Славянская вязь

Содержание

Слайд 2

Наиболее простой вариант сочетания формы и контрформы — формула моноширинность штрихов формы.

Наиболее простой вариант сочетания формы и контрформы — формула моноширинность штрихов формы.
Звучит сложно, но картинка справа наглядно показывает: штрихи стоят по соседству друг с другом на расстоянии одного штриха. Из этой «системы трех линий» можно построить целый алфавит.

Слайд 4

Однозначно, что буквы уже не столь просты, но они вписываются в систему

Однозначно, что буквы уже не столь просты, но они вписываются в систему
трех палок. Если соединить все буквы в единую систему, то получается предельно простой алфавит, буквы которые построены на системе моноширинности штрихов.

Слайд 5

Усложнение букв

Чтобы приобрести уверенность в работе с буквами, нужно понимать, что буквенный

Усложнение букв Чтобы приобрести уверенность в работе с буквами, нужно понимать, что
набор — взаимосвязанная система. Если изменить один её параметр, автоматически изменится и второй. Буквы существуют в формате выверенной музыкальной симфонии, если, конечно, речь идет о классических стандартах красоты — в эпоху постмодерна возможно все. Поэтому, создавая буквы, нужно учитывать все параметры, чтобы «визуальная музыка» была, прежде всего, обдуманной и, следовательно, красивой.

Слайд 6

Но для начала давайте проанализируем, как штрих строится. Изначально его форма всегда

Но для начала давайте проанализируем, как штрих строится. Изначально его форма всегда
была обусловлена пишущим инструментом, и следующие параметры штриха как раз являются наследниками каллиграфических (дуктальных) движений в буквах. Основной штрих («стема» или «мачта») в нашем базовом примере прямой. Но стему можно изменить, если добавить параметр энтазиса (греч. entasis — напряжение). На следующем изображении приведён пример двух видов этазиса: прямого и обратного.

Слайд 7

Хорошо видно, как эксперименты с одной лишь формой основного штриха могут кардинально

Хорошо видно, как эксперименты с одной лишь формой основного штриха могут кардинально
изменить рисунок и впечатление от букв.

Слайд 8

В этом примере насыщенность буквы постепенно нарастает. Сначала мы видим сверхлегкую А,

В этом примере насыщенность буквы постепенно нарастает. Сначала мы видим сверхлегкую А,
а в последнем примере — сверхжирную. Этот параметр напрямую влияет на читаемость букв: крайние значения ultrathin и ultrabold чаще всего плохо читаются в вязи.

Слайд 9

Засечки

Засечки

Слайд 11

Пропорции
Так как буква — графическое пятно в двухмерной плоскости, то разумно будет

Пропорции Так как буква — графическое пятно в двухмерной плоскости, то разумно
говорить о двух величинах: о высоте и о ширине.
Применительно к вязи можно отметить две особенности: чем выше буква, тем больше декоративных и лигатурных возможностей у нее появляется, чем она у́же, тем больше слов можно вместить в одну строчку. Одновременно и сжатый, и высокий набор из вязных букв обладает особенными эстетическими и декоративными свойствами, но сильно проигрывает в плане читаемости.

Слайд 12

Несмотря на то, что мы сейчас меняем чисто физические параметры — высоту

Несмотря на то, что мы сейчас меняем чисто физические параметры — высоту
и ширину, — меняется характер буквы. Помогает передавать характер знаков и создавать нужное впечатление от всей текстовой композиции.

Слайд 13

Специальные параметры

Специальные параметры

Слайд 14

Буквы в наборе могут быть: • росчерки; • лигатуры; • только прямые линии; • восьмиугольные структуры; •

Буквы в наборе могут быть: • росчерки; • лигатуры; • только прямые
грубые, текстурные контуры; • трафаретный рисунок.

Слайд 16

читаемость Не секрет, что переплетение букв сильно ухудшает читаемость. Когда берёшь в руки

читаемость Не секрет, что переплетение букв сильно ухудшает читаемость. Когда берёшь в
какой-нибудь исторический документ, иногда не получается распознать даже букву или группу букв. Почему такое происходит? В большей степени это связано не со сложности новой формы, а с её непривычностью: мы лучше всего считываем то, что привыкли видеть. Вязь сама по себе крайне редко встречается в повседневной жизни, а если она имеет большое количество переплетений и украшений, то зачастую кажется совершенно нечитаемой.

Слайд 18

типы лигатурных соединений:
Сокращение — уменьшение отдельных частей букв позволяет их сблизить, что создает

типы лигатурных соединений: Сокращение — уменьшение отдельных частей букв позволяет их сблизить,
визуальное единство. Подчинение — размер всей буквы уменьшается и таком виде она приближается к другой. Соподчинение — две смежные буквы уменьшаются и ставятся одна над другой. Совпадение — соединение сходных частей соседних букв.

Слайд 20

Буквы можно специально делать шире, чем остальные, чтобы там было пространство для

Буквы можно специально делать шире, чем остальные, чтобы там было пространство для украшения.
украшения.

Слайд 21

Письмо с одним наклоном Угол наклона пера в этом письме всегда один и

Письмо с одним наклоном Угол наклона пера в этом письме всегда один
тот же — 90°. Это делает его довольно простым в освоении, так как нет необходимости поворачивать перо. Именно простота этой вязи является её главным преимуществом.
Имя файла: Славянская-вязь.pptx
Количество просмотров: 41
Количество скачиваний: 2