славяне-игорь

Содержание

Слайд 2

СЛАВЯНЕ

Возникновение славян. Вопрос о прародине
Юг Польши: Висла-Одер;
Средний Дунай;
Висла-Эльба;
Одер-Днепр;
Великое

СЛАВЯНЕ Возникновение славян. Вопрос о прародине Юг Польши: Висла-Одер; Средний Дунай; Висла-Эльба;
переселение народов и миграция славян на
Юг - Балканы;
Запад - Висла и Днепр;
Восток - Левобережье Днепра;

Слайд 4

 СЛАВЯНЕ В VI – IX ВВ.

СЛАВЯНЕ В VI – IX ВВ.

Слайд 5

 ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – IX ВВ.

Общественное устройство:
Родовая община;
Соседская община;
Племенные союзы;
Отношения внутри

ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ В VI – IX ВВ. Общественное устройство: Родовая община; Соседская
племени;
Основные занятия:
Земледелие: подсечно-огневое и переложное, короткий рабочий сезон;
Охота;
Рыболовство;
Бортничество;
Верования:
Языческий пантеон;
Культ предков и сил природы;

Слайд 7

РЕЛИГИЯ СЛАВЯН

Откуда у славян иранские боги??? (Хорес, Семаргл, Стрибог)
Как и у

РЕЛИГИЯ СЛАВЯН Откуда у славян иранские боги??? (Хорес, Семаргл, Стрибог) Как и
многих других народов, боги и мифические существа у славян делились на небесных, земных и подземных, а также высшего и низшего уровня (своя иерархия крч).
Религия славян имеет что-то общее с верованиями германских племен и балтов.
Рай есть, ада нет. Что такое душа, славяне понимали по-своему.
Разные бесы: леший, зыбочник, водяной
Разные полудемоны (человеки, которые не избыли свой жизненный путь): упыри, вурдалаки, ведуньи, русалки)

Слайд 9

ПАНТЕОН СЛАВЯНСКИХ БОГОВ

Перун – бог молнии и грома, а также покровитель боевой

ПАНТЕОН СЛАВЯНСКИХ БОГОВ Перун – бог молнии и грома, а также покровитель
дружины
Велес – бог скота, а также покровитель поэзии
Семаргл – бог с неопределенными функциями
Мокошь – женское начало (исключительно положительные качества)
Стрибог – бог ветра
Даждьбог – бог солнца
Сварог – бог огня

Слайд 10

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ

Факторы:
Социальное расслоение;
Образование протогородских центров и наличие торговых путей;
Разложение родоплеменных отношений;
Соперничество

ВОЗНИКНОВЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОСТИ Факторы: Социальное расслоение; Образование протогородских центров и наличие торговых путей;
военной и родоплеменной знати;
Уменьшение роли народных собраний;

Слайд 11

ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА

Появление Варяжских дружин в землях восточных славян: “Они дань даяху варягом

ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА Появление Варяжских дружин в землях восточных славян: “Они дань даяху
от мужа по белеи веверице и насилье деяху словеном, кривичем и мерям и чуди”. Но потом Славяне дали отпор: “Всташа на варягы и изгнаша я за море и начаша владети сами собе”
Разлад между славянами: “Всташа град на град и не беше в них правды”;
Решение пригласить князя – “Иже бы владел нами и судил ны по праву”; – Новгородская I летопись;

Слайд 12

«В год 6370 …И пошли за море к варягам, к руси. Те

«В год 6370 …И пошли за море к варягам, к руси. Те
варяги назывались русью, как другие называются шведы, а иные норманны и англы, а ещё иные готландцы, — вот так и эти. Сказали руси чудь, словене, кривичи и весь: „Земля наша велика и обильна, а наряда в ней нет. Приходите княжить и воладети нами“. И избрались трое братьев со своими родами, и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля. Новгородцы же — те люди от варяжского рода, а прежде были словене…»

ВАРЯЖСКАЯ ЛЕГЕНДА

Слайд 14

ОЛЕГ (879-912)

Происхождение;
Объединение Киева и Новгорода – 882 г.;
Присоединение древлян, северян, радимичей;
Походы на

ОЛЕГ (879-912) Происхождение; Объединение Киева и Новгорода – 882 г.; Присоединение древлян,
Византию – 907 и 911 гг.;

Слайд 15

Антинорманисты: Племена восточных славян уже обладали государственными образованиями без варяжского вмешательства –М.В.

