Содержание
- 2. Социально-культурная деятельность в эпоху правления Петра 1
- 3. «Петровские реформы» открывают собой эпоху Нового времени в русской истории, и прежде всего эру Русского Просвещения,
- 4. Начало этому периоду положили «Петровские реформы» (первая последовательная попытка модернизации России «сверху»). Термин «Петровские реформы» (с
- 5. – это скорее, как убеждены большинство исследователей этого феномена, «культурный переворот», качественный исторический «скачок», насильственный «перелом»
- 6. Это выражение – лишь условное, устоявшееся в науке наименование социокультурного «первотолчка» модернизационных процессов в России, которые
- 7. Ни самодержавие, ни крепостное право, ни экономический строй, основанный на соединении патриархально-крестьянского натурального хозяйства и помещичьего
- 8. Петровская «революция» коснулась: культурной, церковной и административной сфер, а значит, была неполной, частичной, фрагментарной.
- 9. «Петровские реформы» можно было бы трактовать и как «реформацию», но в отличие от германской или швейцарской
- 10. В то же время никаких структурных или смысловых изменений в самом русском Православии, в религиозном миросозерцании,
- 11. В результате церковь была лишена самостоятельности и подчинена государству на правах своего рода «департамента по духовным
- 12. преобразования страны, общественной жизни и культуры, осуществленные Петром, не были ни реформами, поскольку в них не
- 13. В то же время «Петровские реформы» сочетали в себе черты и одного, и другого, и третьего,
- 14. Главным содержанием петровской модернизации являлась секуляризация культуры (т.е. ее «обмирщение»), разрушившая специфическую смысловую целостность древнерусской культуры,
- 15. Правда, произошедший в XVII веке Русский религиозный раскол навсегда подорвал единство и цельность древнерусской культуры и
- 16. . Наряду с неумолимым и ускоряющимся распадом архаического Московского царства в русской культуре XVII века шла
- 17. Схема. Секуляризация культуры России на пороге Нового времени
- 18. На рубеже Средневековья и Нового времени происходит распад синкретического единства культуры и веры, которые постепенно обособляются
- 19. Государственная политика Петра 1 и его преемников с различной степенью последовательности и твердости была направлена на
- 20. Результатом совместного действия процессов секуляризации культуры и государственной секуляризационной политики было разделение светской и церковной культур
- 21. Будучи логическим продолжением драматических процессов русского религиозного раскола XVII века, полоса «Петровских реформ», проникнутая пафосом секуляризации,
- 22. , т.е. фактически на две разноосновные культуры: светскую (секулярную) и религиозную (духовную).
- 23. Если даже поверхностные разночтения в исполнении религиозных обрядов могли расколоть православие как конфессиональное и духовное единство,
- 24. Как и любая общинная структура, древнерусская цивилизация не выдерживала ни малейшего нарушения вековых традиций, апеллирующих к
- 25. к росту разногласий и конфликтов, к крайней поляризации общественного мнения и неизбежному расколу. Петровские преобразования сделали
- 26. Получившая мощное развитие и широкое распространение светская культура – в различных художественных, научных, образовательных, политических и
- 27. . Утверждение одних идеалов и принципов в каждом случае сопровождалось резким отрицанием (ниспровержением, осуждением и осмеянием)
- 28. По существу, признание самой религиозности необязательной, факультативной составляющей культуры, недвусмысленное отделение светской власти от церкви и
- 29. При этом религиозная часть русской культуры фактически уходила на периферию национально-исторического развития и утрачивала ряд прежде
- 30. В то же время новообразовавшаяся секулярная, светская культура, напротив, обретала все новые и разнообразные функции и
- 31. оппозиция религиозного и светского дополнялась в петровское время противопоставлением центра и периферии; просвещенного меньшинства (элиты) –
- 32. Некогда единая и цельная (в Древней Руси), русская культура с начала «Петровских реформ» стала активно члениться,
