Слайд 2ПЛАН
1.Смоленск – один из культурных центров Древнерусского государства
2. Памятники архитектуры
ХII в.
3. Живопись.
Слайд 3
1.Смоленск – один из культурных центров Древнерусского государства
Смоленск – город в верховьях
Днепра, в 1127-1404гг. центр Смоленского княжества.
Первое летописное упоминание относится к 862-65гг.
Это был главный город славянского племени кривичей, военная крепость, центр ремесла и торговли.
В 882г. Смоленск вошел в состав Киевского гос-ва.
Сведения о крещение смолян относятся к 1013г.
Возвышение Смоленска началось при Владимире Мономахе.
В 1101г. он заложил каменную соборную («епископью») церковь Успения Богородицы (Мономахов собор).
Слайд 4 Одной из замечательных страниц мировой культуры является культура Древнерусского государства и
смоляне внесли в нее достойный вклад.
В XII – первой трети XIII вв. Смоленск был одним из крупнейших культурных центров Руси. Способствовали этому обстоятельства экономического и культурного характера.
В Смоленске процветали ремесла.
Горожане были грамотны.
Слайд 5Самая яркая страница Смоленска - зодчество
Храм Успения Богородицы (Мономахов собор)
Церковь Петра и
Павла
Церковь Иоанна Богослова
Церковь Михаила Архангела (Свирская)
Слайд 6Красотой, надеждой и утверждением храма является крест.
Крест – символ вселенной.
Крест- оружие против
врага рода человеческого – дьявола.
Через крест человек получил спасение и надежду на вечную жизнь.
Такой смысл в слово «крест» вкладывают верующие.
Слайд 7ВНУТРЕННЕЕ УСТРОЙСТВО ХРАМА
1
2
3
1-притвор
2 – собственно храм
3 -алтарь
Слайд 8Храм Успения Богородицы
Первое каменное здание города
Заложен в 1101г Владимиром Мономахом в детенце
– на Соборной горе.
Достроен он в 40-е годы внуком Ростиславом и после учреждения епархии стал кафедральным собором.
В 1611г. стал последним оплотом защитников Смоленска от польских войск - воины гарнизона и горожане (ок.3000чел.) взорвали себя и собор.
Остатки стен стали своеобразным надгробием героев Смоленской обороны. Позже восстановили рухнувшие главы и сделали их деревянными.
В 1674-75гг. собор разобрали и на его месте построили новый, ныне существующий Успенский собор.
Слайд 10Церковь Петра и Павла
Построена в 50-е г. XIIв.
Это загородная княжеская церковь.
Реставрирована по
проекту П.Д.Барановского, уроженца Смоленщины.
Эта конструкция – типичный пример крестовокупольного храма, заимствованного из Византии.
Стены сложены из плинфы – плоского кирпича византийского образца.
Слайд 12Церковь Иоанна Богослова
Построена в 60-е г. XIIв. на левом берегу Днепра.
Они были
очень похожи, только эта стройнее.
В конце XIIIв. у церкви рухнули своды, ее отремонтировали, но при этом грубо исказили первоначальную красоту – стесали лопатки с полуколоннами, расширили окна, переложили часть стены.
Слайд 13Реставраторы смогли здесь только восстановить некоторые детали, вычинили участки стен, раскрыли древние
окна, которые оказались расписанными внутри и снаружи.
- Пол здесь был из разноцветных плиток в форме сердца.
- На стенах галереи обнаружены росписи.
- К западу от церкви, в земле – остатки ротонды – это церковь для иноземных купцов.
Слайд 15Церковь Михаила Архангела
Самый замечательный памятник смоленского зодчества
Вместо статичного куба здесь зодчий
использовал взлетающий ввысь башнеобразный объем , увенчанный стройным барабаном.
Это движение поддержано высокими притворами, причем северный и южный имели апсиды.
Здание было очень нарядным.
Фасады были покрыты тонким слоем извести с примесью толченой плинфы, так что цвет их был розоватым.
Слайд 16НОВЫЕ ТЕНДЕНЦИИ СКАЗАЛИСЬ И НА ВНУТРЕННЕЙ АРХИТЕКТУРЕ.
Использованы стройные столбы, не стесняющие пространство.
Красочная
стенопись, цветной пол, высотность делали интерьер очень нарядным.
В некрологе князя Давида записаны восхищенные слова о том, что не было подобной церкви в северной стране, и что многие иностранцы «приходили для осмотрения оной».
Слайд 18Одной из интереснейших сторон культуры древнего Смоленска является живопись.
Она нашла свое отражение
в росписи храмов.
На Смоленщине сложилась постоянная артель художников.
Смоленские художники редко расписывали церкви по сырой штукатурке, как это было принято в других городах.
Они любили работать по сухой, что давало возможность вырисовывать мелкие детали, передавать особенности изображения лиц.
Слайд 19Нижние части стен украшали завесами, которые были похожи на дорогие узорчатые ткани
из Византии и с Востока.
Часть росписей сделана под мрамор и ценные породы камня.
Орнамент состоял из квадратов, кругов, треугольников, крестов – древнейших символов солнца, огня, защиты, добра, вечной жизни.
А какое разнообразие цвета: синий, красный, желтый, зеленый! И никакой безвкусицы, все очень гармонично. Нежные линии, тонкая гамма цвета.