставшая в XVII в. художественным центром страны, куда привлекались лучшие мастера.

Слайд 5

На рубеже XVI-XVI вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно

На рубеже XVI-XVI вв. в Москве формировались два течения в живописи, условно
называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и «строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальной росписи XV-XVI вв., но обнаруживала так же типичную для мастеров XVI в. любовь к царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старую традицию оформления рукописей рисунками на полях.

Годуновская школа иконописи

Слайд 7

Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром;

Строгановская школа культивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом и серебром;
иконы писались для домашних молелен богатых феодалов - ценителей изощренного мастерства. Несколько изнеженная красота и беззащитная слабость святых в расцвеченных одеждах, фон со сложным фантастическим пейзажем характерны для работ мастеров этой школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири, царских иконописцев Прокопия Чирина, семьи Савиных и др.

Строгановская школа иконописи

Слайд 9

Ушаков — художник, ученый, богослов, педагог— был человеком новой эпохи, новым типом

Ушаков — художник, ученый, богослов, педагог— был человеком новой эпохи, новым типом
мыслителя и творца. Будучи новатором в искусстве, он в то же время понимал ценность старинных традиций русской культуры и тщательно оберегал их. Достаточно вспомнить его роль при росписи Архангельского собора в 1666 году. Именно в силу названных качеств, отмеченной редкой широты взглядов он смог более тридцати лет стоять во главе русского искусства.

Слайд 10

В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой

В течение 30 лет живописное дело возглавлял Симон Ушаков (1626-1686). Характерной чертой
его творчества был пристальный интерес к изображению человеческого лица. Под его рукой аскетические лица приобретали живые черты. Такова икона «Спас нерукотворный».

Слайд 11

Широко известно другое его произведение – «Насаждение древа государства Всероссийского». На фоне

Широко известно другое его произведение – «Насаждение древа государства Всероссийского». На фоне
Успенского собора помещены фигуры Ивана Калиты и митрополита Петра, поливающих большое древо, на ветвях которого укреплены медальоны с портретами князей и царей. С левой стороны на картине стоит Алексей Михайлович, с правой - его супруга с детьми. Все изображения портретны. Кисти Ушакова принадлежит также икона «Троица», на которой появляются реалистические детали. Симон Ушаков оказал большое влияние на развитие русской живописи.

Слайд 13

Парсуна — это вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII

Парсуна — это вид ранней русской портретной живописи, который развивался в XVII
— начале XVIII века. Парсуна стала переходным жанром между иконописным изображением людей и светским портретом.
Слово «парсуна» происходит от искаженного латинского слова persona, что означает «личность», «особа», «лицо». До XVIII века так называли все портретные изображения людей. Впервые выделил парсуну как особый жанр историк и искусствовед Иван Снегирев в книге «Древности Российского государства».
В парсунах все еще прослеживались иконописные традиции: идеализация героев, каноничность образов, статичность поз, плоскостное письмо. Как и иконы, такие протопортреты часто писали на дереве темперными красками. Но в то же время парсуна приобретала черты будущего светского портрета: авторы писали с натуры, стремились к реалистичному и объемному изображению и уже начинали использовать холст и масляные краски. Потому и в парсунном наследии выделяются два направления творчества. Одно, с преобладанием иконописных черт, представляют темперные портреты князя Михаила Скопина-Шуйского, царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича и Алексея Михайловича. Другое — приближающееся к европейскому портрету — составляют парсуны с изображением царя Ивана Алексеевича, патриарха Никона, князя Ивана Репнина, стольника Григория Годунова, воеводы Афанасия Ордина-Нащокина. Авторы большей части парсун оставались неизвестными, однако среди них ярко выделялись последователи крупной школы живописцев Оружейной палаты Московского Кремля — Симон Ушаков, Федор Зубов, Богдан Салтанов, Карп Золотарев, Иван Рефусицкий, Иван Безмин, Михаил Чоглоков.

Слайд 14

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение «парсунного»

Другим примером светского жанра, отразившим интерес к человеческой личности, стало распространение «парсунного»
письма - портретных изображений. Если в первой половине века «парсуны» выполнялись еще в сугубо иконописной традиции (изображения Ивана IV, М.Скопина-Шуйского), то во второй они стали принимать более реалистический характер («парсуны» царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича, стольника Г.П.Годунова).

Парсуна Ивана IV,
М.Скопина-Шуйского

Слайд 15

Царь Федор Алексеевич

Парсуна. Патриарх Никон

Царь Федор Алексеевич Парсуна. Патриарх Никон

Слайд 16

Неизвестный художник.
Парсуна Александра Невского. 1725

Неизвестный художник.
Парсуна Василия Шуйского. XVIII век

Неизвестный художник. Парсуна Александра Невского. 1725 Неизвестный художник. Парсуна Василия Шуйского. XVIII век

Слайд 17

Неизвестный художник.
Парсуна Марфы Апраксиной.
1683

Неизвестный художник.
Парсуна царя Алексея Михайловича.
1600-ые

Неизвестный художник. Парсуна Марфы Апраксиной. 1683 Неизвестный художник. Парсуна царя Алексея Михайловича. 1600-ые

Слайд 18

https://www.youtube.com/watch?v=0o7bvg2FXWo

https://www.youtube.com/watch?v=OxItov_pmbc

Самостоятельная работа:
Список интернет ресурсов.

https://www.youtube.com/watch?v=0o7bvg2FXWo https://www.youtube.com/watch?v=OxItov_pmbc Самостоятельная работа: Список интернет ресурсов.

Слайд 19

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/8_4_iskusstvo_moskovskoj_rusi_xiv_xvii_zhivopis__xvii.html

http://www.matrony.ru/portretyi-fedora-rokotova-ponyat-nepohozhee/

http://iskusstvu.ru/electronnoe_uchebnoe_posobie/8_4_iskusstvo_moskovskoj_rusi_xiv_xvii_zhivopis__xvii.html http://www.matrony.ru/portretyi-fedora-rokotova-ponyat-nepohozhee/

Слайд 20

https://www.youtube.com/watch?v=075v5BrCfbE

https://www.youtube.com/watch?v=Q_qZGHfS3-Y

https://www.youtube.com/watch?v=075v5BrCfbE https://www.youtube.com/watch?v=Q_qZGHfS3-Y