- 33. Это вело, с одной стороны, к отчуждению светской власти от религии (вплоть до признания ее властью
- 34. «Светская святость» выражалась в таких различных по своему характеру и далеко стоящих друг от друга явлениях,
- 35. культ государства и нации, апология русских армии и флота и их военных побед, государственное и национальное
- 36. апология энциклопедизма М. Ломоносова, поэтического дара Г. Державина, исторических и лингвистических заслуг Н. Карамзина и др.),
- 37. Именно в это время стала складываться столь характерная в дальнейшем для русской культуры способность «религиозной энергии
- 38. ярко заявившая о себе уже в увлечении русских общественно-политических и культурных деятелей XVIII века масонством и
- 39. Исследователь русского масонства академик А.Н. Пыпин замечал, что широкое распространение масонства было популярно между умами, «вышедшими
- 40. По существу, масонство среди отечественных неофитов(новообращенные) научного мышления казалось особого рода наукой, формой сокровенного знания о
- 41. будучи на самом деле функцией религиозного, а часто и мифологического сознания, замещавшей собою положительные науки и
- 42. Впоследствии «религиозная энергия» отечественной культуры особенно резко проявилась в атеистическом и материалистическом фанатизме разночинской интеллигенции второй
- 43. – нередко фетишизируемыми и рассматриваемыми в отрыве от целого культуры как своего рода «безрелигиозная религия», или
- 44. В этом же сверх-религиозном ключе должен рассматриваться и политический экстремизм русских радикалов, начинавшийся в XVIII веке
- 45. Впоследствии все предреволюционные и послереволюционные политические страсти, особенно массовые, в той или иной степени носили религиозный
- 46. Возникший в результате исторически закономерного раскола единой средневековой культуры идеологический плюрализм XVIII века поначалу естественно укладывался
- 47. пессимизм и оптимизм, аскетизм и гедонизм, «школьная» схоластика и дилетантизм, дидактизм и развлекательность, этикет и сенсационность,
- 48. В дальнейшем религиозная «специализация» культуры становилась все более и более узкой отраслью общественной деятельности, а в
- 49. Впервые обретенный русской культурой действительный (притом разительный!) плюрализм вкусов и стилей, ценностей и норм, традиций и
- 50. Возвращение «русского европейца» в родную национально-культурную среду также воспринималось как нарочитое «театральное действо» на фоне «западно-европейских
- 51. Смешение различных форм поведения в Петровскую эпоху (стилизация и пародийность, ритуал и эпатажный антиритуал, официальность и
- 52. который индексировался различным образом в зависимости от характера пространства (Петербург и Москва, Россия и Европа, подмосковное
- 53. Соответственно дифференцировались различные «знаки» поведения – манера разговора, походка, одежда, жестикуляция, лексика и т.д. Вся жизнь
- 54. В русской дворянской культуре XVIII века складывался весьма разветвленный «стилевой полифонизм каждодневного быта» (Ю. Лотман); реализация
- 55. Обретая в значительной мере игровой, нарочито искусственный и «художественный» характер, бытовое поведение строилось по моделям «поэтики
- 56. Произведения светской культуры превращались в своего рода инструкции повседневного поведения столичного служилого дворянства. Позднее эти «правила
- 58. С изменением места религии в российской картине мира преобразилось и соотношение между собой других частей и
- 59. В концепции мира, утверждаемой Петром 1, на место «красоты» ставится «польза»; вслед за идеями утилитаризма, полезности
- 60. (отождествляемые реформаторами с косностью и шаблонным мышлением) отходит на второй план перед авторитетом вещи, материального производства,
- 61. в культурной иерархии слово уступило место вещи, «плетение словес» сменил деловой стиль, отягощенный бюрократическим канцеляризмом; введенный
- 62. Неизбежный «упадок литературы» при Петре компенсировался информативностью словесных произведений; борьба со словесным этикетом породила упразднение многих
- 63. апофеоз вещи и практического действия раскрепостил сюжет литературно-художественных произведений, ставший более занимательным и динамичным; в результате
