Софийский собор в Киеве

Содержание

Слайд 2

Архитектура

Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный храм,

Архитектура Изначально архитектурный облик Софийского собора представляет собой пятинефный крестово — купольный
украшенный 13 главами. Такая система постройки храмов была характерна для византийской архитектуры с IX века. Общая композиция экстерьера собора имела облик пирамиды.
Самый большой центральный купол окружен четырьмя меньшими и более низкими. Остальные 8 куполов располагались еще ниже, и красивым ожерельем обрамляли центральный купол. Все купола были оборудованы окнами и покрыты свинцовыми листами.
В плане собор имеет пять продольных нефов, которые в восточной части заканчиваются пятью полукругами алтарей — апсидами. Основной объем сооружения окружали два ряда галерей, которые словно связывают собор с окружающим пространством.
Длина и ширина самого  собора составляет 29 метров, но галереи добавляют в длину еще 13 метров, а в ширину — увеличивают пространство на 16 метров. Стилистика архитектуры Софийского собора видоизменялась на протяжении веков, но внутреннее оформление интерьера сохранилось практически в первозданном виде.

Слайд 3

колокольня;
трапезная;
башня на въезде в южной части;
бурса;
хлебня;
дом митрополита;
ворота Заборовского.

собора Святой Софии входят и

колокольня; трапезная; башня на въезде в южной части; бурса; хлебня; дом митрополита;
другие монастырские постройки XVIII века, имеющие религиозное, культовое и функциональное назначение:

На сегодняшний день Софийский собор имеет огромное историко — культурное значение, и входит в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Слайд 6

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из

Кладка собора выполнена в византийской технике и представляет собой смешанную кладку из
тонких, широких кирпичей, чередующихся с рядами природного камня — дикаря. Для соединения кирпичей и камня использовали специальный известково — цементный раствор удивительного розового цвета. При этом наружные фасады храма не отделывались штукатуркой, и поэтому кладка оставалась открытой.
Позже, во время реставрации Софийского собора, стены были оштукатурены. Но а некоторых местах на фасадах храма  специалистами были оставлены небольшие открытые участки кладки, чтобы посетители могли увидеть элементы древней кладки.
В западной части расположены две башни,  на которые ведут крутые ступени. Формы собора поднимаются ввысь и завершаются 13 башнями с высоким центральным куполом. Количество куполов собора имело символическое значение. Основной, самый большой купол, представлял собой Главу христианской церкви — Христа в окружении своих учеников — 12 апостолов.
Художественный эффект внешнего вида собора усиливают полихромные фресковые росписи на столбах и в декоративных нишах. Софийский собор в полной мере оправдывает свое звание жемчужины мировой исторической архитектуры.

Слайд 8

Внутреннее убранство собора.

Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во внутреннем оформлении

Внутреннее убранство собора. Интерьер Софийского собора поражает роскошью и великолепием. Так, во
широко использовалась настенная роспись, были созданы прекрасные фрески и выложены мозаичные изображения.

Слайд 10

До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные

До наших дней сохранилось свыше трех тысяч квадратных метров фресок и подлинные
мозаики ( 260 кв. м), созданием которых занимались византийские мастера в XI веке. Оттеночная палитра мозаики состоит из 177 вариантов различных цветов.

Слайд 12

Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения.

Изначально мозаикой были украшены центральный купол храма и алтарь, где проходили богослужения.
Вся остальная поверхность стен была украшена фресками. В центральной части главного купола находится великолепная мозаика, изображающая Христа Вседержителя в окружении четырех архангелов.

Слайд 14

До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы

До наших дней сохранилось мозаичное изображение только одного из архангелов, а образы
остальных были реставрированы в XIX веке. Художник М. А. Врубель обновил изображение архангелов, написав их масляными красками на месте поврежденной мозаичной выкладки.
Когда входишь в собор из освещенных внешних галерей, сразу попадаешь в затемненные анфилады боковых нефов, которые тоже щедро расписаны фресками. В центральном куполе — мозаичное изображение Христа.

Слайд 16

На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве. Одна

На алтарной апсиде, на золотом троне — фигура Богоматери, склоненная в молитве.
из самых известных во всем мире мозаик Софийского собора — это изображение Богоматери Оранты, которое имеет название » Нерушимая стена». Оно располагается на своде главной апсиды алтаря.

Слайд 19

Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов

Далее сцена из » Евхаристии», а чуть ниже — фигуры » отцов
церкви». На столбах арки, обрамляющей алтарь, сохранились также мозаичные изображения Благовещения — архангела Гавриила и Богоматери. Эта мозаика является образцом старейшего в русском искусстве отображения сцены Благовещенья.