Антинорманисты: Племена восточных славян уже обладали государственными образованиями без варяжского вмешательства –М.В.
Ломоносов, Б.А. Рыбаков;

НОРМАНСКАЯ И АНТИНОРМАНСКАЯ ТЕОРИИ

Норманнисты: Государство в Древней Руси создали шведы-норманны ввиду неразвитости славянского общества – Г.З. Байер, Г.Ф. Миллер, Н.М. Карамзин, С.М. Соловьёв;

Современная позиция: Зарождение новой социально-политической организации шло в условиях острого соперничества двух центров власти – родоплеменной знати и военного предводителя (князя), но процесс усиления обоих этих центров был замедленным. Приход норманнских воинов способствовал усилению роли военного центра, что предопределило образование государства.

Слайд 18

ИГОРЬ (913-945)

Подчинил древлян;
Походы на Царьград 941-944 гг.;
Восстание древлян 945 г.;

Царский титулярник, 17

ИГОРЬ (913-945) Подчинил древлян; Походы на Царьград 941-944 гг.; Восстание древлян 945
в.

В.И. Суриков “Княгиня Ольга встречает тело князя Игоря”

Слайд 19

ОЛЬГА (945-965)

Месть древлянам;
Установление уроков и погостов;
Присоединение тиверцев, уличей;
Крещение и посольство в

ОЛЬГА (945-965) Месть древлянам; Установление уроков и погостов; Присоединение тиверцев, уличей; Крещение
Византию;

«Тысячелетие России», скульптор М. О. Микешин.

Слайд 20

Миниатюры из Радзивилловской летописи

Миниатюры из Радзивилловской летописи

Слайд 22

МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ

Н.М Карамзин: «Предание нарекло Ольгу хитрой, церковь – святой, история –

МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ Н.М Карамзин: «Предание нарекло Ольгу хитрой, церковь – святой, история
мудрой. Она не воевала, а правила государством. С деятельностью великого мужа учредила порядок в государстве, не писала законов, но давала уставы, простые и самые нужные. При Ольге Россия стала известна в отдаленных странах Европы». (“История государства Российского”)
С.М. Соловьёв: «Олег и Ольга соединены в предании одним характером: оба представляются нарядниками земли, мудрыми, вещими; Игорь между ними является воином неотважным, князем недеятельным, вождём дружины крыстолюбивым» (“История России с древнейших времен”)
Н.Л Пушкарева: «Не меч, но мудрость и ум служили ей оружием в осуществлении этого замысла – создания империи Рюриковичей» (“Женщины Древней Руси”)

Слайд 23

СВЯТОСЛАВ (965-972)

Восточные походы и разгром Хазарского каганата;
Присоединение вятичей, Тмутаракани;
Война с Болгарским

СВЯТОСЛАВ (965-972) Восточные походы и разгром Хазарского каганата; Присоединение вятичей, Тмутаракани; Война
царством 968-969гг.;
Посадил Ярополка в Киеве, Олега у древлян, Владимира в Новгороде и уехал: “Не любо мне сидеть в Киеве, хочу жить в Переяславце на Дунае”;
Война с Византией 970-971гг. и гибель;

«Тысячелетие России», скульптор М. О. Микешин.

Слайд 24

МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ

С.М Соловьев: «Святослав представлен образцом воина и только воина, который с

МНЕНИЕ ИСТОРИКОВ С.М Соловьев: «Святослав представлен образцом воина и только воина, который
своею отборною дружиною покинул Русскую землю для подвигов отдаленных, славных для него и бесполезных для родной земли»” (“История России с древнейших времен”)
Н.М Карамзин: “Святослав, образец великих полководцев, не есть пример Государя великого: ибо он славу побед уважал более государственного блага, и, характером своим, пленяя воображение Стихотворца, заслуживает укоризну Историка” (“История государства Российского”)
А.Н. Сахаров: “Внешняя политика князя Святослава явилась закономерным продолжением усилий, предпринятых еще Олегом и особенно Игорем по укреплению позиций Руси.” (“Дипломатия Святослава”)