- 64. Реальность мира стала описываться и толковаться более адекватно и вне соотнесения с вековыми идеалами религии и
- 65. Литература петровского времени не породила собственного художественного стиля, зато полем ее зрения стала действительность во всей
- 66. . Ко времени Петра относятся попытки создания публичных театров (“комедиальных храмин”) в Москве и Петербурге, где,
- 67. Апофеоз вещи и борьба с «инерцией слова» были связаны в Петровскую эпоху с упразднением многочисленных запретов
- 68. Искусство развивается по преимуществу как окказиональное, т.е. созданное «по случаю» (вирши и театральные постановки, архитектурные сооружения
- 69. Появляются первые представления о социальном и культурном прогрессе как поступательном движении общества вперед, его развитии и
- 70. На первый план политики Петра выходит преодоление российского отставания в различных социальных и культурных аспектах. Само
- 71. Вместо репродуцирования суммы вечных идей и представления культуры, с точки зрения средневековья, как феномена, имеющего вневременной
- 72. Культура стала восприниматься как поток инноваций, как непрерывное обновление норм и традиций, идеалов и форм деятельности,
- 73. В то же время человек предъявил свои «права на историю» и попытался овладеть ею, на практике
- 74. Ради этого в культуре петровского времени получили развитие опосредующие культурные «звенья», размывающие смысловую грань между Абсолютом
- 75. В XVIII веке самостоятельное значение в отечественной культуре начинают обретать наука и искусство, философия и богословская
- 76. Именно с этого момента, т.е. фактически начиная с «Петровских реформ», «ядерные» процессы в отечественной культуре происходят
- 77. Если учесть, что науки и научной деятельности как таковых не существовало в Древней Руси, а сама
- 78. Однако применительно к русской культуре XVIII века наука и научность, вообще положительное знание – при всей
- 79. Так или иначе с началом «Петровских реформ» в России возникла ситуация «социокультурного переворота». В русской культуре
- 80. чуть ли не революционным образом стали трансформироваться культурные ценности, идеи и стиль произведений культуры, формы житейского
- 81. стали внедряться новые обряды и традиции, в то время как старые отвергались и осмеивались; изменилась культура
- 82. Однако существовало такое содержательное (цивилизационное) начало, которое объединяло эпоху Древней Руси и новой России; этим началом
- 83. Предпринятая царем-реформатором всеобщая «перестройка», или «революция сверху» (как верно охарактеризовал подобные процессы Н.Я. Эйдельман), знаменовала собой
- 84. Схема . Петровские реформы: замысел и результат
- 85. Главное цивилизационное творение Петра I -– Российская Империя со всеми ее институтами, учреждениями, ритуалами. До сих
- 86. Различая деспотизм восточных монархий и абсолютизм западно-европейских государств, основоположник русского марксизма подчеркивал, что восточному деспоту принадлежит
- 87. Он, по словам Плеханова, окончательно закрепил за государством все производительные силы России, которые находились налицо, и
- 88. Более того, введение Петром «табели о рангах», а вместе с нею всей сложнейшей системы имперской бюрократии,
- 89. Принцип, согласно которому «порода отступала назад перед чином», как убедительно доказал Плеханов, мало чем отличался от
- 90. Установленный Петром приоритет государственной службы (табель о рангах) перед знатностью рода, социальным происхождением («порода» попятилась перед
- 91. Эти особенности послепетровской России имели не только социальные и политические последствия, но и социокультурные и культурно-исторические
- 92. Реформы Петра I в социально-культурной сфере Главным содержанием реформ в этой области было становление и развитие
- 93. Введение новой азбуки и шрифтов На момент прихода Петра к власти в России действовала азбука, созданная
- 94. Введение новой азбуки и шрифтов В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука или проще
- 95. 1 января 1700 году в России был введен европейский календарь
- 96. Принципиально новыми феноменами, немыслимыми в рамках традиционной русской культуры, явились – в результате «Петровских реформ» –
- 97. В 1708 году в России вводится новая гражданская азбука.
- 98. Реформы образования По указу Петра I стали открываться новые школы, обучающие различным наукам и ремеслам. По
- 99. События культурной жизни
- 100. Огромное значение великий преобразователь придавал сфере досуга, именно через нее он приобщает русских дворян к европейской
- 101. В результате в России XVIII века вестернизация традиционной культуры парадоксально выступала как средство ее ориентализации (относительно
- 102. Царь-преобразователь в равной мере не церемонился с трудящимся населением («с государевыми сиротами») и со служилыми людьми
- 103. Петровские преобразования во многом являлись продолжением начавшихся изменений в культурной жизни русского общества XVII в. Следует
- 104. «Европеизуя» Россию, по мнению Плеханова, Петр и здесь довел до крайности ту черту ее строя, которая
- 105. Посланные на обучение за границу молодые дворяне – «птенцы гнезда Петрова», «ученая дружина» Петра (прообраз будущей
- 106. но и отчужденных от жизни своего класса (здесь закладывались начала будущей «беспочвенности» русских разночинцев и интеллигенции
- 107. По существу, в бытовом поведении русского дворянства произошла настоящая революция: оно оказалось вписанным в иную нормативную
- 108. Впрочем, «революционные» начинания «верхов» сами по себе были весьма относительными и внутренне противоречивыми. В результате петровских
- 109. В этот период написан ряд важных работ по истории, а созданная Петром I Кунсткамера положила начало
- 110. Логическим итогом всех мероприятий в области развития науки и просвещения было основание в 1724г. Академии наук
- 111. Библиотеки Петр I издает распоряжение о собирании их в монастырских книгохранилищах, переписке и передачи в государственные
- 112. К этому периоду относиться и образование первой публичной библиотеки в Москве, автором проекта которой был книгоиздатель
- 113. Прежде всего, новаторство Петра I проявилось в организации музейного и библиотечного дела. C 1714 г. Петр
- 114. Ее фонды сложились из медицинских книг Аптекарского приказа, исторических, богословских, научных книг, привезенных Шумахером из-за границы.
- 115. Усвоение русским просвещенным дворянством ценностей, норм, принципов европейской культуры и цивилизации выступало, начиная с петровского времени,
- 116. Вначале библиотека размещалась в служебных помещениях Летнего сада, а с 1718 г. она становится доступной для
- 117. Великий реформатор Петр I проводил ряд мероприятий направленных на построение «новой» русской культуры. Коцебу А.Е. Подвиг
- 118. Так в 1720 г. анонимный дипломат в составе польского посольства следующим образом выразил свои впечатления о
- 119. Больше всего греческих, есть также много книг, напечатанных на славянском языке. Другие труды относятся к военному
- 120. Кроме того, здесь находятся старые немецкие библии и много книг латинских, немецких, французских и русских…» .
- 121. Огромное значение великий преобразователь придавал сфере досуга, именно через нее он приобщает русских дворян к европейской
- 122. Первым музеем в России стала Кунсткамера. Еще в первое свое путешествие за границу Петр накупил массу
- 123. Первым музеем в России стала Кунсткамера. Еще в первое свое путешествие за границу Петр накупил массу
- 124. Первым музеем в России стала Кунсткамера. Еще в первое свое путешествие за границу Петр накупил массу
- 125. 13 февраля 1718 г. был издан именной указ «о приносе родившихся уродов, также найденных необыкновенных вещах
- 126. Для создания Кунсткамеры, как было названо собрание редкостей из области «раритетов, монстров и куриозите», Петр прибегнул
- 127. Учитывая психологию людей, Петр в указе предлагал большие деньги: за живого человеческого урода 100 рублей, за
- 128. В Петровскую эпоху было положено начало и другим музеям. В 1702 г. Петр издает указ о
- 130. Тогда же, по приказу Петра, стали собирать коллекции, впоследствии положившие начало Военно-морскому музею. В дворцовом сооружении
- 131. МУЗЕИ В 1709 г. – был создан музей мореплавания (ныне Военно-морской музей в Петербурге)
- 132. В нее вошли картины западноевропейских художников XVII – начала XVIII в., которые Петр приобрел во время
- 133. Петровские времена трансформировали культурную жизнь общества. Через досуг Петр I приобщает русских дворян к европейской культуре.
- 134. Петр I постоянно искал новые формы и методы преобразовательного воздействия на общество, которые отражали бы его
- 135. Создавая грандиозные зрелища, Петр1 ставил перед собой цель «приобретения… себе чести от народа, и для утверждения
- 136. Новые викториальные праздники положили начало образованию системы государственных праздников. До Петровской эпохи праздники носили ярко выраженный
- 137. В 1700 г. был принят специальный указ об обязательном ношении венгерского платья (кафтанов), а в следующем
- 138. Важнейшие составные части викториальных праздников – триумфальные шествия войск, маскарады, фейерверки, театральные действа – были призваны
- 139. Викториальные праздники заключали в себе определенные агитационные идеи, выраженные в аллегорической форме и насыщенные европейской символикой.
- 140. Поэтому еще с первых лет существования типографии велел перевести на русский язык и напечатать ряд икононического
- 141. Например, префект Славяно-греко-латинской академии Иосиф Туробойский следующим образом обращался к православному читателю, описывая символику триумфальных ворот
- 142. Местом действия праздников были Петербург и Москва. Уже в 1696 г. в торжествах по случаю побед
- 144. По распоряжению Петра 1 мастер «Иван Салтанов со товарищи» построил невиданные врата: громадные резные статуи Геркулеса
- 145. Интересно описание триумфальных ворот, воздвигнутых в честь победы в Полтавской битве, которое дает П. Н. Крекшин:
- 146. Маскарады и фейерверки являлись составной частью любого викториального праздника. Фейерверки своими эффектами и грандиозностью поражали не
- 148. Театр фейерверка занимал пространство шириной и глубиной в 100 аршин и находился на возвышении со спуском
- 149. В «крилах своих» и «единой когте» он держал изображения Белого, Каспийского и Азовского морей. Орел горел
- 150. Новые викториальные праздники положили начало образованию системы государственных праздников. До Петровской эпохи праздники носили ярко выраженный
- 151. Маскарады являлись великолепным зрелищем Петровской эпохи. В «Описании маскарада, состоявшегося в Санкт-Петербурге в 1723 г.» дается
- 153. Подданные Петра предстали в платьях заморских министров – немецких, венецианских, китайских, индийских, венгерских, японских. Элементы маскарада
- 154. Новое содержание Петр 1 вкладывал и в традиционные праздники. Так в 1699 г. в праздник Богоявления
- 155. Около «Иордании» был устроен высокий стол, на котором стоял человек, державший царское знамя. Знаменосец несколько раз
- 156. Викториальные праздники носили массовый характер с той лишь оговоркой, что простой люд Петербурга и Москвы являлся
- 157. Борьба шла и с широкорукавным платьем. Вскоре после возвращения "великого посольства" состоялось шуточное освящение Лефортового дворца.
- 158. Для Петра главным объектом воспитания являлось дворянство, и он стремился перевести их мышление в европейскую мифологическую
- 159. Как отмечает Ф. Берхгольц, «по данному знаку, толпившиеся на площади люди бросались на царское угощение… даровое
- 160. Ф. Берхгольц делает интересное замечание, что полиция не препятствовала устроению этих побоищ, и иностранцы думали, что
- 162. Петру I мы обязаны и появлением в России таких праздников, как 1 апреля и 1 мая.
- 163. В назначенный день на сцену вынесли сделанную из картона огромную бутылку с надписью «1 апреля», в
- 164. Петра I следует считать и основателем театрального дела в России. В 1702 г. Петр распорядился воздвигнуть
- 166. Истоки русского театра уходят своими корнями в народное творчество: это, прежде всего, языческие обряды, с помощью
- 167. В средневековой Руси хранителями языческих «театрализованных» традиций являлись скоморохи, которые веселили народ: пели, плясали, балагурили, разыгрывали
- 168. Театр просуществовал с 1672 по 1674 г., и такие постановки, как «Артаксерксово действо», «Олоферново действо», «Жалостная
- 169. напрямую связаны с формирующимся абсолютизмом и западноевропейским влиянием. Большая часть пьес, сыгранных на придворной сцене, была
- 171. И. Грегори, очевидно, учитывал сходство событий комедий с тем, что происходило в это время при русском
- 172. Поэтому наиболее значительные постановки Придворного театра носили светский или даже политический характер и выражали идеологию абсолютизма,
- 173. В отличие от своего отца, царя Алексея Михайловича, Петр стремился приобщить к театру самые широкие слои
- 174. По замыслу Петра, театр «должен был разъяснять всенародному множеству истинный смысл деяний преобразователя», прославлять Российское государство,
- 175. Представления в театре давала немецкая труппа И. – Х. Кунста. Цены на билеты были незначительными, но,
- 176. Причиной непопулярности театра была его оторванность от русской жизни, на сцене в основном ставились пьесы немецких
- 177. Однако эти требования оказались для труппы Кунста непосильными, и в 1706 г. ей было отказано в
- 178. Требования, предъявляемые Петром к театру, которые были непосильны для немецких трупп, в большой степени оказались под
- 179. На сцене театра при Славяно-греко-латинской академии и Московского театра Хирургической школы были поставлены пьесы по горячим
- 180. Такие действа школьного театра Славяно-греко-латинской Академии, как «Торжество мира православного» и «Освобождение Ливонии и Ингерманландии», были
- 181. В действе «Божие уничижителей… гордых уничижение» развивалась тема греховности неповиновения властям. На сцене Хирургической школы особенно
- 182. В действе вообще отсутствует религиозная тема, автор, воспевая укрепление русского государства, использует не библейские, а мифологические
- 183. Следует отметить, что в панегирических драмах, разыгрывавшихся на сценах Академии и Хирургической школы, наблюдалось нагромождение аллегорий
- 184. Существовала определенная связь между викториальными праздниками и школьными драмами. Сцены и композиции триумфальных ворот, шествий и
- 185. И, наоборот, в устройстве викториальных праздников использовались те же самые композиции и аллегории, что и в
- 186. К любительским театрам относится и театр сестры Петра I Натальи Алексеевны. В 1706 г. она устраивает
- 187. Так Х. Вебер, посетивший одно из ее представлений, в котором осуждалось неповиновение властям, сообщает в своих
- 188. В пьесах Натальи Алексеевны воспевались также деяния Петра, его нововведения, в виде «забавных игралищ» (коротких представлений)
- 189. Вся деятельность «всешутейшего собора» имела самодеятельный характер. Так А. Крюгер считает, что, «если мы в своем
- 190. постепенно через маскарад придем к возникновению целого штата постоянных любителей театральной организации в лице „всепьянейшего и
- 191. «Виташий» поистине представлял собой театральную фигуру, поскольку одет был в длинный балахон, «на голове – шляпа
- 192. По словам Ф. Берхгольца, «виташий» совмещал роль придворного полушута с должностью «оберкнутмейстера» (старшего палача), лично распоряжавшегося
- 193. Смешение серьезного и шутовского особенно ярко проявляется в деятельности «всешутейшего собора», где смехотворные графы и патриархи
- 194. Так шутовской князь-папа Никита Зотов был хранителем государственных печатей, а его заместитель князь-кесарь Федор Ромодановский заведовал
- 195. С помощью «всешутейшего собора» Петр стремился сформировать новый взгляд на веселье и развлечения, внушить мысль, что
- 196. Только в игровом, смеховом мире «антикультуры» могла наблюдаться спутанность всех значений, где кабак заменял церковь, «бесовство»
- 197. Д. С. Лихачев характеризует этот мир как мир перевернутый, реально невозможный, абсурдный. «Всешутейший собор» был необходим
- 198. С точки зрения человека с традиционным сознанием, Петр распространил мир «антикультуры» за отведенные ему рамки и
- 199. В первой части праздника человек находился в мире культуры, так как следовал установленным нормам христианского благочестия
- 200. Петр же намеренно разрушил границу между этими мирами для того, чтобы противопоставить старинной праздности «новую» праздность.
- 201. Если в допетровской Руси, после Рождественского поста с молчаливого разрешения церкви на святках происходили различного рода
- 202. Так В. О. Ключевский в описании празднования святок в Петровскую эпоху очень точно проиллюстрировал смешение церковного
- 203. Хозяева домов, удостоенных посещением этих славельщиков, обязаны были угощать их и платить за славление». Такой же
- 204. В конце 1718 г. верхи петербургского общества были извещены о введении ассамблей. Петр побывал во французских
- 205. Ассамблеи бдительно опекала петербургская полиция. Представление о монарших правилах дает распоряжение петербургского обер-полицейместера Девиера «О порядке
- 206. При организации новой формы общения и развлечений преобразователь использовал не только практические, но и теоретические достижения
- 207. Знания Альштед подразделял на науки и искусства, где последние делились на свободные и механические. К механическим
- 208. За несколько часов до съезда гостей полицейместер приезжал в дом, назначенный для ассамблеи, и осматривал комнаты,
- 209. Обыкновенно сам Петр назначал, в чьем доме должна быть ассамблея, а затем дальнейшее их назначение зависело:
- 210. Танцы занимали первое место среди развлечений на ассамблее. Начинались они, как правило, польским, за которым следовал
- 211. ». В нем участвовало много пар, и руководил ими «маршал», выбранный «царицей» ассамблей. Под звуки печальной
- 212. По взмаху «маршальского» жезла, оркестр переходил на веселую музыку, и дамы оставляли своих кавалеров и выбирали
- 214. то начиналась прежняя печальная мелодия, и пары выстраивались в ряд. Кавалеры, которые оставались без дам, штрафовались
- 215. Ф. Берхгольц в своем «Дневнике» рисует его образцовым учителем: «Он проделывал па во главе шеренги кавалеров,
- 216. Танцы занимали первое место среди раз- влечений на ассамблее. Начинались они, как правило, польским, за которым
- 217. Петр вывел женщину из терема «в свет», забывая, что она не может сразу же, в один
- 218. С. Н. Шубинский отмечает, что русские боярыни и боярышни были смешны и неуклюжи, «затянутые в крепкие
- 219. Еще сложнее дело обстояло с непринужденным и свободным общением с мужчинами. Ф. Берхгольц замечает в этой
- 220. Петр старался европеизировать поведение дворян на ассамблеях и тем самым, не подозревая об этом, усилил архаические
- 221. Европейское начало сказывалось больше внешним образом, а московская старина (в отрицательном ее проявлении) частенько выбивалась из
- 223. Все подражали манерам Петра, которому не хватало необходимых качеств, требовавшихся взятой им на себя ролью: ему
- 224. Все танцующиекавалеры обязаны были повторять движения за государем. Ф. Берхгольц описывал, что Петр выделывал такие «каприоли»,
- 225. Старики путались, задыхались, у некоторых кружились головы, другими овладевали припадки одышки, некоторые не выдерживали и валились
- 226. Иностранцев на ассамблеях окружали почетом в присутствии государя, но стоило ему отвернуться, с них срывали парики.
- 227. Петр понимал, что обучить своих подданных новой культуре с помощью одних только угроз и указов невозможно,
- 228. Изучение данного текста интересно с точки зрения рассмотрения процесса адаптации европейской культуры на русской почве. Так
- 229. Чтобы пользоваться успехом в обществе, он должен владеть иностранными языками, уметь танцевать, ездить верхом, фехтовать, быть
- 230. Не хватай первой в блюдо и не жри как свинья… Не сопи, когда яси, ногами везде
- 231. В дворцовом сооружении Монплезир, находящемся в Нижнем парке Петродворца, преобразователь основывает и первую в России картинную
- 232. Особенно Петр любил морские пейзажи Адама Сило, в которых безукоризненно точно изображалась оснастка парусных кораблей. Петр
- 233. Перестраивая русский быт, Петр большое значение придавал садовому искусству и посылал за границу обучаться ему. Он
- 234. Ассамблеи, которые также проходили по особому регламенту, Петр устраивал и в Летнем саду. Летний сад, получивший
- 235. . П. Свиньин писал о нем в начале XIX в.: «Сад сей разведен в голландском вкусе,
- 236. При Петре Летний сад был гораздо больше ныне существующего: он тянулся от Невы и до Инженерной
- 237. Тем самым преобразователь отошел от древнерусской традиции, согласно которой «ученью время, потехе час». Об этой особенности
- 238. Как отмечал С. Н. Шубинский, «император любил собирать гуляющих и сам объяснял им смысл содержания басен»
- 239. Вечерний выстрел из пушки служил сигналом для приглашенных: немедленно следовало спешить на гулянье в сад. Гости
- 240. В. О. Ключевский писал, что государь потчевал гостей, как радушный хозяин, но порой его хлебосольство становилось
- 241. Особо назначенные для того майоры из гвардии обязаны были потчевать всех за здоровье царя, и счастливым
- 242. Те, кто не попадал в число приглашенных, могли в качестве зрителей наблюдать веселое гулянье. По Неве
- 243. По принципу механических искусств Петр организовал и еще одно развлечение для высшего общества – катания по
- 244. В петровском указе строго определялось место катания, одежда, в которой надлежит явиться приглашенным и давались предписания
- 245. В указе сообщалось, что «на сей экзерциции вольны хозяева быть или не быть», однако здесь же
- 246. Петр предусмотрел и возможность нарушения установленных правил, поэтому предостерегал катающихся: «За преслушание же и на сих
- 247. В хорошую погоду такие катания по Неве с волторнистами и музыкантами были очень приятны, но иногда
- 248. . Зимой Петру приходилось отказываться от таких прогулок, но по его приказу был прорублен во льду
- 250. Скачать презентацию